1200h90 2

Дневник Тани Савичевой, казнь предателя из КГБ, киносказки Нечаева. Этот день в истории: 23 января

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 23 января в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1755 год. Основан Московский университет

6fd7129e 9cd5 42d1 b63a 5dc877257ffc

12 (23) января 1755 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета. Поскольку указ вышел в день празднования памяти св. Татьяны (в настоящее время отмечается 25 января), эта святая стала считаться покровительницей университета, а затем и всех учащихся. День рождения МГУ и День студента принято отмечать 25 января.

За полгода до выхода императорского указа в сенате слушалось «Покорнейшее донесение» видного государственного деятеля и мецената Ивана Шувалова о необходимости иметь русский университет. Документ Шувалова базировался на проекте его друга Михаила Ломоносова. Пушкин так оценил роль великого ученого: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Сенат ассигновал 5 тыс. рублей на расходы, связанные с открытием университета, первоначально имевшего три факультета — философский, юридический и медицинский, и 15 тыс. рублей ежегодно на его содержание. Эти суммы были тогда сопоставимы с налоговыми поступлениями от целого уезда; кавалерийская лошадь, например, стоила 10 рублей. Помогли и частные лица; так, промышленники Строгановы пожертвовали 21 тыс. рублей.

Университет получал ряд привилегий. Он находился под покровительством императрицы и подчинялся непосредственно ведению Сената. Его куратором стал Шувалов. Все «чины университета» без ведома кураторов и дирекции были неподсудны никакому суду, кроме университетского, дома их освобождались от «постоев и всяких полицейских тягостей».

При университете были открыты две гимназии — одна для дворян, другая для разночинцев. Предполагалось, что, становясь студентом, гимназист получит шпагу и вместе с ней дворянское достоинство. Однако, несмотря на эти поощрительные меры, до университета доходили немногие гимназисты. В первые годы пришлось наполнять университет учениками духовных академий и семинарий, и все равно Московский университет нуждался в слушателях. Через десять лет после основания на всем юридическом факультете был только один студент. И лишь в следующем, XIX столетии Московский университет превратился в мощный научный центр и кузницу кадров для всей страны.

1895 год. Человек впервые ступает на берег Антарктиды

c4068e4accae97fd3c0639262d4ce85d1 680 400 100

Шестой материк Земли был открыт 28 января 1820 г. русской кругосветной экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Но на берег никто из команды не высаживался, и российский флаг на новой земле не был поднят. Лишь через 75 лет нога человека впервые ступила на антарктическую землю.

23 января 1895 г. пассажир норвежского промыслового судна «Антарктик» преподаватель естественных наук Карлстен Борхгревинк уговорил капитана Леонарда Кристенсена спустить на воду шлюпку и пристать к берегу Антарктиды около мыса Адэр у северной оконечности земли Виктории. В лодке находились шестеро. Из них четверо — организатор экспедиции «Антарктики» бизнесмен Генрих Булл, капитан Кристенсен, ученый Борхгревинк и 17-летний новозеландский моряк Александер фон Тунзельманн — ступили на континент практически одновременно. Это потом породило споры о первенстве. В большинстве энциклопедий и справочников первопроходцем Антарктиды называется Борхгревинк, один или совместно с Кристенсеном, однако новозеландцы считают таковым фон Тунзельманна. В 1998 г. правительство Новой Зеландии официально назвало место высадки своего соотечественника на берег Точкой фон Тунзельманна.

Во время первой высадки на материк Борхгревинку удалось собрать образцы горных пород и лишайника. Доставленные в Европу, они вызвали огромный интерес среди ученых, поскольку в те времена сомневались в способности растений выживать в столь южных широтах.

Спустя несколько лет Борхгревинк вернулся в Антарктиду уже в роли руководителя экспедиции на судне «Южный крест».

1930 год. Родилась Таня Савичева, ученица начальных классов из Ленинграда, ставшая знаменитой на весь мир благодаря своему дневнику

79a76ea19d70f6594363b30f2d4dd214

Дневник маленькой девочки, в котором она заполнила всего девять страниц, стал одним из главных скорбных символов Великой Отечественной войны.

Таня родилась в большой и дружной семье — мама, папа, две сестры Женя и Нина, братья Лёка и Миша. Дом — полная чаша: отец Тани был предпринимателем, владел в Ленинграде собственной пекарней, булочной-кондитерской и даже кинотеатром. Но в 1930-е частную собственность начали отчуждать, а частников из Ленинграда ссылали за 101-й километр. Туда отправилась и семья Савичевых. Отец Тани сильно переживал случившееся, ведь он теперь не мог достойно содержать свою большую семью. В конце концов стресс, безденежье дали о себе знать — Николай Савичев заболел раком и скончался 5 марта 1936 г.

Потерявшая кормильца семья вскоре смогла вернуться в Ленинград. Они — мама, Таня, братья и сестры — поселились вместе с бабушкой в доме на 2-й линии Васильевского острова, как раз под квартирой ближайшей родни — братьев отца Тани, дяди Васи и дяди Лёши. Жизнь потихоньку налаживалась.

Пришел 1941 г. Летом Таня с мамой планировали съездить в гости к родственникам в Дворищи, сначала хотели поехать все вместе, но потом решили, что брат Миша поедет первым, а Таня с мамой уже после: не хотели оставлять бабушку одну в ее день рождения — 22 июня. Утром Таня вручила бабушке подарок, а в 12:15 по радио народный комиссар иностранных дел СССР Вячеслав Молотов объявил о начале войны. Таня с мамой остались в Ленинграде.

Вскоре город оказался в кольце блокады, начался голод. Всей семьей Савичевы помогали армии. Мама занималась шитьем формы для военных, Нина работала на заводе и рыла окопы, брат Миша ушел на войну, Женя стала донором.

Странички дневника Тани, исписанные детским почерком, хранят безысходность всего происходящего. Это хроника того, как уменьшалась ее большая семья, как один за другим уходили в небытие родные люди.

Первой умерла Женя, не выдержав тяжелой работы на заводе и постоянного истощения от сдачи крови для раненых. «Женя умерла 28 дек. в 12 00 час утра 1941 г.», — записала детская рука.

«Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.», — вела свой страшный подсчет 12-летняя девочка.

Затем ушли Ника, Лёка, дядя Вася, дядя Лёша. О каждой утрате — запись на соответствующую букву в блокноте.

И наконец последние четыре самых страшных записи маленькой Тани: под буквой «М» — «Мама 13 мая в 7.30 час утра 1942 г.»; под буквой «С» — «Савичевы умерли»; под буквой «У» — «Умерли все»; под буквой «О» — «Осталась одна Таня».

Не стало и Тани. Весной 1944 г. из детдома, где оказалась сирота, девочку, страдающую от туберкулеза, цинги, дистрофии и слепоты, перевезли сначала в дом инвалидов в селе Понетаевка Нижегородской области, а после, в связи с ухудшением состояния, — в Шатковскую районную больницу. Спасти ее не удалось.

1985 год. В Москве казнят за измену Родине подполковника КГБ Владимира Ветрова, завербованного французской контрразведкой

10 4

В 1981-1982 гг. Ветров передал французской спецслужбе более 4 тыс. документов с грифом «совершенно секретно», многие из которых содержали резолюции председателя КГБ Юрия Андропова и пометки генсека Леонида Брежнева. Документы включали полный официальный список 250 офицеров, размещенных под видом дипломатов по всему миру.

Среди информации, которую Ветров передал на Запад, была полная схема организации советских усилий в области научно-технической разведки. Ветров сообщал о задачах, достижениях и невыполненных целях этой программы. Ветров также раскрыл имена 70 источников КГБ в 15 западных странах и 450 сотрудников советской разведки, занимавшихся сбором научно-технической информации.

Осуществлять связь с Ветровым, во всех разведслужбах НАТО известного под агентурным именем Farewell, было поручено майору Феррану из французской разведки. Обычно встречи происходили на Черёмушкинском рынке и в сквере у Бородинской панорамы. Информация, которую передал предатель французам, привела к высылке почти 150 советских разведчиков из разных стран Запада. Только из Франции были высланы 47 советских разведчиков.

В феврале 1982 г. Ветров предпринял неудачную попытку убийства своей любовницы Ольги Ощенко, также работавшей в КГБ, опасаясь, что она может догадываться о его предательстве. Случайного прохожего, пришедшего на помощь раненой женщине, Ветров убил ударом ножа в сердце.

Трибунал Московского военного округа признал Ветрова виновным в умышленном убийстве, покушении на умышленное убийство с особой жестокостью и ношении холодного оружия, приговорил его к 15 годам колонии строгого режима с лишением воинского звания и наград.

Его связи с иностранными спецслужбами раскрылись уже после вынесения приговора. Из опасения, что его начнут разыскивать агенты французской разведки и тем самым засветят, Ветров написал письмо жене с просьбой, чтобы она проинформировала их о произошедшем. Письмо заключенного было перехвачено КГБ и наряду с другими уликами, выявленными в процессе внутренней проверки, окончательно убедило в причастности Ветрова к шпионажу. Из Иркутска, где он отбывал наказание, предателя перевели в Лефортово, потом снова судили и расстреляли.

2010 год. Умирает классик детского кино Леонид Нечаев

leonid nechaev 250110

Леонид Алексеевич родился и умер в Москве, но его не просто так во всех справочниках называют и белорусским режиссером. Десять фильмов созданы Нечаевым на киностудии «Беларусьфильм». И это не только большая, но и лучшая часть его фильмографии. Здесь он поставил свои знаменитые фильмы «Приключения Буратино» (1975), «Про Красную Шапочку» (1977), «Рыжий, честный, влюбленный» (1984), другие ленты.

В Минске, а заодно и в детском кино, Нечаев оказался по воле случая. После окончания ВГИКа молодой режиссер работал на творческом объединении «Экран». Несколько лет вынужден был снимать хроникально-документальные ленты, а потом не выдержал, взбунтовался. Пришел на прием к Стелле Ждановой, возглавлявшей творческое объединение «Экран», и заявил: «Я подаю на вас в суд. У меня диплом режиссера художественного кино, а вы мне не даете снимать…».

Та пожала плечами: «Есть детский фильм. Возьмете? Только в Минск придется ехать».

«Возьму, поеду!», — тут же отреагировал Нечаев, в глаза не видя сценария, не подозревая, что только что выбрал себе судьбу.

Фильм «Приключения в городе, которого нет» оказался «убитым». Предыдущий режиссер, которого сняли со съемок, испортил все, что можно, и успел выбрать почти всю смету. Сценарий был откровенно слабым и кочевал из Киева в Одессу, из Одессы — в Минск. На «Беларусьфильме» знали, как делать военные фильмы, а за этот «подарочек» браться никто не хотел.

«Единственное, что мне дали, так это хороший павильон и хорошего художника. И на этом все закончилось. Денег не было ни на что. Работа стояла, конца этому не предвиделось», — вспоминал Нечаев.

По его словам, спас его приехавший в Минск народный артист СССР и Герой Социалистического Труда Марк Донской: «Однажды я увидел, как в павильон вошли председатель белорусского Госкино, директор студии, председатели профкома, парткома, и среди них — Марк Донской. Я к нему подошел, поздоровался, а он говорит: «А это Нечаев! Знаете, что я этому парню поставил на экзамене? Пятерку. А я пятерки очень редко ставлю. Так что вам крупно повезло!». И на следующий день у меня уже были на площадке и краски, и рабочие, и все-все необходимое для съемок».

Фильм он закончил, и в качестве поощрения за спасение провального проекта получил сценарий пятисерийного мультфильма. «Я же ничего не понимаю в анимации!» — возмутился Нечаев, выслушав речь о перспективах развития мультипликации.

«Я взял сценарий, почитал, вырвал несколько страничек и под названием «Приключения Буратино» написал: «Двухсерийный художественный фильм для детей». А потом поехал на Минскую киностудию, где снимал свою первую картину. Даю сценарий начальнику и говорю: «В Москве просили, чтобы вы поставили это в план!». Месяца через четыре киноленту утвердили.

Фильму «Приключения Буратино» суждено было стать культовым. Премьера состоялась 1 января 1976 г. И в дальнейшем чуть ли не каждый год к 1 января Нечаев, как Дед Мороз, готовил детям новый киноподарок: «Примите телеграмму в долг», «Проданный смех», «Сказка о Звездном мальчике», «Рыжий, честный, влюбленный», «Питер Пэн», «Не покидай», «Безумная Лори»…

Читайте также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Столичная художница собирала фломастеры по всей стране для создания интерактивного арт-объекта

«Спектр» воплощает концепцию Zero waste и претендует на моновыставку. Создательница нестандартного панно Полина Корзун-Фомченко раскрыла корреспонденту агентства «Минск-Новости» основные посылы картины и нюансы работы над ней.

img 20250205 100002 989

— «Спектр» представляет собой современную мозаику. Для ее изготовления я использовала старые фломастеры, которые распиливала на модули. Материал собирали буквально всей Беларусью: свою лепту внес и Несвиж, и Клецк, и Барановичи. Что касается последнего города, мне в значительной степени помогла блогерша, которая обратилась к своей аудитории — люди стали откликаться. Из Минска большое количество фломастеров собрали жители Новой Боровой. Всем поучаствовавшим безумно благодарна, — делится Полина. — Кстати, люди реагировали на просьбу неоднозначно — чаще с удивлением, даже знакомые, которые знают, чем я занимаюсь.

img 20250205 100102 591

Выбор пал на столь нестандартный материал из-за интереса к фломастерам, который наблюдался у собеседницы еще в детстве. Ее также привлекали жалюзи из вытянутых деревянных бусин — в советское время они украшали квартиры многих. И, будучи ребенком, Полина хотела смастерить что-то аналогичное из фломастеров. Даже специально припрятала в шкафу набор уже не пишущих принадлежностей.

Во взрослом возрасте она случайно обнаружила этот «тайник». Тогда и решила, что пришло время воплотить идею в реальность. Дальше стала рассуждать о том, как именно ей реализовать задуманное, с какими формами работать и т. д.

— Я понимала, что этим арт-объектом могу затронуть тему экологии, дать ей новое звучание. Поэтому к созданию картины приступила с особым энтузиазмом, — делится художница.

444 3

Так, собеседница заострила внимание зрителя на уроне, который люди наносят окружающей среде тем, что выбрасывают пластик и другие долго разлагаемые материалы. Ей близка концепция Zero waste, которую она и отразила в работе.

— Ни один «живой» фломастер не пострадал при создании этого панно, — шутит собеседница.

photo 2025 01 30 10 30 23

Что касается технического аспекта работы, Полина признается: столкнулась с некоторыми сложностями за счет отсутствия определенных оттенков пластика, нужных для перехода из одного цвета в другой. Таких фломастеров просто не существует, поэтому приходилось решать проблему за счет использования оптических иллюзий. Фактически она брала другие цвета, но зрительно вместе они давали ощущение нужного цвета.

Форму собеседница намеренно выбрала самую простую. В нее заложено много символов и отсылок, которые доступны аудитории на уровне ассоциаций. Черное основание — это абсолют отсутствия света, а значит, и цвета. На него накладывается спектр, который представляет собой все цвета одновременно. В результате симбиоз этих составляющих, как отмечает художница, дает белый.

444 2

Получившийся арт-объект воплощает не только зрелищность и своеобразное назидание сквозь призму искусства — это целый проект под названием «Спектр», в рамках которого общественность может взаимодействовать с работой. Каждый из модулей снимается. На некоторых мероприятиях, экспозициях зрителям разрешалось выложить из подготовленных художницей ячеек свой рисунок (не важно, абстрактное изображение или предметное).

— Идея этого арт-объекта — пригласить всех желающих поучаствовать в создании произведения искусства. На что люди, к слову, охотно соглашаются, — делится Полина. — У проекта даже есть свой аккаунт в Instagram. И я верю, что когда-нибудь связанная с ним история выльется в отдельную выставку. Такая экспозиция могла бы состоять из самого арт-объекта и его вариаций, созданных зрителями (только на данный момент их число приближается к сотне).

По словам собеседницы, «Спектр» — еще и о трансформации. Художница намеренно отчасти ограничивает зрителя — в его распоряжении лишь готовые ячейки. Так, людям не нужно переживать, например, о том, что они не умеют рисовать. Условия причастности к искусству смягчаются, поэтому комплексы, неуверенность в собственных силах, боязнь показаться глупым и другое отходят на задний план и не мешают творческому процессу.

444 1

В свое время картину из пластиковых модулей отметили первым местом в номинации «Новация» на «Триеннале молодых художников». Сейчас «Спектр» можно увидеть (но, к сожалению, не потрогать — на это установлен запрет) на выставке «Преломление реальности» (пр. Партизанский, 79).

Фото из архива художницы

Где в Минске контролируют скорость авто 7 февраля

На 11 участках столичных дорог работают спидкамы 7 февраля, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на ГАИ.

transport radar mozolevskij 02

Соблюдение скоростного режима в 60 км/ч проверяют на пр. Независимости, Пушкина и Партизанском, а также на ул. Притыцкого, Маяковского, Ванеева, Кальварийской, Ташкентской и Московской.

Спидкамы на 80 и 90 км/ч фиксируют нарушения на пр. Независимости и на МКАД соответственно.

В ГАИ просят водителей быть внимательными на дорогах, соблюдать скоростной режим движения и учитывать погодные условия.