Договор обязателен. Как раритетный автомобиль «держала в заложниках» недобросовестная автомастерская
Пригнав раритетный москвич на ремонт, владелец смог забрать его только по решению суда через полтора года. Почему важно составлять договор на оказание услуг и как доказать свою правоту — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Мир увлечений
Психологи до сих пор не могут понять природу коллекционирования. Что движет человеком, который старается окружить себя однотипными вещами?
К слову, английский путешественник сэр Генри Велком за 40 лет собрал экспозицию более чем из 1 млн острых предметов. Его хвалили, ставили в пример, помогали открыть музей. За спиной же крутили пальцем у виска.
«Смотря что коллекционировать», — возразите вы. Например, если это картины малых голландцев или ранние треугольники Малевича, то всю партию впоследствии можно прибыльно продать. Что ж, в таком случае выгоднее собирать денежные знаки. Занятие архисложное, однако некоторым удается сколотить экспозицию.
В конфликте, о котором пойдет речь, участвуют двое увлеченных людей. Первый покупал и восстанавливал старые автомобили, вторая собирательница (названная ответчиком в суде) имела страсть к деньгам.
О подробностях рассказала председатель общественного объединения «Онлайн защита потребителя» Анна Шилько.
Солидная мастерская
— В этой истории в первую очередь примечательна ее длительность. Будущие истец и ответчик познакомились в ноябре 2021 года, а точку в споре суд поставил лишь недавно. Я специально заостряю внимание на временном факторе, дабы у читателей не складывалось впечатление, что конфликты в области прав потребителей улаживаются быстро. Увы и ах. Когда речь идет о деньгах, каждый становится нумизматом и расстается с ними крайне неохотно.
Итак, в ноябре 2021-го житель Минска обратился в столичную автомастерскую с целью подлатать-покрасить москвич 1977 года выпуска. Хобби у человека такое — реставрировать старинные машины. В мастерской эксклюзивному заказу не противились, но уточнили: работы проведут только при наличии окна в графике. Оно должно появиться в декабре — феврале.
— То есть это была солидная мастерская, с хорошей репутацией и обилием клиентов?
— Видимо, наш будущий подзащитный считал именно так. Стороны устно обговорили смету предстоящих расходов. Восстановление кузова в пересчете на валюту обходилось хозяину в 500 долларов, еще 1,5 тысячи долларов фирма брала за покраску.
— Однако! Этому москвичу красная цена как за ведро ржавых гвоздей.
— Мы с вами ничего не понимаем в коллекционировании раритетных авто. В январе 2022-го окно в графике появилось, и хозяин пригнал свой транспорт в ремонт. В этом месте можно сделать паузу, ведь в следующий раз владелец сядет за руль собственной машины только через полтора года.
Сначала автомобиль будут долго реставрировать, а затем продолжат удерживать в заложниках, требуя дополнительных денег.
Многие наши проблемы кроются в отсутствии должной юридической культуры. Есть образцы договоров, в интернете можно найти десятки и сотни рекомендаций, как надо поступать. Тем не менее мы, как в случае с хозяином машины, договариваемся о стоимости работ на словах, передаем наличные, не требуя взамен ни кассовых чеков, ни расписок. В итоге доверительные отношения заканчиваются большим пшиком.
Попробуй докажи!
— В нашей истории произошло следующее. Владелец москвича в два приема передал мастерской 1 000 рублей. Так сказать, аванс. Когда осмотрел сделанное, то пришел в ужас и потребовал вернуть автомобиль. И сварку произвели некачественно, и с порогами проблема, и прочее, прочее, прочее… Коллекционер со стажем, в этом он разбирался.
В ответ мастера заявили, что за такие деньги все сделали более чем хорошо. Нет, они могли бы еще лучше, однако им нужен стимул. Конфликтующие стороны от словесных пререканий перешли к переписке, в которой подпись под ответами ставила уже хозяин мастерской. И вот то, о чем я говорила, — о пшике доверительных отношений. В своем письме бизнесвумен заявила, что средств от клиента не получала! Каково?
— А ведь и правда, где кассовый чек или оригинал договора?
— Более того, по мнению автора ответа, чтобы получить автомобиль обратно, клиент должен фирме еще 250 рублей за израсходованную электроэнергию.
— Может, действительно потребитель неправ? Кузовные работы выполнили качественно и человек просто придирается? Нужна объективность.
— Именно поэтому он и предложил провести независимую экспертизу качества работ. Владелица мастерской оставила такую инициативу без внимания. Интересно, что проведение экспертизы предлагал и суд. Компетентное мнение эксперта однозначно расставило бы все точки над i. Ответчик и здесь воспротивился, сославшись на хронический недостаток средств.
Наше дело правое
— Вопиющая бедность, учитывая поток заказов, при котором хозяину москвича пришлось ожидать окна в графике на ремонт.
— Суд подобное признание тоже не растрогало. Более того, отказ ответчика в проведении экспертизы свидетельствует не в его пользу. Ведь, если бы кузовные работы признали качественными, стоимость исследований переложили бы на истца.
В общем, дело мы выиграли. Ответчика обязали вернуть истцу весь аванс, а еще неустойку за нарушение сроков расторжения договора. Также пострадавший получает компенсацию морального вреда, ему возмещают расходы на юридическую помощь. Вишенка на торте — штраф, наложенный на владелицу мастерской в размере 100 % суммы, присужденной судом в пользу истца.
— А москвич?
— Вернулся к хозяину. Кстати, о бедности. Считать деньги в чужом кармане неприлично, однако цена иностранного авто, на котором владелица мастерской покидала здание суда, превышала стоимость даже нового москвича раз в пять.