Доктор наук Т. Володина – о ценности этнической культуры и эротическом фольклоре белорусов

Заложники увлеченности. Именно так можно назвать многих ученых, которые сегодня продолжают трудиться в сфере гуманитарных наук.

Каждый народ реализует свой творческий гений в искусстве и науках. Созидательное начало белорусов изначально с особой силой воплотилось в фольклоре. Он и по сей день привлекает к себе внимание специалистов.

Каковы достижения белорусских ученых в изучении нематериальной народной культуры? Насколько эти успехи оценены и востребованы обществом? Наследуют ли современные белорусы богатые духовные традиции предков? Об этом – наш разговор с заведующей отделом фольклористики и культуры славянских народов Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук доктором филологических наук Татьяной Володиной.

Наше богатство

– Белорусский фольклор считается одним из самых богатых в Европе. Но иногда кажется: у него есть только славное прошлое, а настоящего и будущего уже нет, потому что уходит из жизни поколение – носитель этих традиций и миграция сельского населения в города продолжается…

– Некоторые жанры, значительное количество фольклорных текстов действительно остаются на страницах классических сборников и активно изучаются только учеными. Когда белорусы в 60–70-е годы прошлого века стали активно переезжать из села в город, преемственность в народных традициях была нарушена. Язык, национальный костюм, фольклор расценивались новоиспеченными горожанами как маркеры «колхозности», и этим отчасти объясняются понесенные нами культурные потери. Однако говорить об отсутствии будущего у народного творчества сегодня не приходится. Мы продолжаем активно записывать календарный и семейный фольклор. Доказывают свою жизнеспособность такие жанры, как народная лирика и поверья. Появляются новые жанры, которые получают фольклорное наполнение. Фестиваль «Берагіня», в котором принимают участие сотни детей по всей Беларуси, – наглядное доказательство того, что замечательные традиции не утеряны. Получившие распространение в Минске «вечарыны», которые собирают людей, любящих народные танцы и песни, тоже подтверждают пробуждение интереса к своим истокам. Можно только радоваться тому, что праздники Вялiкдзень (Пасха), Радунiца, которые на протяжении веков формировали белорусов, уклад и ритм их жизни, организовывали их морально и духовно, сегодня продолжают отмечать и в городах. Постепенно к людям возвращается понимание ценности этнической культуры. И роль фольклора в пробуждении национального самосознания, этнической самоидентификации невозможно переоценить.

– А как вы относитесь к тому, что сегодня многие обряды, праздники модифицируются с учетом современных городских условий и обретают уже несколько иное лицо, отличное от аутентичного аналога?

– Не вижу в этом ничего страшного. Фольклор – живое явление, существующее в естественных условиях. Нельзя ожидать, чтобы в городе за чашечкой кофе пели, например, аутентичные жнивные песни.

Традиция миролюбия и гармонии

– Изучая фольклор, лучше понимаешь себя, свой народ. В чем, на ваш взгляд, основная отличительная черта белорусов, что им стоит беречь и сохранять?

– Наши предки всегда жили в гармонии с окружающим миром. Понимание органичной включенности в космос и мирное сосуществование со всеми обитателями Вселенной – главное правило традиционного белорусского общества. Плюс необычайно богатый внутренний мир, умение увидеть, постичь, объяснить, опоэтизировать каждый элемент природы и бытового уклада жизни. Огромным мифологическим и символическим смыслом наполнен обычай толоки, заключающийся во взаимопомощи сельчан друг другу не только в экстремальных ситуациях, но и в повседневных заботах и нуждах.

– Вы ведь занимались изучением и эротического фольклора белорусов. Как он характеризует наш народ?

– Когда знакомишься с тем, как шутили наши предки на деликатную тему, в какие образы и строки выливалось их понимание эротики, убеждаешься: там почти нет грубости или вульгарности. Фольклор преподносит отношения мужчины и женщины как естественное явление, вне ореола греховности, как не последнюю радость в жизни и в то же время ненавязчиво, деликатно утверждает ценность чистоты и верности. Вообще сексуально-эротическая сфера в традиционном представлении глубоко мифологизирована и, к примеру, преподносится в терминах земледелия: «Ехаў плуг на чорны луг, за ім пара слуг. Туды ехаў весел, а адтуль – галаву звесiў». Так в картинках быта, природы, ремесленных занятий без грубости, пошлости воспевался акт любви.

Трудности перевода

– Что, на ваш взгляд, можно назвать самым значительным достижением отечественных фольклористов, предметом их профессиональной гордости?

– Самое большое достижение белорусских фольклористов XX в. в том, что собран и издан огромный массив устного народного творчества. Серия «Беларуская народная творчасць» насчитывает почти 50 томов – такого памятника культуры нет ни у одной страны. Мы намерены продолжить эту серию, поскольку еще не все записано и изучено.

– Татьяна Васильевна, а что из задуманного не удается осуществить и почему?

– Давно пытаюсь найти спонсора, чтобы перевести на английский или немецкий язык наш фундаментальный труд «Мифология белорусов» и реализовать соответствующий интернет-проект, чтобы богатейшие материалы стали доступны широкой зарубежной аудитории. Еще мы работаем над созданием атласа традиционной духовной культуры – на картах будет показано, в каких регионах страны существовали и существуют сегодня те или иные явления. Несколько карт мы уже выполнили, но большая часть работы еще впереди. Классический фольклор записывается и сегодня, он жив, хотя многое остается лишь в памяти старшего поколения. К сожалению, очень остро стоит вопрос профессиональной записи материала в полевых условиях, ведь видеокамеры у нас по-прежнему нет…

Эффективность доказана временем

– Ваша докторская диссертация была посвящена народной медицине. Есть ли в ней, на ваш взгляд, то, что может представлять интерес для современных медиков?

– Белорусы накопили громадный опыт помощи при болезнях. До XX в. наши предки практически не прибегали к фармакологии, но при этом преодолевали недуги, в том числе тяжелые. Народные методы лечения – это целый пласт, где далеко не все поддается рациональному объяснению. Очень многое по-прежнему заслуживает пристального изучения, осмысления. В 1997 г. была издана моя книга «Народная медицина. Ритуально-магическая практика». Тогда мне казалось, что я хорошо владею темой. Однако новые экспедиции постоянно выявляют и новые способы лечения, и даже… неизвестные науке болезни. Например, в Березинском районе Минской области мне рассказали о «супорах» – детском заболевании, которое проявляется в повышенной температуре, капризах, бессоннице, плаче. А возникает оно, по убеждению местных жителей, из-за того что матери, держа малыша на руках, с кем-то ссорятся. Для лечения «супор» есть заговорные тексты и другие специальные способы. В Стародорожском районе можно услышать о таком феномене, как «стаццё». Это особое состояние, возникающее из-за испуга, связанного с кладбищем, покойниками.

– Развиваются ли сегодня традиции народной медицины? Есть ли у бабушек-знахарок последователи среди молодых? И можно ли считать их наследниками многочисленных городских ворожей, экстрасенсов?

– Многое из опыта народной медицины утеряно, и возможно, навсегда. Деревенские бабушки часто жалеют, что не научились у своих мам секретам врачевания. Но традиция жива и продолжается по сей день. Пожилые знахарки часто стремятся передать свои знания и навыки молодым, найти продолжателей. Очевидно, что нетрадиционные методы лечения все еще востребованы. И объясняется это, на мой взгляд, тем, что главное правило народной медицины глубоко гуманистично и состоит в восстановлении гармонии с миром и внутри себя, а не в лечении отдельных органов.

– А интересны ли наши народные обряды гостям Беларуси, привлекают ли они туристов?

– В отдельных агроусадьбах в перечень услуг для клиентов включены инсценировки на основе народных обрядов или их элементов. В Мотыльском музее, в частности, туристам показывают обряд приготовления свадебного каравая. Турфирмы также начали предлагать зарубежным гостям экскурсии по местам, где сохранились аутентичные обряды, имеющие статус нематериального культурного наследия: «Проводы русалки» в Хойницком районе, «Похороны Дзеда» в Городокском районе и другие. Это перспективное направление, способное привлечь к нам путешественников из-за рубежа.

– Как вы считаете, в нашем обществе есть понимание ценности того, чем занимаются ученые-этнографы, фольклористы? Оценивается ли ваша кропотливая работа по достоинству?

– Оплата труда ученого унизительна по своей мизерности. Белорусская гуманитарная наука, без всякого преувеличения, держится исключительно на энтузиастах. Все мы очень любим свое дело. И работаем прежде всего потому, что без него себя просто не представляем.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ