Докторская колбаса, перелет Коккинаки и «Расписание на послезавтра». Этот день в истории: 29 апреля
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 29 апреля в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1929 год. В Москве завершает работу XVI конференция Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), утвердившая директивы первой пятилетки
В середине 1920-х годов властям СССР стало ясно, что темпы индустриального развития при НЭПе не позволяют догнать западные страны. Более того, промышленный разрыв продолжал увеличиваться — в городах росла безработица.
Среди экономистов и партийных функционеров начались дискуссии о пути дальнейшего развития страны. В итоге Иосиф Сталин поддержал точку зрения тех специалистов, которые выступали за наращивание выпуска продукции, будущие структурные изменения экономики и жесткую дисциплину. За основу было решено взять пятилетнее планирование.
Директивы по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР были приняты в декабре 1927 г. на XV съезд ВКП(б). И вот два года спустя конференция ВКП(б) одобрила резолюцию «О пятилетнем плане развития народного хозяйства» и приняла обращение «Ко всем рабочим и трудящимся крестьянам Советского Союза» с призывом мобилизовать все силы на выполнение пятилетнего плана и шире развертывать социалистическое соревнование. Время НЭПа завершилось, начался сталинский «Великий перелом».
В ходе первой и второй пятилеток были построены стратегически важные объекты, удалось добиться скачка в промышленном производстве и научно-технической сфере. К концу третьей пятилетки СССР из аграрной страны превратился в индустриальную державу. Как отмечают эксперты, именно это во многом способствовало победе Советского Союза над нацистской Германией, позволило в считанные годы восстановить разрушенное войной народное хозяйство, а затем выйти в мировые лидеры научно-технического прогресса в освоении космоса, мирного атома, энергетики, лазерной техники и других областях.
1936 год. На мясокомбинате имени Микояна создают рецепт знаменитой «докторской» колбасы
Эта колбаса была разработана как диетический продукт для лечебного питания советских граждан с признаками последствий длительного голодания. В том числе для тех, «чье здоровье было подорвано в результате Гражданской войны и царского деспотизма».
В те времена эта колбаса была абсолютно диетической. В состав 100 кг ее входили: 25 кг говядины высшего сорта; 70 кг полужирной свинины;
75 шт. (3 кг) яиц; 2 л коровьего молока. В общем, то, что «доктор прописал». Медики смело назначали такой продукт больным с разными недомоганиями: болезни печени и желудка, анемия или ослабленное здоровье после перенесенных заболеваний и травм.
В 1974 г. состав «докторской» впервые изменился — в нее было разрешено добавлять до 2 % крахмала или муки. В дальнейшем рецептура некогда диетической колбасы настолько отклонилась от первоначального состава, что только ее название и осталось прежним.
1939 год. Летчики Владимир Коккинаки и Михаил Гордиенко совершают первый беспосадочный перелет Москва — США по маршруту, пригодному для регулярного авиасообщения
Воздушный путь из Москвы в Америку через Северный полюс открыли своими беспересадочными перелетами экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова еще летом 1937 г. Однако обеспечить регулярные полеты самолетов по этому маршруту авиатехника того времени не позволяла — слишком многое зависело от погодных условий, особенно быстро изменяющихся в высоких арктических широтах.
Для регулярных беспосадочных полетов из СССР в США и обратно более подходящим являлся кратчайший маршрут, соединявший Москву и Нью-Йорк по ортодромической дуге большого круга, проходивший через Финляндию, Швецию, Норвегию, Исландию, над Северной Атлантикой и Канадой. Оборудование этой авиатрассы для регулярного движения по ней самолетов являлось более простой задачей по сравнению с трансполярным маршрутом.
По этому новому и перспективному маршруту и отправился в полет экипаж в составе летчика-испытателя Коккинаки и штурмана Гордиенко. Рано утром 28 апреля выкрашенный в ярко-красный цвет самолет ЦКБ-30, получивший серийное имя ДБ-3 и имя «Москва», стартовал с аэродрома в Щелково под Москвой.
Время начала полета было выбрано с тем расчетом, чтобы самолет, двигаясь на запад, шел вслед за солнцем. Это обеспечивало летчикам более комфортные условия перелета из-за дневного времени суток.
Сесть должны были в Нью-Йорке, но из-за погодных условий все Восточное побережье США было закрыто для посадки самолетов. Пришлось изменить маршрут. В наступающих сумерках Коккинаки приземлился без посадочной полосы, не выпуская шасси, «на брюхо», на заболоченном канадском острове Мискоу у залива Святого Лаврентия. В результате жесткой посадки у самолета пострадали оба крыла, а Коккинаки сломал два ребра и получил удар по голове надувной лодкой, слетевшей с креплений под потолком за креслом пилота.
Позади осталось 8 тыс. км пути (6 515 км по прямой), пройденных за 22 часа 56 минут со средней скоростью 348 километров в час. Для того времени это было выдающееся достижение и мировой рекорд дальности полета!
Первомай Коккинаки и Гордиенко встречали в Нью-Йорке, опоздав на день на открытие Всемирной выставки «Мир завтрашнего дня». Там же они получили телеграмму за подписью Молотова и Сталина, которую перепечатали все центральные газеты мира. «По поручению правительства СССР» советские лидеры «обнимали», «желали здоровья», «крепко жали руки», «горячо поздравляли» с завершением «выдающегося перелета» и отмечали, что «отважные советские летчики могут успешно решать труднейшие задачи мировой авиации». В тот же день Коккинаки и Гордиенко отбили в Кремль ответную телеграмму, в которой поблагодарили партию и правительство за заботу и внимание.
«Трасса Коккинаки» с открытием регулярных рейсов Москва — Нью-Йорк в 1959 г. стала официальным летным маршрутом. Ее первооткрыватель получил от Международного комитета по авиации и космонавтике (ICCA) почетную награду — «Цепь пионера розы ветров».
1975 год. Начинается эвакуация граждан США из Сайгона (Южный Вьетнам)
Война во Вьетнаме продлилась без малого два десятилетия — с 1957 по 1975 гг. и стала самой большой неудачей в военной истории США.
Американцы вступили в нее в 1965-м и официально вышли из войны в 1973-м, после подписания унизительных Парижских соглашений. Дальше отдуваться пришлось армии Южного Вьетнама, обученной и вооруженной по американским стандартам.
Подсчитано, что за 8 лет американцы сбросили на Вьетнам 6,7 млн т бомб — то есть почти в 2,5 раза больше, чем на Германию с 1939 по 1945-й. Тем не менее ни масштабные варварские бомбардировки, ни постоянные «зачистки» районов, подозреваемых в помощи партизанам, ни опыление джунглей химическим оружием не помогли Вашингтону добиться победы.
После выхода из войны Штаты сделали ставку на «вьетнамизацию» конфликта. Но и этот план не сработал.
29 апреля 1975 г. американцы приступили к эвакуации из Сайгона своих граждан. Эта операция, вошедшая в историю под кодовым названием «Порывистый ветер», осуществлялась силами Корпуса морской пехоты, задействовавшего вертолеты CH-46 и CH-53 для перевозки эвакуируемых на корабли 7-го флота США у берегов Южного Вьетнама. К тому времени в Сайгоне оставался только дипломатический и разведывательный персонал, да небольшое число морских пехотинцев, задействованных в охране посольства. Но помимо американских граждан эвакуировать предстояло тысячи вьетнамских беженцев, которые были связаны с политическим режимом Республики Вьетнам и желали покинуть страну в страхе перед приходом коммунистов к власти. Вскоре, однако, стало ясно, что вывезти всех беженцев не представляется возможным — на кораблях просто не было места для такого количества людей.
В США операция «Порывистый ветер» была воспринята и до сих пор вспоминается с горечью, как печальный итог непопулярной войны. Символом поражения Вашингтона во Вьетнаме считаются телевизионные кадры, на которых приземляющиеся на корабли вертолеты с беженцами после разгрузки сталкиваются в воду, чтобы освободить место для очередных прибывающих вертолетов.
Утром 30 апреля 1975 г. в Сайгон вступили войска Демократической республики Вьетнам. Все это время их передовые части ждали окончания эвакуации. В 11 часов утра передовые танки вошли в город. Вьетнамские солдаты не проявляли никакой агрессии и не стреляли. Один из танкистов спрыгнул с брони, развернул карту города и обратился к горожанам: «Пожалуйста, покажите дорогу к президентскому дворцу. Мы не знаем Сайгона, нас некоторое время здесь не было».
К полудню все ключевые объекты в городе были заняты силами народной армии Вьетнама, а над президентским дворцом Южного Вьетнама был водружен флаг победителей. Война во Вьетнаме завершилась. В следующем году Сайгон был переименован в Хошемин, а страна стала единой.
30 апреля во Вьетнаме — государственный праздник, День воссоединения. Публичные торжества часто совмещают с первомайскими. В то же время для многих вьетнамцев, проживающих за границей, это «Черный апрель», отмечаемый как время скорби по падению Сайгона и Южного Вьетнама в целом.
1979 год. В прокат выходит фильм «Расписание на послезавтра», поставленный на киностудии «Беларусьфильм» режиссером Игорем Добролюбовым
Это киноповесть об одаренных учащихся и увлеченных преподавателях физико-математической школы, в которой появилась новая учительница русской литературы, не менее увлеченная, чем ее коллеги. Сюжет строится вокруг широко известного во время создания фильма спора «физиков» и «лириков», который заканчивается здесь примирением и плодотворным сотрудничеством. Возможно, именно это и нужно для развития гармоничной личности. Для составления нового школьного «расписания на послезавтра»…
В фильме задействован звездный состав: Олег Даль, Маргарита Терехова, Евгений Стеблов, Владимир Басов, Валентин Никулин, Валерий Носик и др.
Что касается юных актеров, то в фильме они играли, по сути, самих себя. На роли «продвинутых» учеников физико-математической школы подбирали таких же одаренных ровесников из реальных школ. Ребят рекомендовали учителя, а кинематографисты уже отбирали наиболее подходящих.
Так, например, роль Володи Овечкина, вундеркинда из рабочей семьи, сыграл ученик минской средней школы № 42 с биологическим уклоном Юрий Воротницкий. После выхода картины на экраны юный знайка продолжил путь в науку. Стал кандидатом физико-математических наук, доцентом, заведующим кафедрой телекоммуникаций и информационных технологий факультета радиофизики и компьютерных технологий Белгосуниверситета.
Не стало кино профессией и для других ребят, снимавшихся в этом фильме. Большинство из них, как и Воротницкий, выбрали физику. Исключение — Ира Метлицкая. В «Расписании на послезавтра» она сыграла Катю Шумейко, ветреную девочку без сердца. После школы Ира, правда, поступила на физфак БГУ, но потом уехала учиться актерскому мастерству в Москву. В 1983 г. вышла замуж за актера и режиссера Сергея Газарова, в браке родились двое детей. Она сыграла в 25 фильмах, карьера талантливой актрисы складывалась блестяще, но, к сожалению, была недолгой — в 35 лет Метлицкая умерла от острой лейкемии.
Выйдя на экраны, фильм «Расписание на послезавтра» вызвал живой отклик у зрителей, но показывали его редко. Воротницкий объяснил почему: «В картине показана физико-математическая школа, где директор — доктор наук, учителя — суперпрофессионалы. Само существование подобных учебных заведений противоречило советской системе образования с ее едиными стандартами. Поэтому педагоги относились к картине весьма сдержанно, их смущала показанная атмосфера в школе, отношения между учителями и учениками — свободные, партнерские. К сожалению, даже для сегодняшней школы это не совсем актуально. Поэтому премьера прошла прекрасно, но потом фильм не то чтобы положили, но аккуратно задвинули на полку. Да и мне он казался несколько фантастическим. Зато сейчас я понимаю, что он просто опередил время: и школы такие появились, и учителя. К примеру, Лицей БГУ».
Читайте также:
Арест Ландау, подвиг Липкина и премьера фильма «Знак беды». Этот день в истории: 28 апреля