1200h90 2

ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ. При СССР 9-этажку с «чайкой» на крыше населяло много знаменитостей

Старожилы столицы помнят, что когда-то в доме возле главного входа в ботанический сад жили известные футболисты, деятели культуры, науки, военные, управленцы, а с одного из балконов звучали порой прочувствованные арии…

Построенный в начале 1960-х девятиэтажный дом «с чайкой» возводился под эгидой партийных органов и считался элитным. Вот и знаменитый оперный певец Зиновий Бабий прожил по адресу: Ленинский проспект, 80, свыше 20 лет и удостоился мемориальной доски, установленной в его честь.

Бобров в гостях у Бабия

Babiy 2 copy

Обладатель редчайшего драматического тенора, ведущий солист Львовского оперного театра, а впоследствии народный артист БССР переехал в белорусскую столицу, получив приглашение, от которого не смог отказаться: здесь пообещали поставить оперу Верди «Отелло» с его участием. А ведь он был едва ли не единственным в ту пору в Союзе певцом, исполнявшим итальянские партии на языке оригинала! В январе 1963-го Зиновий Бабий с супругой стали минчанами, в марте у них родился сын Игорь, а в апреле триумфально прошла долгожданная премьера. Вдова певца Стелла Степановна рассказывает:

Этот очень сложный спектакль даже в Большом театре в Москве был поставлен позже, чем в Минске. Когда мы приехали, нам, конечно, предлагали большущие квартиры в сталинках. Но поскольку я уже ждала ребенка, мне очень понравились это симпатичное место по соседству с ботаническим садом и сам новый дом на Ленинском проспекте, 80, построенный, но еще не заселенный.

Нам выделили трехкомнатную квартиру на 8-м этаже. В одной поставили пианино, и муж иногда себе на нем подыгрывал, но обычно ему аккомпанировали концертмейстеры или приходившие в гости композиторы. Игорь Лученок, несколько песен которого Зиновий Иосифович исполнял, Евгений Тикоцкий, автор оперы «Алеся», в которой у мужа была партия Сергея, Юрий Семеняко, Борис Райский и другие известные музыканты, всех не вспомнишь сразу.

И не только музыканты, — вступает в разговор сын артиста Игорь Бабий. — В Минск приезжали на гастроли популярные московские театры, и отец с удовольствием общался, скажем, с Михаилом Ульяновым и Иннокентием Смоктуновским. Заглядывал к нам на чаёк Олег Попов. Не раз бывал и знаменитый футболист и хоккеист, а в ту пору уже тренер Всеволод Бобров, благодаря дружбе с Василием Сталиным увлекавшийся театром и музыкой, они с папой очень уважали друг друга и беседовали обстоятельно и подолгу.

Опера после операции

Тем паче, — вспоминает Стелла Степановна, — в квартире под нашей некоторое время жил командующий 2-й отдельной армией ПВО Борис Викторович Бочков, летчик-ас, гроза американцев в корейской кампании, с семьей которого мы тоже дружили. И Бобров был с ним хорошо знаком. Они даже, как утверждает Игорь, вместе играли в хоккей в команде ВВС.

Не назову мужа завзятым болельщиком, но он поддерживал прекрасные отношения с Михаилом Мустыгиным, футболисты были рады его видеть и на матчах с участием «Динамо», Сан Саныч Севидов и Эдуард Малофеев приглашали на базу в Стайках, а биатлонисты — в Раубичи.

Когда к нам приходили гости, — подхватывает Игорь, — мама накрывала хороший стол, порой человек на 40, ей это было в радость. Места в 27-метровой комнате хватало всем.

На шестом этаже, — снова берет слово Стелла Степановна, — в квартире, которую оставил уехавший в Москву главный дирижер Государственного симфонического оркестра БССР Виталий Катаев, потом поселился оператор и режиссер Дима Зайцев с семьей. Мы с ними очень дружили. Ходили друг к другу чуть ли не за спичками, вместе пили кофе, собирались на праздники…

Зиновий Иосифович был жизнерадостным, компанейским человеком и о своем больном, видимо с детства, сердце даже не подозревал, пока, что называется, не прихватило. К слову, во Львове он много курил, но бросил по моей просьбе, когда мы в театре отмечали Новый год. Положил передо мной пачку на стол и больше — ни затяжки. Характер!..

Узнав о проблемах со здоровьем, мужа при содействии руководства республики отправили в Москву, где сделали сложнейшую операцию на открытом сердце в центре сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева, и он после этого еще год пел в оперном театре. Напоследок отработал с полной отдачей в прощальном спектакле «Сельская честь». Послушать оперу приезжала, между прочим, и прооперировавшая его московская бригада кардиохирургов во главе со знаменитым профессором Цукерманом, пораженным тем, как муж непринужденно держался и пел.

Вскоре Зиновий Иосифович перешел на концертную деятельность, устроился в филармонию, прожив с отремонтированным мотором 5 лет. Причем не берег себя, не экономил силы, а активно гастролировал, преподавал в институте культуры, записал три диска-гиганта. Это было почти чудом!

Дельтаплан в квартире режиссера

Zaytsev copy

Кинорежиссер, оператор, сценарист, один из создателей «Ивана Макаровича», «Рудобельской республики», «Черной березы», «Гладиатора по найму» и других известных фильмов Дмитрий Зайцев подтверждает:

На банкете после того прощального спектакля, который смотрел и слушал оперировавший Бабия хирург Григорий Цукерман, супруга последнего рассказала мне, что после подобных операций, которые тогда не делали, по ее словам, даже в Америке, он напоминал выжатый лимон, дня три-четыре приходил в себя. Но сейчас очень гордится делом своих рук и формой своего подопечного. В то время ведь о сегодняшней чудо-технике только мечтали…

Дом наш, — продолжает Дмитрий Евгеньевич, — не зря считался элитным. На втором этаже в моем подъезде жил, к примеру, председатель Госкино Владимир Матвеев. И квартиры там великолепные, просторные, с отличной планировкой. У меня в большой комнате одно время стоял даже мотодельтаплан, я увлекался этим видом спорта.

В силу специфики моей профессии общаться с соседями мне приходилось нечасто, львиную долю времени проводил в командировках и на «Беларусьфильме». Вот с Витей Туровым мы дружили крепко, он бывал у меня, а я у него, встречая там, скажем, Высоцкого с Мариной Влади или Гену Шпаликова. Впрочем, в моих фильмах снимались и тоже наведывались ко мне многие замечательные актеры: Юра Демич, светлая ему память, Юозас Будрайтис, сыгравший в ленте «Время-не-ждет», поставленной по роману Джека Лондона, брутальный Элам Харниш и другие.

С Эммануилом Виторганом мы подружились благодаря «Рудобельской республике», «Большому трамплину», «Идущим за горизонт». Умница, порядочный и интеллигентный человек, замечательный артист. Бывая в Москве, стараюсь зайти к нему, он живет рядом с театром Маяковского, а так созваниваемся, не забываем друг друга. Был знаком и с его красавицей женой и прекрасной актрисой Аллой Балтер, столь рано ушедшей из жизни.

У самого Виторгана тоже ведь обнаружили онкологию, но его друзья-врачи скрыли это, сказали, мол, надо просто почистить легкое. Положили в больницу, выскребли все лишнее, и любимый артист живет и радует зрителей по сей день. Тут ведь очень важно пресечь болезнь в зародыше.

Что касается дома «с чайкой», у болельщиков он, конечно, ассоциируется в первую очередь с именами минских динамовцев. И, представьте, так вышло, что мой тесть, гостивший у нас в тот злосчастный день, выйдя покурить на балкон, стал невольным свидетелем трагической гибели Леонарда Адамова…

Янковским доставали билеты на «Динамо»

Mustyigin ml copy

С теплотой вспоминает одноклубников своего отца Михаил Мустыгин-младший, сейчас тренирующий дублеров минского «Динамо»:

Наша семья заселилась в этот дом в декабре 1963-го, благо команде, только-только завоевавшей «бронзу» чемпионата СССР, выделяли там квартиры, в том числе служебные. Отец, Леонард Адамов, Эдуард Малофеев, вратари Анатолий Глухотко и Альберт Денисенко, тренеры Александр Севидов и Иван Мозер и другие, имея возможность встречаться в неформальной обстановке, пользовались этим охотно, хотя без фанатизма.

После очередной игры частенько собирались за столом в нашей двухкомнатной, но очень просторной квартире, или у Адамова. Пара бутылок шампанского не считалась нарушением режима, обычные разговоры, обсуждение перипетий матча, по тем временам это было нормально. Приходили туда все — и болельщики, и журналисты, и артисты, и писатели.

Душой компании обычно были Юрий Погальников, живший на Золотой Горке, и Леонард Адамов, царствие небесное обоим. Добрые, веселые, с хорошим чувством юмора, безотказные — всегда помогут, если нужно, замечательные, словом, люди. У Адамова я еще поиграл в дубле «Динамо». Надо было знать этого человека — добрейшая душа, возился с нами как с собственными детьми. Ужасная трагедия с ним произошла, думаю, из-за мягкости и душевности, он всё пропускал через сердце и не выдержал двойного предательства жен, решил свести счеты с жизнью. Я тогда как раз возвращался из школы и видел, как его увозила скорая…

Что касается наших именитых гостей, очень любил общаться с динамовцами и пользовался взаимностью Николай Еременко-старший, возглавлявший клуб любителей футбола. К нам, кстати, заглядывали и Ростислав и Олег Янковские. Младший в юности вроде занимался футболом, где-то играл. Оба жили тогда в Минске и просили, помню, помочь с билетами на «Динамо», которых было просто не достать, стоять в кассу приходилось очень долго.

Как-то они позвонили, квитки для них оставили, но отец тренировался в Стайках, мама тоже отсутствовала, и билеты Олегу передавал я. Мы о чем-то поговорили, он потом еще пару раз у нас бывал, а потом, после выхода на экраны фильма «Щит и меч», стал невероятно популярным. Не скрою, гордился знакомством.

Актера Мустыгина хвалили Хвыля и Стриженов

Otello 1 copy

Вообще, кто только в этом доме не жил, — вспоминает Михаил Михайлович. — И Герои Советского Союза, и члены ЦК, министры, музыканты, академики. У многих были свои машины, папа ездил сначала на «Москвиче», потом пересел на белую «Волгу». Но через полгода после того как он с матерью и моей сестрой на пути в Гродно попали в очень серьезную аварию, продал автомобиль и больше за руль не садился.

Мы, детвора, конечно, знали о нерядовом статусе своих родителей, но гордиться их достатком или социальным положением никому и в голову не приходило. Учились в соседних, обычных советских школах, вместе с пацанами из домов вавиловского завода гоняли в футбол, пропадали в парке Челюскинцев и ботаническом саду, никто не выделялся ни одеждой, ни поведением. Время было иное. Более человечное, чем сейчас…

Многие чем-то увлекались и чего-то достигли, став взрослыми. Мой старший приятель Слава Цюпа прославился на весь Союз, сыграв Кая в фильме «Снежная королева» с Леной Прокловой — Гердой. Он в дальнейшем возглавлял, помнится, театр музкомедии, сейчас работает в России. Кстати, мне и самому повезло пацаном сняться у Вячеслава Никифорова в «Зимородке» вместе с Владимиром Самойловым и его сыном Сашей, Глебом Стриженовым, Александром Хвылей. Актеры были не чета теперешним «звездам» сериалов. Однажды на съемках, кажется, в начале октября на Браславских озерах, я неосторожно похвастался ассистенту режиссера, что могу запросто искупаться. И ветераны войны Стриженов и Хвыля немедленно отреагировали: сказал — делай! Пришлось лезть в холоднющую воду, и они меня искренне хвалили, мол, не ударил в грязь лицом, настоящий мужик!

Мой отец, конечно, был в Минске личностью известной и уважаемой, его узнавали гаишники и, если останавливали, только просили ехать поосторожнее. Но он ничуть не кичился своей популярностью, со всеми держался ровно и дружелюбно. Мы, например, отправляясь на родину отца, в Москве переезжали с Белорусского вокзала на Казанский и добирались в Коломну электричкой. И пока два с половиной часа ехали, папа постоянно с кем-то разговаривал, со всеми находил общие темы.

Он и мама дружили семьями с Зиновием Бабием, ходили друг к другу в гости, вместе ездили в выходные на машине на Минское море. Вот кто был великим артистом. Когда он репетировал, голос слышали даже около Академии наук, верите?..

Еще материалы рубрики:

ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ. Тихий центр. Улица Коммунистическая

ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ. Воспоминания о жизни в коммуналке в центре Минска

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
«Для меня Купаловский — это душа нашей страны». Ольга Нефёдова — об энергетике театра, ответственности и любви

Она пришла в Купаловский в 1992-м и остается ему верна по сей день. Для Ольги Нефёдовой это не просто работа, театр — ее жизнь. Почему – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

pavel rusak 10 of 25

— Лично для меня Купаловский — это душа нашей страны. Для театра важна преемственность: старшее поколение помогает молодым актерам понять, зачем они выходят на сцену. Настоящая актерская игра имеет отклик, вызывает искренние, неподдельные эмоции. Мы воздействуем на души, разум зрителей. Вот чему мы учим молодежь, — подчеркивает Ольга Валентиновна.

С 2021 года Ольга Нефёдова — художественный руководитель Купаловского театра. Как удается совмещать актерскую деятельность с руководящей должностью?

— Конечно, это тяжело, — признается она. — Профессионалов не хватает, театр все еще восстанавливается. Взяв на себя такую огромную ответственность, ты четко должна понимать, что можешь это сделать. Не рассчитываешь на кого-то. Ищешь сама актеров, материал, учитывая все слагаемые, для того чтобы эта пьеса была поставлена именно на сцене Купаловского. Непросто. Поэтому в те дни, когда играю, прошу вообще меня не трогать. Мы так воспитаны — расплачиваемся собой на сцене, своей жизнью, своими эмоциями. Я вовлечена полностью, я проживаю спектакль. В первую очередь я актриса, была, есть и буду ею. Да, возложившая на себя такие тяжелые обязанности, но остающаяся актрисой. Как любой уважающий себя и свою профессию актер, начинаю готовиться за день — концентрируюсь, перестраиваю свои мысли, полностью погружаюсь.

С этого года все театры Беларуси перешли на систему финансирования 50/50. Ольга Валентиновна отмечает, что Купаловский, как и любой другой театр, почувствовал на себе эти изменения.

pavel rusak 21 of 51

— Очень сложно, но такова реальность. Надо искать способы, чтобы решить поставленную Президентом задачу. Другого выхода нет. Меня, как худрука, это коснулось в части концентрации, выбора спектаклей — они должны быть посещаемы, а значит, окупаемы, — говорит она.

 

***

Собеседница отмечает: несмотря на то что нужно было восстанавливать театр и брать в репертуар материалы разных авторов, проходных ролей у нее нет. Все важные и любимые, вряд ли можно выделить какую-то. Самым сложным жанром считает не трагедию, как может показаться тем, кто далек от профессии актера, а трагикомедию. Вот только что все смеялись и уже плачут…

В самой актрисе удивительным образом сочетаются красота, искрометное чувство юмора, самоирония и хрупкая женственность. Спектакли с её участием — это всегда произведение искусства, будь то классика или современная пьеса.

Насколько близки актрисе ее героини, например итальянка Мария из моноспектакля «Donna sola (Женщина одна)»?

— Каждая женщина в этом образе найдет что-то свое. Разве вам не близка тема любви? — рассуждает собеседница. — Разве вы не хотите любить взаимно? Конечно, когда это не получается, женщина способна вынести практически все. Нас так Бог задумал, потому что именно мы даем жизнь. Но когда терпение заканчивается, мы уже не скандалим, не кричим, а просто беремся за ружье. Правду говорят: хуже всего, когда женщина замолчала. Donna sola — о женщине, судьбе, безумном желании любить.

pavel rusak 7 of 25

Поговорили мы и о сильной половине человечества.

— Мне нравятся умные и добрые мужчины. Те, которые слышат, — подчеркивает Нефедова. — Терпеть не могу жадных. Жадный человек жаден во всем. Не только материально, но и эмоционально.

***

Ольга Нефёдова — универсальная актриса с большим опытом работы не только в театре, но и на радио и телевидении. К чему лежит душа больше? Однозначного ответа у нее нет:

— Кино — это искусство типажей. Любой режиссер, приступая к картине, в первую очередь отталкивается от сценария. Человек думающий, он представляет в своем воображении, кто из актеров, начиная от внешних данных — это называется фактура — и заканчивая внутренними, сможет сыграть ту или иную роль. Именно поэтому кино — искусство типажей, и когда ты попадаешь к хорошему режиссеру, это не просто заработок и узнаваемость. Я вот не могу сказать, что меня стали узнавать по ролям в кино. Меня известной сделало радио, потом телевидение, затем кино, после театр. Я снялась более чем в 120 проектах и за этот долгий срок встретила, наверное, пять кинорежиссеров, которые действительно находились на своем месте и были, не побоюсь этого слова, гениями. Когда ты сталкиваешься с таким профессионалом, это настоящее искусство и огромное счастье. У меня в дипломе написано: «актер театра и кино». Всем этим занимаюсь, все мне близко.

20 11 2024 kultura teatr dyadyushkin son pozhoga 09 kopiya

Ольга Нефёдова — человек с неуемной энергией, открытый. К ней можно просто подойти на улице.

— Каждый актер работает для того, чтобы его узнавали, ведь узнаваемость — часть нашей профессии, — отмечает собеседница. — Когда люди подходят ко мне, я понимаю, что им нравится. Либо мое творчество, либо моя энергетика, либо я как человек. Никогда не отказываю в фото, накрашена я или нет, спешу или нет, я всегда открыта.

Благотворительность — не сбор мусора. Куда можно отдать лишние вещи, в каком состоянии их принимают

В агентство «Минск-Новости» обратилась постоянная читательница. У нее скопилось большое количество одежды и предметов быта, которые она хотела бы отдать на благотворительность. Нюанс в том, что минчанке 92 года и самостоятельно принести вещи в специальные пункты приема ей слишком тяжело. В ситуации разбиралась корреспондент агентства «Минск-Новости».

одежда шкаф

Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos

Минчанка попросила передать ей номер телефона, по которому можно заказать машину для вывоза, и предлагает структурам ЖКХ такие номера разместить на досках информирования.

— Такая информация может размещаться только на досках объявлений у входа в подъезд, — объяснила заместитель начальника отдела по информационно-общественной деятельности — пресс-секретарь Минского городского жилищного хозяйства Анастасия Сулимская. — Внутри подъездов на досках «ЖКХ информирует» она будет расцениваться как реклама. Там размещаются данные о графиках уборки, плановых либо аварийных мероприятиях, субботниках. Номера телефонов организаций, в том числе тех, которые оказывают услуги по вывозу вещей или бытовой техники, там находиться не могут. Даже если кто-то в частном порядке разместит такие номера или объявления, сотрудники ЖКХ могут и должны их снять. Единственный допустимый вариант — это размещение такой рекламы на платной основе в специальных информационных планшетах, которые есть в лифтах некоторых домов.

В хорошем состоянии

Что касается вывоза, тут также, скорее всего, не обойтись без помощи родственников. Представитель компании, специализирующейся на переработке текстиля, сообщил, что прием старой одежды от населения временно приостановлен. Ранее представители компании могли забрать ненужные вещи из дома.

Поэтому пока единственный возможный вариант — самостоятельно доставить ненужные вещи в том числе и в точки благотворительного проекта KaliLaska. Волонтеры развозят вещи по социальным организациям, адресам тех, кто нуждается в помощи, но машины следуют строго по маршруту, прописанному в путевых листах.

Основной пункт находится по адресу: ул. Ольшевского, 1, к. 4. Также есть точка в торгово-развлекательном центре на пр. Победителей, 9. Принимают многое: одежду, книги, посуду, косметику, другие полезные вещи и даже комнатные растения в горшках. Однако одежду возьмут не любую. Как прописано в правилах, «актуальные, носибельные модели, не ветошь, без следов носки, не требующие ремонта».

Одежду и обувь в хорошем состоянии принимает и благотворительное католическое общество «Каритас». Ежедневно с 9:00 до 19:00 вещи можно передать администратору по адресу: д. Лесковка, ул. Каритас, 9. Как рассказал специалист по связям с общественностью Дмитрий Мельников, часто привозят и посуду, и игрушки.

foto

— Работники социального пункта сортируют эти вещи, помогают им и волонтеры, так как иногда состояние привезенного не самое презентабельное, — отметил он. — Отсортированное отправляют на санобработку и дезинфекцию, а затем эти вещи могут забрать те, кто обращается в наш социальный пункт за помощью.

Специальные полки добра можно найти в торговом центре на ул. Сурганова, 57Б. Любой желающий может положить на них товары помощи, а любой нуждающийся в ней — взять бесплатно. Такой волонтерский благотворительный проект запустили в 2019-м.

Ряд организаций принимает бытовую технику, а также стекло и бумагу. Причем габаритные и тяжелые электрические приборы вывезут самостоятельно независимо от этажа и наличия/отсутствия лифта.

С учетом целесообразности

Ненужные вещи также принимает Белорусский Красный Крест. Но возьмут только те, что в хорошем состоянии и целесообразны для использования благотворительной организацией. Не стоит нести проеденную молью шубу, потому что ее жалко выбросить, а также туфли-лодочки на высоких каблуках — они абсолютно не пригодятся целевой аудитории.

В Минской городской организации Белорусского Красного Креста подчеркивают: женских и детских вещей на данный момент хватает. Однако большая потребность в добротной мужской одежде — верхней, жакетах, джемперах, брюках, а также в обуви.

— Вещи, которые мы принимаем, направляют людям пожилого возраста, многодетным семьям, семьям, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, людям с инвалидностью, — отмечает председатель Минской городской организации Белорусского Красного Креста Романия Зорина. — Вдвойне горько видеть, когда горожане «жертвуют» ветхие, дырявые, засаленные вещи, исходя из позиции «ну какая им разница, что носить?». Вероятно, жаль отправить на свалку дорогую сердцу вещь. Однако человеку с инвалидностью лодочки на шпильке или мини-платье, поверьте, ни к чему. Хочу в очередной раз обратиться к гражданам: мы не занимаемся сбором отходов, мы оказываем социальную помощь.

Именно поэтому организации прописывают четкие правила, что можно принять, а что — нет. Однажды я стала свидетелем, как мужчина нес пакет внушительных размеров в один из пунктов приема ненужных вещей. Пакет в самый неподходящий момент разорвался, и вещи высыпались на тротуар. Около половины из них были сильно заношены, довольно ветхие, а местами и дырявые. Не нужно так делать. Благотворительность — производное от «творить благо». И творить его нужно от души, а не по принципу «выбросить жалко/лень».