«Дорог в искусстве много, важно найти свою». Режиссер Музтеатра — о работе, творчестве и Станиславском
Что привлекает в театре современную публику, зачем искать воспаленную точку в зрительном зале, и почему до сих пор система Станиславского работает как часы. Об этом корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовала с главным режиссером Музыкального театра, профессором театрального факультета Белорусской государственной академии искусств Михаилом Ковальчиком.
С помощью YouTube режиссером не станешь
Беседуем в аудитории академии. И это неслучайно.
— В такой же аудитории на третьем этаже занимался наш актерско-режиссерский курс, который в 1966 году набрала народная артистка России Вера Редлих — ученица Станиславского. Всем нам повезло, ведь Константин Станиславский вместе с Владимиром Немировичем-Данченко сделали режиссуру профессией, без которой немыслим сегодняшний театр, объединив разрозненные сведения в одну систему, — рассказывает профессор. — Для тех, кто ее знает, ценит и умеет пользоваться, она великий помощник. «Система — справочная книга в минуту сомнений у артиста, режиссера», — отмечал Станиславский. Его ученик Михаил Чехов в своей театральной студии при Голливуде воспитал 165 обладателей премии «Оскар». Этот факт говорит сам за себя.
— Когда это объясняете современным творцам, они сразу воспринимают или сначала отрицают?
— Если встречаю режиссера, утверждающего, что система Станиславского устарела, для меня он становится ремесленником и дилетантом. Станиславский изучал труды Ивана Сеченова и Климента Тимирязева, свою систему создал на научной базе. Но нет такого учебника, который подскажет, про что ставить спектакль, нужен исследовательский и литературный талант.
Режиссер — интеллигентный человек, знающий литературу, живопись, музыку, иностранные языки, имеющий актерские данные. Эта профессия всеобъемлющая. Спасибо Господу за то, что дал возможность мне заниматься ею. Я благодарен своим педагогам Вере Редлих и Георгию Товстоногову, у которого был на стажировке в Большом драматическом театре в Ленинграде. У них многому научился. Видел спектакли Товстоногова, в том числе «Мещане», «История лошади», которые меня потрясли. В Минске помню «Трибунал» Валерия Раевского по пьесе Андрея Макаенка. Мощнейший спектакль большого мастера! А с помощью YouTube режиссером не станешь.
Развлекая, театр поучает
— Вами поставлено более 200 спектаклей, а есть ли среди них тот, который создали полностью таким, каким хотели?
— «Шалом алейхем! Мир вам, люди» и «Юнона» и «Авось». В Музыкальном театре удалось наиболее реализовать то, что хотел сказать зрителю.
— Современная режиссура должна задавать вопросы или же давать ответы?
— Мои педагоги учили, что нужно найти воспаленную точку в зрительном зале — именно там находится тема будущего спектакля. Что волнует зрителя? Если верно найдем ответ на этот вопрос и тему выберем правильно, тогда должно все получиться.
В Государственном академическом драматическом театре им. Максима Горького ставил спектакль «Последний срок» по пьесе Валентина Распутина. Он о том, как дети приезжают попрощаться с умирающей матерью, и ей становится лучше, а после их отъезда ее жизнь завершается. Посмотрев его, зрители стали чаще звонить родителям и навещать их. Этой постановкой я хотел сказать: «Давайте не будем безжалостны к своим родным». Когда берешь автора в соучастники, бережно воплощаешь замысел драматурга, тогда побеждаешь.
— Существует ли герой нашего времени?
— Для меня это тот, кто умеет совершить мощный, добрый поступок. Им может быть даже человек, который изживает из себя отрицательные качества. Вот и в пьесе «На дне» Максима Горького интересно наблюдать, выберутся герои наверх или нет. У всех великих творцов была большая созидательная цель. Если искусство не несет ее, им не стоит заниматься.
Антон Чехов писал об обыкновенных людях, которые живут в обыденных обстоятельствах. В «Вишневом саде» и «Чайке» автор затронул общечеловеческие проблемы того времени. Те события волнуют и нас, потому что у Чехова был дар из повседневности сделать великое произведение. Его герои мучились из-за несовершенства мира, но не смогли ничего преодолеть в себе. Это актуально во все времена.
— Когда вы так говорите, становится грустно. Понимаешь: такие люди есть, и они безрадостно проживают свои дни. Так что же делать режиссеру?
— Подсказывать и помогать. Театру под видом увлекательного зрелища поднимать различные проблемы и давать варианты их решения. Развлекая, мы поучаем.
— Но сейчас часто можно встретить открытый финал, когда зритель сам должен догадаться, чем же завершится спектакль.
— Театр должен не только задавать вопросы, но и давать ответы. Когда я смотрел спектакль «Добрый человек из Сезуана» Юрия Любимова, плакал и прятался, так как стыдился слез, а потом заметил, что у людей вокруг такая же реакция, и можно не скрывать чувства. Было понятно, где добро и зло. И безумно жаль падшую женщину, которая вынуждена заниматься своим унизительным ремеслом, иначе ее ждут голод и смерть.
Всем хватит места под солнцем, если…
— Сейчас в Музыкальном театре готовится ваша новая постановка.
— Работаю над спектаклем «Невеста из Имеретии» по повести грузинского писателя Давида Клдиашвили. По сюжету, когда вдовец решил жениться, его взрослые дети испугались: вдруг мачеха родит сына и тогда нужно будет делить имущество. Вот и стараются найти такую, чтобы этого не случилось. Но неожиданно на старости лет их отец встречает женщину, она вдова, они влюбляются. Новая жена забеременела. Дети молятся, чтобы она родила девочку. Когда на свет появилась малышка, все пляшут лезгинку, но вдруг раздался еще один крик — родился и мальчик. У старших детей горе. Но потом они пришли к пониманию, что ради куска хлеба и клочка земли не стоит желать смерти родному человеку. Всем хватит места под солнцем, если жить в мире и дружбе.
Пьеса полна юмора и замечательной музыки композитора Гии Канчели. Режиссеру важно услышать в новом произведении, что интересно, подлинно. Нужно воспитать в себе умение отличить настоящее драматургическое произведение от подделки. А для этого следует много читать, смотреть, анализировать…
До сих пор учусь, даже у студентов
— Вами немало создано, назовите самое дорогое.
— Вот аудитория, в которой занимаются мои студенты. Работаю, чтобы поделиться опытом, знаниями, данными мне учителями. Вы можете не применять систему Станиславского, переосмыслить ее, но должны знать основы. Только тогда сможете построить что-то свое. Дорог в искусстве много, важно найти свою, которая приведет вас к успеху. Заставить ребят учиться я не могу, только заинтересовать и увлечь.
Самое дорогое для меня — семья и театр. А еще деревня Подлесейки недалеко от Барановичей. Там в честь моего рождения отец посадил 43 дерева. Сад постарел, но плодоносит до сих пор.
— За что благодарны жизни?
— Мне везло, ни из одного театра не уволили, а если исчерпал себя, уходил сам. Устраивался на новое место и каждый раз выкладывался полностью. Благодарен руководству Белорусского государственного академического музыкального театра за возможность реализовать свои творческие задумки.
Признаюсь, до сих пор учусь, и даже у своих студентов, не запрещаю им воплощать свои самые парадоксальные проекты в нашей Академии искусств.
Фото предоставлены Музыкальным театром