Дружбе ученого Евгения Карпинчика с пчелами 70 лет. Увлечение вдохновило его на изобретения
Создание пасечного электроножа, нового способа распечатывания медовых сот, метода лечения пчелиного нозематоза. На эти и другие изобретения заведующего лабораторией нефтехимических продуктов Института химии новых материалов НАН Беларуси, кандидата химических наук Евгения Карпинчика вдохновило увлечение миром пчел. С ученым встретилась корреспондент агентства «Минск-Новости».
Когда Устина Ивановна, мама Е. Карпинчика, выходила замуж, в качестве приданого получила 15 га леса и небольшую пасеку в деревне Шлях-Пуща Березовского района. У папы, Василия Лаврентьевича, никогда не было пчел, но он вник в суть дела и со временем приобщил сына. С тех пор жизнь Е. Карпинчика связана с этими трудолюбивыми насекомыми. О них он может говорить бесконечно.
— Пчелы высоко организованные, — рассказывает ученый. — Живут в семьях со строгой иерархией и разделением функций. Причем рабочим пчелам не требуется принуждение. Трудятся от зари до зари независимо от того, сколько собрано и складировано меда в улье. Если соты заполнены, строят новые.
Крылатые труженицы не любят частого вмешательства в свою жизнь. Поэтому опытный пчеловод понапрасну их не тревожит. Он тонко чувствует, что нужно подопечным, и создает условия для слаженной работы насекомых.
Нынче в специализированных магазинах можно приобрести все необходимое для пасеки. В советское время многое приходилось делать своими руками, проявляя смекалку и находчивость. После смерти отца Евгений Васильевич регулярно наведывался на малую родину для ухода за пасекой, еще одну обустроил в столице в частном секторе, где жили знакомые. В трудные 1990-е именно пчелы пришли ему на выручку и помогли содержать семью. Когда зарплата в научных учреждениях стала почти символической и нерегулярной, Евгений Васильевич расширил пасеку до 47 ульев и занялся медосбором всерьез. Сам откачивал мед, реализовывал его и другие продукты пчеловодства на рынке.
Хобби вдохновило его на изобретения, которые он запатентовал. К примеру, способ распечатывания медовых сот. Известно: сотовые ячейки пчелы закрывают восковой крышечкой — забрусом, который срезают специальным пасечным ножом, прежде чем приступить к откачиванию меда. Но с забрусом теряется часть товарного продукта, соты деформируются. Ученый попробовал снять забрус струей горячего воздуха, применив промышленный фен. Воск расплавился, ячейки вскрылись, восковая крошка не попала в мед.
Запатентовал Е. Карпинчик также пасечный электронож и способ его изготовления. Пчеловоды часто используют нож, имеющий электрический или паровой нагреватель, что затрудняет работу. В конструкции же изобретателя нагревательный элемент — полотно: по нему благодаря продольному пропилу от аккумулятора протекает ток. Удобно, надежно, практично.
Третий патент Евгений Васильевич получил за новый способ лечения нозематоза пчел — с помощью нанодисперсного серебра, обладающего антибактериальными свойствами. Обычно при этом заболевании применяют антибиотики — и они попадают в мед. А вот инновационный метод Карпинчика позволяет оздоровить насекомых, избежав нежелательных побочных эффектов.
— В детстве я боялся пчел, — признается ученый. — Но постепенно от страха не осталось следа. Раньше жалили не один десяток раз. Но постепенно выработался иммунитет. Пасека для меня — и санаторий, и курорт. Пчелы — друзья: с ними я отдыхаю. Мед и продукты пчеловодства — это лучшие лекарства. В пчеловодах я чувствую родственные души. По моим наблюдениям, они словно заимствуют у насекомых трудолюбие, дисциплинированность, интерес к делу, жертвенность.
Сам Е. Карпинчик ест немного меда: возможно, налакомился в детстве. А готовить различные напитки, например сбитень или медовое шампанское, ему нравится. Любит угощать близких, друзей, знакомых. Вот и мне подарил образец своего фирменного продукта.
Справочно
26 января отмечается День белорусской науки.
Фото автора