Единое образовательное пространство и больше студенческих обменов. Чего еще хочет молодежь в Союзном государстве

Наладить региональное сотрудничество, увеличить количество студенческих обменов и создать единое образовательное пространство. Что еще предлагает сделать белорусская и российская молодежь в Союзном государстве, выяснила корреспондент агентства «Минск-Новости».

В Москве 8 декабря 1999-го подписали договор о создании Союзного государства. В преддверии 20-летней годовщины в Белокаменной прошло много дипломатических встреч на самом высоком уровне. Среди них экспертно-медийный форум «Союзное государство 2030 — траектория будущего». На нем присутствовали государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота, посол Республики Беларусь в Российской Федерации Владимир Семашко и большое количество специалистов в самых разных областях — от технической сферы до экономики. Два дня они делились мнениями, как дальше будет развиваться союз, какие совместные проекты стоит запустить и как сделать так, чтобы о них узнала широкая аудитория. В числе участников форума засветились студенты белорусских и российских вузов, обсудившие за круглым столом перспективы молодежного сотрудничества двух стран. Как не раз заявляли старшие коллеги, за подрастающим поколением будущее Союзного государства.

— Наша задача — передать тем, кто не испытывает ностальгии по советским временам, стремление сохранить то единство, которое формировалось веками, — отметил директор Второго департамента стран СНГ Министерства иностранных дел Российской Федерации Алексей Полищук.

Его мысль поддержал и развил депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва Геннадий Давыдько:

— Чтобы сформировать у юношей и девушек союзническое мышление, нужно предложить их прагматичным умам реальные выгоды. Допустим, у молодого человека появится удостоверение гражданина Союзного государства, которое даст обладателю преференции при передвижении, покупке билетов на самолет, в учебе, лечении, при посещении театров, музеев, выставок.

Пока о таких атрибутах, как гимн и герб объединения, речи не идет: до сих пор решают вопрос о создании единого рынка газа, нефти, единой промышленной, сельскохозяйственной политике. Правительствам двух стран необходимо согласовать 31 направление деятельности.

Каковы перспективы

По мнению доцента кафедры мировых политических процессов Московского государственного института международных отношений Юлии Никитиной, есть 4 возможных сценария дальнейшего развития Союзного государства:

— прекращение существования;

— растворение в других международных организациях. Например, в Организации Договора о коллективной безопасности или Евразийском экономическом союзе;

— стагнация. Союзное государство не исчезнет, но реального сотрудничества по линии союзных структур не будет;

— переход на новый уровень интеграции, который обозначен в изначальных соглашениях. Расцвет Союзного государства.

Этому сценарию эксперты дали название «РосБелЦвет», подразумевая активизацию сотрудничества государств сначала в сфере экономики, затем в сфере прав граждан, международной политики, безопасности.

Именно последний вариант вызвал у специалистов меньше всего вопросов. Но одного соглашения между правительствами мало, нужно еще сближение народов на уровне каждого отдельного человека через профессиональные, деловые, дружеские и даже родственные связи. Что может этому способствовать по мнению подрастающего поколения?

Совместные проекты

Большинство ребят, приехавших на форум, познакомились задолго до этого, участвуя в проектах под эгидой Союзного государства. К примеру, при Парламентском собрании Союза Беларуси и России действует Молодежная палата. Проходят фестиваль «Молодежь — за Союзное государство», олимпиада для школьников «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность», конкурс «Союзная лига дебатов». Белорусские и российские студенческие отряды работают вместе на стройке БелАЭС в Островце, а молодые дипломаты обеих стран проводят ежегодные двусторонние консультации. При этом, по мнению большинства собравшихся, совместных проектов, где можно себя проявить, недостаточно.

Руслан Новиков, студент Витебского государственного технологического университета:

— Исследования Центра изучения перспектив интеграции показали, что каждый второй житель Беларуси ничего не знает о Союзном государстве (50,9 %). А если взять только молодежь до 28 лет, эта цифра будет больше. Региональному сотрудничеству Беларуси и России нужно уделять больше внимания. Например, создать советы приграничья отдельных областей, где молодые люди смогут взаимодействовать и организовывать экспертные площадки для обсуждения и решения региональных проблем.

Ян Жиманов, студент Белорусского государственного экономического университета:

— Совместные проекты необходимы для того, чтобы знакомить молодежь с деятельностью Союзного государства, развивать политическую грамотность, которой многим не хватает. Хорошим примером считаю «Союзную лигу дебатов», где можно выразить мнение по актуальным политическим вопросам. Хотелось бы больше возможностей, позволяющих белорусам работать в российских реалиях, а россиянам — в белорусских, устанавливать нужные контакты. Для этого стоит увеличить количество студенческих стажировок, обменов и летних школ.

Никита Столяров, студент БГЭУ:

— Образование — базис, на котором все строится. От его качества и сути будет зависеть, какое общество построит в будущем молодежь. Несмотря на 20-летний интеграционный путь, в сфере образования мы находимся в самом начале. Первый вопрос — сдача итоговых испытаний. В России — ЕГЭ, в Беларуси — ЦТ. Чтобы сдать ЕГЭ, белорус должен дважды приехать в один из областных центров России: сначала зарегистрироваться, затем для прохождения теста. Для россиян при сдаче ЦТ ситуация почти зеркальная, только регистрацию можно пройти онлайн. Чтобы упростить процесс и не нервировать абитуриентов бесконечными поездками, следует открыть пункты сдачи ЦТ и ЕГЭ хотя бы в столицах, а потом и в других ключевых городах Союзного государства.

Еще один важный вопрос — построение единого образовательного пространства. Для этого необходимо свести к единому образцу программы обучения хотя бы по техническим специальностям, тем самым упростив поступление в магистратуру, аспирантуру, а также перевод из одного вуза в другой.

Артем Лындов-Фомин, студент Московского государственного института международных отношений:

— У Союзного государства есть будущее, просто необходимо с новых сторон посмотреть на существующие проблемы и попытаться их решить. Активнее привлекать молодых дипломатов к международной деятельности, а студентов больше вовлекать в процесс. Молодежь определяет будущее, и ее участие в решении проблем улучшит как личные, так и общественные отношения. И через несколько лет мы получим такое общество, которое будет воспринимать Союзное государство как нечто возможное и положительное. Поэтому очень важно, чтобы молодежь услышали сейчас.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ