Единственная женщина среди директоров 10 районных ЖКХ столицы: «Приходится быть более требовательной к подчиненным»

О профессии, которой не учат, женщинах на руководящих постах, об общении с жителями и устойчивости стереотипов корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорил с директором ЖКХ Ленинского района Любовью Букаткиной.

Любовь Букаткина— Любовь Леонидовна, недавно вы были награждены нагрудным знаком «Почетный работник жилищно-коммунального хозяйства». Его обладатели должны не только зарекомендовать себя как профессионалы, но и проработать в организациях ЖКХ не менее 10 лет. А какой стаж у вас? С чего начинали?

— Одна из особенностей сферы ЖКХ в том, что тонкости профессии постигаешь не в аудиториях учебного заведения, а непосредственно на рабочем месте, знания приходят с опытом. Моя история — не исключение. После окончания Минского государственного машиностроительного колледжа в 2000 г. устроилась мастером в ЖЭС-67 (сегодня относится к ЖЭУ-3 Ленинского района. — Прим. авт.). И почувствовала, что, несмотря на разные сложности, нахожусь на своем месте. Захотелось двигаться дальше. Заочно отучилась в БНТУ. Специальность — «электроснабжение промышленных предприятий» — выбрала сознательно. В отличие от тепло- или водоснабжения, электроэнергия — это совсем другое. Как узнать, есть ли напряжение в кабельной линии? Мне было любопытно, как функционирует система электроснабжения в многоквартирном доме. Получила диплом, когда уже работала в ЖРЭО Ленинского района, которое впоследствии было реорганизовано в ЖКХ. Направление — эксплуатация жилфонда.

— Оно довольно широкое: теплоузел, лифты, вентканалы… Как не запутаться в коммуникациях жилого дома?

— Кроме вузовских преподавателей моими учителями были и остаются простые сантехники и другие профильные специалисты. Плюс книги, сейчас — Интернет. Хорошим мастером, руководителем нельзя стать раз и навсегда. Постоянно появляется что-то новое: оборудование, технологии, подходы, обновляется техническая документация. Всё это нужно схватывать и учитывать в повседневной работе.

— Работа мечты?

— Нет, в детстве мечтала стать врачом-хирургом. В школе легко давались математика, физика, а вот с химией — сложнее. Поэтому и не рискнула поступать в медицинское учебное заведение.

Сын как-то сказал по этому поводу: «Мама, была бы хирургом — лечила бы людей, а так ты лечишь дома».

— Вы единственная женщина среди директоров 10 районных ЖКХ столицы. Как себя чувствуете в мужской компании? Удалось ли за три года руководства предприятием выстроить хорошие рабочие взаимоотношения с находящимися в подчинении представителями сильного пола, включая начальников ЖЭС и ЖЭУ?

— Со многими мужчинами — начальниками разных уровней была знакома и раньше, продолжаем поддерживать нормальные отношения, а разными работниками руководила еще будучи начальником отдела, заместителем директора ЖКХ района. Конечно, нынешняя должность подразумевает большую ответственность, а значит, приходится быть более требовательной к подчиненным. Да, некоторые мужчины не выдерживают и сбегают. Сегодня все три моих заместителя (кроме главного инженера) — женщины.

— Как в целом поднять престиж работника ЖКХ? Например, в Германии хаус-мастер — авторитетный уважаемый человек, а у нас — многостаночник с зарплатой ниже средней по стране, не избалованный благодарностями жителей.

— Вы сами ответили на вопрос. Основное — это зарплата, и уже как следствие — возможность выбора при подборе кадров, укомплектованность необходимыми специалистами, разграничение обязанностей и одновременно спрос за их выполнение. Профессионалы есть и сейчас, но имеющиеся нагрузки не очень способствуют эффективности. Те же хаус-мастера, которые занимаются техобслуживанием, выполняют большие объемы работ по разным направлениям. Он и электрик, и сантехник, и каменщик. Многие дворники, которые отвечают за чистоту в подъездах и на придомовых территориях, берут по полторы-две нормы. Не хватает инженерно-технических работников — это среднее звено ЖЭУ. Конечно, есть и нерадивые коммунальщики, но в целом система ЖКХ держится и продолжает бесперебойно функционировать благодаря работягам.

— Ваша работа подразумевает тесное взаимодействие с жителями, и у каждого свое видение того, как должно быть. Обращения, связанные с ЖКХ, лидируют на прямых линиях, встречах с населением. Почему так происходит?

— Больший процент жалоб — это желания людей, которые идут вразрез с нормативными актами. «Сделайте мне детскую площадку, поменяйте скамейку…» Когда приходишь и говоришь: «Выполним, но это будет стоить столько-то», — никому ничего не надо, всё устраивает. Или, к примеру, уборка подъездов. Если поступает обращение, что она проводится не по графику, — разбираемся. Но часто жалуются, что убирают плохо. Это, во-первых, субъективное восприятие. Во-вторых, невозможно за маленькую стоимость (предельно допустимый тариф — 82 копейки на человека в месяц. — Прим. авт.) получать услугу высокого качества. Нельзя купить ананас по цене картошки.

— Может, горожане недостаточно информированы о тех или иных нюансах жилищного законодательства?

— Позвольте с вами не согласиться. Из последних примеров: в 2019 г. принят Указ № 327, в котором сказано, что тепловая модернизация выполняется с долевым участием жильцов — 50 на 50 %. Но жители приходят с распечатанным текстом этого документа и требуют утеплить дом бесплатно, аргументируя это тем, что со дня своего рождения делают отчисления на капремонт (хотя эта строчка в жировке появилась с 1999 г.) и раньше при капремонте стены утепляли. То есть представитель ЖКХ, по их мнению, должен поступить не по закону, а по справедливости, как они это понимают. То же касается платы за текущий ремонт подъезда, которая взимается с 2015-го. Говорят: «Знаем, но это неправильно». К сожалению, наши граждане до сих пор не избавились от стереотипа: квартира — это мое, а всё, что за дверью, — государственное. Не видим большой активности и по поддержке каких-то инициатив, желания поучаствовать в тех же субботниках, проекте «Зеленый двор вместе!», других акциях.

— Когда возвращаетесь домой после окончания рабочего дня, сложно переключиться с директора на простого жителя и не обращать внимания на то, что возле контейнерной площадки просыпан мусор или доводчик на двери в подъезд начал заедать?

— Переключиться невозможно. Где бы ни была, замечаю разные детали. Вот недавно вышла из дома утром на работу, примерно в 7:30, а в соседнем доме под козырьком одного из подъездов не горел светильник. Этот дом обслуживает наш районный ЖЭУ, сразу по вайберу сбросила сообщение директору. Вечером возвращалась около 19:00, стемнело. Проверила — лампочка горит, вопрос закрыт.

— К вам обращаются за консультацией соседи, знакомые, родственники?

— И довольно часто. Всегда готова что-то объяснить, посоветовать. Например, почему уже смонтированный новый лифт не включают, а весь процесс занимает целых 2 месяца. Отвечаю, что не «целых», а «всего»: проектный срок замены составляет 3,5–4 месяца. А процедура запуска механизма довольно сложная, так как очень ответственная, всё надо проверить до мелочей. Или сетуют, что батареи тепленькие, а не горячие. Но ведь показатель нормальной работы теплоснабжения — температура в квартире не ниже 18 градусов, а не «горячесть» поверхности отопительного прибора. В домах с горизонтальной разводкой радиаторы вообще могут быть холодными, потому что при необходимости автоматически отключаются, а в комнатах — тепло.

— Лучший способ отвлечься от трудовых будней — это…

— Уехать куда-нибудь далеко, где нет людей и телефонов, но это случается редко. Иногда выбираемся семьей к сестре в Крупский район, на мою малую родину. Там красиво, рядом озеро Селява. Поэтому максимум, на что могу рассчитывать каждую неделю, — это выспаться в выходной.

Справочно

В 2020 г. Любовь Букаткина получила третье образование — окончила Академию управления при Президенте Республики Беларусь по специальности «государственное управление национальной экономикой».

Фото Ирины Малиновской

Смотрите также:

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ