Его работы проникновенны и берут за душу. О военных фильмах режиссера Александра Ефремова

На счету режиссера народного артиста Беларуси Александра Ефремова пять военных фильмов. Он показал Великую Отечественную в фильмах «Снайпер. Оружие возмездия», «Покушение», «Немец» и «Танкист». Пятая лента — «Лучший друг семьи», где поднята тема Афганистана. Подробнее — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Александр Ефремов, фото БелТА

Прости, браток, — старлей Яшин отодвинул мертвого солдатика и стал пристраивать винтовку на переднем бруствере окопа.

Так начинается эта киноистория. Израненная, горящая сталинградская земля. Наступающие немцы. И советская военная элита — девять снайперов в маскировке. Сняв немецких офицеров и их пулеметные расчеты, на некоторое время они останавливают противника.

Яшину противостоит Кляйст. Дуэль снайперов, советского и немецкого, станет одним из стержней фильма. Еще один стержень — любовь. Напарница Яшина Алеся признается старлею, что он для нее единственный человек на свете. Алеся — юная минчанка, довоенная чемпионка БССР по стрельбе, снайпер-ас, наводящая ужас на фашистов и прозванная ими Ведьмой. Кляйсту удается убить Алесю…

Три дня назад я посмотрела фильм «Снайпер. Оружие возмездия», снятый Александром Ефремовым 11 лет назад, и вижу, что он такой же проникновенный, емкий, психологически напряженный, как и в день премьеры. История рассказана, казалось бы, простым киноязыком. Никакой многозначительности. Это жанровое кино, боевик, которые так любит наша молодежь. В том-то и фокус, что в фильм заложено несколько пластов — на разные возрастные категории и жизненный опыт.

Найден герой. Где «Беларусьфильму» взять героя, как не на войне?! Удача образа Яшина — то, как его сыграл Дмитрий Певцов. Красивый российский актер ушел от своей красоты, как мы сейчас уходим от вируса. Эта мужественность не напоказ. Жесты скупые. В глазах горечь. Яшин поквитается с Кляйстом в ситуации, когда он опять будет жертвой. Яшин подставится ради спасения женщины, которая напомнит ему Алесю, но которая любит не его, Яшина, а другого человека.

«Война совсем не фейерверк, а просто трудная работа…» Строчки Михаила Кульчицкого, поэта, командира взвода, погибшего в 1943-м, могли бы быть слоганом фильма «Снайпер. Оружие возмездия».

Кадр из фильма «Снайпер. Оружие возмездия». В ролях — Дмитрий Певцов и Алина Сергеева

У картины есть корни. Потянув за один такой корешок, выйдем на ленты Александра Столпера «Живые и мертвые» и «Возмездие».

Столпер снимал не о войне, а о человеке на войне и его ценностях. Поступая в начале 1970-х во ВГИК, А. Ефремов не знал, что попадет в мастерскую Столпера, который к тому времени был не только прославленным мастером кино, но и профессором кафедры режиссуры. Ефремов вообще не знал, что поступит. Конкурс зашкаливал: 200 человек на одно место. Он и подумать не мог, что во втором туре именно Столпер поставит ему за сочинение высший балл и всерьез заинтересуется абитуриентом. Фактически это был пропуск в профессию. Годом ранее, когда Ефремов служил в ракетных войсках и попал в военный госпиталь, он познакомился там с человеком, историю которого впоследствии отразил в своем сочинении. Чем-то эта история зацепила Столпера. Возможно, напомнила некоторые моменты его собственного фильма «Повесть о настоящем человеке»…

Еще одна ниточка тянется от другого мастера кино, от Элема Климова, который в 1984-м на белорусском материале и на белорусской земле делал свое свидетельство о войне и свою мольбу о мире — картину «Иди и смотри». Это была совместная работа «Беларусьфильма» и «Мосфильма».

Я приехал из Минска в одну из деревень Березинского заповедника и сразу — к Элему Германовичу, который буквально жил на съемочной площадке: «Буду снимать документальное кино о том, как вы снимаете», — вспоминает А. Ефремов.  Он окинул меня цепким взглядом: «Делайте». Повернулся и ушел. Климов был человеком очень жестким, жестоким по отношению к себе и другим. Съемки вел в хронологическом порядке, чтобы пятнадцатилетний Алексей Кравченко полностью вошел в образ Флёры Гайшуна. На дворе ноябрь, а по сценарию август. Босые актеры, стоящие в лужах, вмерзали в лед. Я стал руками убирать лед из кадра… Не буду долго говорить, но с Элемом Германовичем мы стали нормально общаться. Я запомнил его слова: «Когда ты чувствуешь, что материал не сопротивляется, остановись. Все надо делать через сопротивление». В моем десятиминутном «Рассказе о фильме «Иди и смотри» Климов говорит: «Если мы забудем прошлое, мы переживем его заново». Ему эта тема болела…

«Эта тема» болела и болит и у А. Ефремова.

После «Снайпера» он сделал сериал «Покушение» — опять «боевик с подтекстом», опять Д. Певцов и Алина Сергеева, опять любовь на войне, сериал «Немец» — о том, как прошлое прорастает в будущее, и, наконец, сериал «Любимый город».

В «Любимом городе», который впоследствии был переименован в «Танкиста», А. Ефремов выразил свое отношение к поколению отца, Василия Александровича Ефремова.

Кадр из фильма «Танкист». В главной роли — Алексей Чадов

Мне даже страшно представить: отец прошел всю войну, и, когда она закончилась, ему был всего 21 год, — говорит режиссер.  Оказалось, чтобы побыстрее оказаться на фронте, он прибавил себе лет. Этим людям не надо было воспитывать в себе патриотические чувства, они у них бурлили в крови. Мой папа, танкист в составе 1-го Белорусского фронта под командованием Константина Рокоссовского, освобождал Белоруссию. На груди — награды, а в плече — осколок. Врачи часто спрашивали: «Осколок не мешает вам жить?» — «Не мешает». Отец умер 10 лет назад, унеся с собой эту смертоносную частицу войны…

В сериале «Танкист» главный герой похож на отца режиссера в молодости — как похожи были между собой все молодые солдаты 1941 года! Однако все-таки прообраз здесь иной. «Танкист» — это минская легенда, более того, мировая легенда Зиновий Колобанов.

20 августа 1941 года всего за полчаса рота, которой командовал З. Колобанов, подбила в районе Гатчины 43 немецкие машины, из них экипаж Колобанова лично сжег 22 вражеских танка.

Беспрецедентный бой мы сделали кульминацией сериала, — поясняет А. Ефремов.  Колобанов выведен у нас под другой фамилией, мы же снимали не документальное кино, и там у нас много предвоенного Минска, любовная линия… Что-то взяли из мемуаров бывших танкистов, что-то домыслили… Съемки были изматывающими. Использовали натурную площадку «Беларусьфильма», комплекс «Линия Сталина», военные полигоны. Группа выкладывалась по полной, работали в жару, в зной, с колоссальным напряжением сил. Мы снимали фильм для того, чтобы еще и еще раз сказать: победил советский народ. Нельзя отбирать у нас эту победу! Нельзя переписывать историю! Да, мы понесли огромные потери, но всё превозмогли. Потому что были и есть такие люди, как Зиновий Колобанов.

Увы, его подвиг, который вошел в военные хрестоматии, не был отмечен по достоинству. Так сложилось. После войны Колобанов служил в Белорусском военном округе. Став человеком штатским, работал на МАЗе в отделе технического контроля. Умер в 1994-м. Покоится на Чижовском кладбище.

Непростая судьба героя странным образом повлияла и на судьбу фильма. Снятый Ефремовым четыре года назад, «Танкист» неожиданно для съемочной группы тоже попал в полосу забытья. Фильм есть, и его как бы нет: продюсеры по поводу проката сериала долгое время не могли сказать ничего определенного.

«Танкиста» зритель увидит уже завтра, — заверяет Александр Васильевич.  Мне твердо пообещали: сериал покажет телеканал «Звезда» 8 мая. Не пропустите.

Не пропустим!

Справочно

В следующем году Александр Ефремов отметит 45 лет работы на киностудии «Беларусьфильм», 30 лет работы художественным руководителем Театра-студии киноактера и 70 лет со дня рождения.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ