Эхо стекла. Как из стеклянной пыли создаются шедевры
Художнику Александру Трусковскому удается создать из стеклянной пыли и обычных бытовых предметов произведения искусства. В какой работе брак стал изюминкой и почему его рыбы из стекла постоянно уплывают? Корреспонденты агентства «Минск-Новости» побывали в мастерской автора.
А. Трусковский руководит витражной мастерской Свято-Елисаветинского монастыря 14 лет, периодически принимает участие в выставках. Некоторые его произведения, увиденные впервые несколько лет назад в Национальном центре современных искусств, помню до сих пор. Они абстрактны, а потому еще интереснее — есть место для фантазии. Например, работа «Границы» из металла и стекла. Мне она напомнила спину стегозавра, а самому создателю — ствол, облепленный бабочками. Как вам ассоциации?
Поэзия быта
Мастерская Александра находится на пр. Независимости в доме, расположенном напротив Дворца искусства. В коридорчике — трельяж с греческими камнями (они видят сны о родной Греции и вспоминают шум моря). Возможно, послужат подставками для стеклянных рыб. На белых стенах — круглые декоративные панно. Это одна из частей серии «Мысль». На подоконнике расположились цветные морские обитатели, на стеллаже — книги по искусству, маракасы, бубен, бубенчики. Свысока за нами наблюдала труба. Это, можно сказать, зрительный зал, поэтому в центре мастерской, будто на сцене, — синтезатор и микрофон.
Начинаю разговор о панно «Эхо другого смысла». В нем «цитаты жизни» — осколки чашек и бокалов, ложки, небольшие прямоугольные элементы из стекла, прикрепленные на тросы.
— Это сделано из фрагментов прошлых работ, несостоявшихся проектов, после экспериментов со стеклом в разных техниках, из осколков зеркал и даже битых бокалов на семейных праздниках. Я все собирал, знал, что может пригодиться, — говорит Александр.
В произведении соединяются прошлое и будущее, хрупкость и сила, сложные технические моменты при монтаже и легкость восприятия.
Стеклянная пыль
— А вот здесь есть брак, — говорит мастер, когда мы подходим к «Бессильным словам», работе из флоат-стекла, выполненной в технике фьюзинг (спекание стекла в печи при температуре 750 °С. — Прим. авт.).
Помню, она не один раз принимала участие в выставках. Смотрю на автора круглыми глазами: а где брак?
— Порой из-за ошибок в печи выходит нечто более интересное, оригинальное, чего сам не ожидаешь. Изделие по моей задумке должно быть полностью прямое. Но в процессе обжига начало закручиваться спиралью… В общем, пошло своей дорогой. С одной стороны, такие ошибки радуют. Но это исключение и большая редкость, — улыбается Александр.
Он подводит меня к черному, на первый взгляд, «Вопросу без ответа» диаметром около 1 метра. Трудно поверить, но он сделан… из стеклянной пыли! Как это возможно? К счастью, несмотря на такое риторическое название, ответ на мои вопросы я получила.
— Один из этапов — обточка будущего изделия. Процесс происходит на абразивных шайбах, куда подается вода — все технологические операции по обработке стекла проходят с ее применением. Ее льют на место работы и инструмент, в результате чего получается шлам — смесь с пылью. После того как она выпала в осадок, его нужно высушить и затем использовать. И так со временем накапливаются десятки килограммов частиц, — поясняет мастер.
Цветные мысли
По словам А. Трусковского, самое сложное в работе со стеклом — почувствовать материал, раскрыть его красоту. Выбор цвета зависит от эмоционального состояния. Например, в серии «Мысль», состоящей из кругов диаметром 360 мм, присутствуют белый, черный, синий, красный и зеленый. На стене мастерской висят белые изделия.
— Серия, состоящая из пяти белых кругов, создавалась летом, когда светло, солнечно, а на душе радостно, — рассказывает собеседник. — В ней присутствуют внутренняя динамика, развитие процесса, диалог цветов. Белый очень капризный. Здесь он глухой, непрозрачный, поэтому при взаимодействии с прозрачными цветными стеклами в процессе обжига ведет себя «стрессово». В результате половина «блинов» лопнула… Но в целом работать с этим материалом интересно, — подытоживает Александр.
153 рыбы
А вот и водные обитатели. Перед нами высокая синяя рыба, напоминающая кита, наблюдает за жизнью в городе. На нее смотрит другая, размером чуть меньше, бирюзовая с красным глазом.
— Вы обратили внимание на синюю — она мне нравится больше всего. Ассоциируется с огромной глыбой льда, чем-то масштабным и глубоким. Моя задача — вовремя заметить образ будущего персонажа, раскрыть его характер. Есть тонкая грань между сырой формой материала и моим видением — обработкой стекла. Серия отсылает к цитате из Нового Завета (от Иоанна святое благовествование) про апостолов, которые целую ночь ловили рыбу, но так ничего и не поймали. Но послушав слова Иисуса, сказавшего снова закинуть сети, поймали 153 крупные рыбы, — рассказывает мастер.
Все созданные персонажи имеют разные цвет, размер и форму — выбирай любую! Но вот в чем загвоздка: морские обитатели так нравятся знакомым А. Трусковского, что постепенно уплывают к новым хозяевам. Он создает-создает, а коллекция больше не становится… Однако мастер не оставляет свою мечту — в скором времени 153 рыбы все же оживут и отправятся огромной дружной семьей на выставку, где увидят другой мир — океан произведений белорусских авторов.
Справочно
Персональная выставка «[Не]личный вопрос» А. Трусковского в НЦСИ (ул. Некрасова, 3) продлится до 16 февраля.