Екатерина Дулова: в январе заполняемость в Большом театре бьет рекорды и уже достигла 97 %
О развитии театрального искусства в Беларуси беседовали в программе «Вечерний политический канал» на «Радио-Минск» генеральный директор Большого театра Екатерина Дулова и ведущие Алёна Родовская и Кирилл Казаков. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Политическая культура
Кирилл Казаков: — Президент во Дворце Независимости вручал дипломы доктора наук и аттестаты профессора научным и научно-педагогическим работникам. В какой-то мере это формирование элиты. Можно ли дать оценку понятию «белорусская элита»?
Екатерина Дулова: — К ней относятся не только политики, но и военные, часть интеллигенции, представители сельского хозяйства и люди, добившиеся успеха и признания в своих сферах деятельности.
Кирилл Казаков: — В последнее время становится сложно отделить культуру и спорт от политических событий. Насколько они переплетены между собой?
Екатерина Дулова: — Отделить их от политики в принципе невозможно. За последние пять лет, в период введения масштабных санкций против Беларуси, стало очевидно: Запад негативно относится ко всем, кто так или иначе представляет нашу страну в разных сферах на международных площадках. Наши оппоненты делают все возможное, чтобы подавить всех, кто связан с Беларусью.
Кирилл Казаков: — Попытка «отменить» все, что связано с Россией и русской культурой, привела к противоположному эффекту. Запад понял: без Чехова, Чайковского, Айвазовского и многих других видных деятелей нельзя представить мировую культуру.
Алёна Родовская: — Популярные постановки всегда пользуются спросом. Мы обратили внимание, что сейчас сложно купить билеты в Большой театр на представления непосредственно перед показом, нужно позаботиться об их приобретении за несколько месяцев. С чем это связано?
Екатерина Дулова: — В Беларуси наблюдается благополучная тенденция творческого роста. Люди хотят творить и двигаться вперед. Я всегда говорила: занимайтесь своим делом и радуйте зрителей. В этом месяце заполняемость мест в Большом театре составила 97 % — рекордные показатели. Зритель идет к нам, потому что у нас сформировано пространство, где царит искусство, ощущение спокойствия и комфорта.
Алёна Родовская: — Выборы 2025 года — история, когда люди объединились на фоне радости. Многие артисты до этого объездили белорусские города в рамках акции «Марафон единства».
Екатерина Дулова: — Не так давно наши артисты посетили Жодино, где для них провели экскурсию. Когда они поднялись на палубу карьерного самосвала и прислали оттуда фотографию, сразу появилась мысль: «Там надо выступать». Более того, мы получили предложение от организаторов «Марафона единства» подумать о формах участия наших артистов на других площадках. Академическая среда оказалась доступной, понятной и близкой многим.
Театральный ажиотаж
Кирилл Казаков: — Сейчас в России модно рассказывать, сколько стоит билет в московский Большой театр. Своего рода свидетельство элитарности. Мы же в рамках «Марафона единства» показали искусство обычным людям, при этом Беларусь на Западе обвиняют в том, что у нас нет демократии. Однако нет более демократического поступка, чем принести элитарное искусство в массы. Насколько то, что происходит с покупкой билетов в России, история о зарабатывании денег?
Екатерина Дулова: — В театрах Москвы уже сейчас вводят меры для прекращения продажи билетов вживую. Только электронным путем и с ограничениями: необходимо наличие паспорта, доступно лишь определенное количество билетов. К сожалению, театральная сфера стала местом спекуляции и обогащения нечистых на руку людей. Они скупали сотни билетов и перепродавали их с большой наценкой, в результате наносился урон как театру, так и государству. В Беларуси такой ситуации нет. Часто нам звонят представители организаций, которые бронируют и покупают билеты на представления в Большом. Но возникает вопрос: как эти билеты реализуются в дальнейшем и не перепродают ли их по другим ценам? В нашем театре есть социальные цены и возможность безвозмездных показов. Недавно у нас прошла Рождественская митрополичья елка, где удалось собрать тысячи многодетных семей.
Алёна Родовская: — Какие спектакли ставят сейчас в Большом?
Екатерина Дулова: — В этом году отмечаем круглую дату — 80 лет Великой Победы. Мы осуществили удивительный, неповторимый и уникальный проект в истории музыкально-театральной культуры «Патетический дневник памяти». Это отнюдь не абстрактный сюжет — настолько реалистичный, что сердце разрывается. Он состоит из семи картин, которые идут без остановки, сменяют друг друга оперное, хореографическое и хоровое искусство. На сцене — аллюзии на лучшую белорусскую живопись военного и послевоенного времени, музыка отечественных композиторов. Костюмы воссозданы с документальной точностью. Мы обратились к Президенту с просьбой профинансировать проект и получили грант.
Алёна Родовская: — Какие сейчас самые популярные направления в работе Большого театра? Что людям интересно в первую очередь?
Екатерина Дулова: — Я всех приглашаю на «Патетический дневник памяти» — это дань истории и сильные эмоции. Он пройдет 22 февраля. Также у нас много интересных постановок: «Иллюзия любви», «Анна Каренина», «Иоланта», «Фауст», «Пиковая дама», «Дикая охота короля Стаха». Каждый сможет найти то, что ему по душе.
Фото Сергея Лукашова