Эксклюзив из керамики: семья минчан создаст посуду с белорусскими символами и присказками

Хозяйка первой в Минске семейной керамической мастерской Наталья Бердникова рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости», как хобби переросло в бизнес.

— Видно, вы разбили немало тарелок, иначе как объяснить желание заняться изготовлением посуды?

Лепить из глины начала еще в детстве, шесть лет занималась керамикой в художественной школе города Бреста. Когда поступила на геофак БГУ, на три года забросила любимое дело. Хотя скучала по ощущениям, которые испытываешь, когда держишь в руках глину. Нашла в Минске студию, куда можно было приходить и заниматься для души. Там встретила будущего мужа Виктора. Окончила университет, оказалась перед выбором: идти работать по специальности или же вернуться к детскому увлечению? Остановилась на втором варианте. Кстати, Виктор тоже получал образование не в творческом вузе, собирался стать инженером-программистом. Но понял: это не его.

— А вам не кажется, что это не совсем правильно, когда пироги начинает печь сапожник?

— Отнюдь. Наоборот, может быть, и хорошо, что ни я, ни муж не имеем диплома керамиста. Свой путь мы прокладывали вне рамок и шаблонов. Сами учились, сами осваивали новые техники, благодаря чему сформировался собственный стиль.

— Стремление делать сережки, кулоны для девушки вполне понятно. И вдруг — кухонная утварь?

3XqT3WHEyQ4 copy

— Украшениям из полимерной глины посвятила два года. Однако желающих представлять такую продукцию на рынке с каждым годом становилось все больше, поскольку любой с легкостью может освоить данную технику. Конкуренция возрастала — продажи падали. Стали думать, куда двигаться дальше. Остановили выбор на посуде. Безусловно, заниматься ею гораздо сложнее. Во-первых, опыт нарабатывается годами. Во-вторых, необходимы соответствующее помещение и дорогостоящее оборудование. К тому же все материалы приходится покупать за границей. В то же время мы с Виктором понимали, что керамистов в стране немного, соответственно, сможем легко занять эту нишу. Рискнули. Купили печь, гончарный круг, сняли небольшое помещение и начали работать. Мы стали первой семейной студией керамики в Минске.

— Стать бизнесменом решается далеко не каждый. Не боялись, что ничего не получится?

— Безусловно, определенный риск существовал. Оказалось непросто найти помещение. Как только владельцы зданий слышали про керамику и печь, сразу пугались и отказывали нам в аренде. К тому же необходимо было оформить неимоверное количество документов, что для меня стало серьезным испытанием. Пришлось обращаться за помощью к юристу. Наконец, предстояли большие финансовые затраты — на оборудование, материалы, глазурь плюс ремонт студии и другие расходы. В общей сложности для старта потребовалось примерно 8-10 тысяч долларов. Окупаться вложенные деньги начали через год. Печь заказывали в Германии. Не обошлось без неприятных сюрпризов. Долгожданное оборудование пришло с дефектом — повредили при доставке. Страховку так и не получили: до сих пор не решено, кто из двух транспортных компаний виноват.

керамика1 copy

— Сколько времени уходит, к примеру, на одну тарелку?

— Глина требует терпения: процесс изготовления одного изделия занимает около трех недель. Сначала тарелку или чашку лепят, потом около десяти дней сушат, затем два дня обжигают в печи, следующий этап — покраска, за ней — повторный обжиг в течение трех дней. Температура должна составлять не менее тысячи градусов, иначе пострадает качество. При этом увеличивать ее следует медленно, чтобы посуда не трескалась. Дело трудоемкое. Часто приходится работать месяцами без выходных, устаем жутко. Тогда, конечно, хочется на время все отодвинуть в сторону и отдохнуть. Что мы и делаем — уезжаем в другой город или страну. Расслабляемся недельку, подпитываемся энергией — и снова за дело. Главное в творческой работе — вдохновение. Второй немаловажный момент — чтобы любимый человек всегда был рядом.

— Где черпаете идеи для своих коллекций?

— Что-то привозим из поездок — путешествия меняют угол зрения, заставляют по-другому смотреть на знакомые вещи. Источников для вдохновения масса: интересные встречи, природа, животные, цветы. Мы часто рисуем травы, а также делаем их оттиски в глине. Когда я думаю о том, что растение надолго оставило след на нашей посуде, испытываю невероятное удовольствие. Какие-то мысли озвучивают наши заказчики. Хороший творческий импульс дают изделия европейских мастеров, у них есть чему поучиться.

Хотя мы изначально поставили перед собой цель — наша керамика должна отличаться от другой посуды, представленной на рынке. Каждый месяц стараемся придумывать новые коллекции и сервизы, экспериментируем с материалами и глазурями. Делаем акцент на цвете и авторской росписи. Любим керамику простую, но одновременно милую и душевную. Сейчас думаем над коллекцией посуды с белорусскими символами, пословицами и присказками.

— Раскрутить свою семейную студию вам удалось буквально за несколько лет. Куда собираетесь двигаться дальше?

— Четыре месяца назад мы переехали в новую студию, о которой я давно мечтала. Ее площадь составляет 50 м2, в то время как раньше приходилось ютиться на 17 м2. Помещение искали почти год, рассматривали производственные здания, так как они больше соответствуют требованиям по технике безопасности. Сейчас обучаем помощника. Со временем планируем продавать посуду не только в России, но и в Европе. А еще хотим с Виктором построить свой дом за городом. Когда-нибудь. Надеюсь, и эта мечта осуществится.

— Наталья, творчеством занимаетесь исключительно вы или муж тоже помогает?

— Наша семья — творческий союз. Вместе разрабатываем дизайн посуды, но рисую в основном я. Кроме того, Виктор гончарит изделия на кругу, я же занимаюсь их обжигом. А вот сложные вопросы, которые касаются бизнеса, решает муж.

— Изделия ручной работы сейчас на пике популярности. Керамика снова входит в моду?

— Когда мы начали выкладывать в соцсетях фото наших изделий, многие стали писать: «Мы бы тоже хотели попробовать — научите нас лепить из глины». Когда проводила первый мастер-класс, дрожали руки — так боялась, что ничего не получится. Сейчас занятия проходят каждые выходные. Никогда не думали, что в Минске столько желающих поработать с глиной. Порой даже очередь образовывалась, людям приходилось ждать несколько недель, чтобы к нам попасть. Наши ученики признаются, что получают огромное удовольствие, создавая какую-то вещь из куска бесформенной массы. Со временем планируем устраивать мастер-классы для детей.

— Людям, которые работают на себя, часто завидуют: мол, планируют свое время, как хотят, никаких начальников. Свобода!

— Так могут рассуждать только те, кому не приходилось бывать в роли предпринимателя. На самом деле быть директором, работником, дизайнером, уборщиком, бухгалтером в одном лице очень сложно. Не скрою, совмещать эти роли не всегда получается. Но мы стараемся. Что касается свободного времени, то его практически нет.

Фото из архива семьи Бердниковых

 

 

 

 

Самое читаемое