ЭКСПЕДИЦИЯ. Чего ожидать минчанам, решившим перебраться в город-спутник Фаниполь

Перевалочная база или самодостаточный населенный пункт: чего ожидать минчанам, решившим перебраться в город-спутник Фаниполь, выясняли корреспонденты агентства «Минск-Новости».

Необходимость спасать Минск от перенаселения назрела еще несколько лет назад. Новыми микрорайонами за пределами МКАД столица прирастать больше не будет, остается один выход — пригород. Поэтому, не дожидаясь отмашки, десятки минчан собрали чемоданы и покинули шумный мегаполис.

По данным риелторов, наиболее востребованы с точки зрения приобретения жилья в Минской области сегодня два города — Заславль и Фаниполь. Квартиры там покупают чаще всего, и поэтому стоимость квадратного метра выше, чем даже в Солигорске, Жодино или Молодечно. Сегодня мы побываем в городе-спутнике Минска Фаниполе, чей символ, как и у американского Нью-Йорка, — яблоко.

Дорога

Минчане, которые размышляют, переезжать ли в пригород, представляют себе этот процесс чуть ли не как колонистскую миссию или покорение Дикого Запада. А между тем, если вы житель окраинного спального района столицы, большой разницы в инфраструктуре и времени, затраченном на поездку до работы, не заметите.

В отличие от множества деревень, окружающих Минск, до Фаниполя можно добраться несколькими способами. Первый — на личном авто. Руководство и жители небольших населенных пунктов прекрасно осознают: транспортное сообщение — наше всё. В этом смысле у рассматриваемого нами городка сразу несколько козырей. Он прямо-таки взят в кольцо (точнее, в треугольник) тремя крупными магистралями: так называемой Олимпийской — главной транзитной трассой страны, М14 — второй кольцевой, а также P1 — связывающей Дзержинск и Минск.

На машине понадобится добираться по последней из них около 14 км. Если ехать от станции метро «Малиновка», это расстояние можно преодолеть за 7-10 минут, ведь не придется терять время на светофорах, а разрешенная скорость — 120 км/ч.

Еще один вариант — маршрутка. Она за 2 рубля доставит в Фаниполь от станции метро «Институт культуры». Сесть в нее можно и у станции метро «Малиновка». Интервал движения составляет 10-14 минут. Правда, в часы пик микроавтобусы бывают переполнены — пассажир рискует остаться на остановке.

Электричкой можно уехать преимущественно с ОП «Институт культуры», выбрать нужно барановичское направление. Цена билета — 42 копейки. Поезда ходят один-два раза в час. В пути около 30 минут, как бонус — концертная программа от кочующих по вагонам музыкантов.

Есть еще один нюанс: если вы часто задерживаетесь в столице допоздна и не имеете личного авто, это может стать проблемой. Чтобы добраться домой после одиннадцати вечера, скорее всего, придется вызывать такси, а это выльется в копеечку.

На первый взгляд

Мы предпочли маршрутку. К концу рабочего дня в ее ожидании у станции метро «Малиновка» собралась небольшая очередь — в итоге в тесном салоне пришлось ехать стоя.

Въезжая в маленький городок, можно ошибочно вообразить, что он состоит сплошь из коттеджей. Именно они первым делом начинают мелькать за запотевшим окном маршрутки. Но нет — дальше на горизонте вырастают пестрые многоэтажки: салатовые, лиловые, розовые.

Все эти дома возвели буквально за последние несколько лет — сюда перебралось немало минчан. Проезжаем дальше, и пейзаж еще больше становится похожим на городской.

Жилье и инфраструктура

Пассажиры едва ли не хором просят остановить маршрутку, выходим вместе с большинством и оказываемся у «Евроопта». Рядом с магазином довольно плотная жилая застройка. Дом на доме. Это новый квартал «Зеленые аллеи».

Сейчас квартиры там продают по 1 553–1 650 руб./м² (800-850 долларов). То есть небольшую однушку без отделки можно приобрести примерно за 32 000 долларов в эквиваленте.

Идем дальше. Во дворе у стареньких ворот детвора гоняет в футбол — редкое, надо сказать, зрелище для столицы. Вдоль главной улицы — Комсомольской — ходят мамочки с колясками, собачники. Маршрут этот не из завидных: на узком тротуаре не разминуться, а в некоторых местах он и вовсе обрывается. Но гулять тут особенно негде, приходится довольствоваться тем, что есть.

Что касается продовольственных магазинов, их тут в избытке. Конечно, это далеко не те гастрономические гиганты, в которых привыкли отовариваться минчане. Скорее, небольшие павильоны с набором самых востребованных продуктов. Маракуйю и ширатаки там, разумеется, не найти. Зато есть угощенья местного производства — из окрестных хозяйств.

Все время покупаю грудинку, которую производят в деревне Черкасы, — говорит местный житель Сергей. — В столичных продмагах ни разу ее не встречал. Стоит очень дешево — 9 рублей за кг, сравнивал с аналогичным мясным изделием, которое нашел в Минске, — там цена свыше 14 рублей. Покупаю и для себя, и для родственников, чтобы угостить их каким-нибудь местным деликатесом.

В общем, голод фанипольчанам не грозит, но с другими категориями товаров все же есть некоторые проблемы. Тут вряд ли удастся приодеться по моде, купить мебель или бытовую технику — за всем этим придется ехать в столицу.

Пару лет назад в городе открылся бизнес-центр — на фоне полудеревенского пейзажа строение смотрится довольно диковинно.

Внутри — банковские отделения, офисы, магазины, парикмахерская и даже… отель.

Снаружи оборудована круглосуточная платная стоянка. Правда, машин там немного. Однако, как мы успели заметить, дворы, особенно новых домов, загромождены автомобилями. В чем же дело? Может, местных не устраивает цена? Она, к слову, сравнима со столичной — 38 рублей в месяц.

По обе стороны от дороги раскинулся хвойный лес. В нем нет мощеных дорожек, поэтому зеленые уголки выглядят, как островки первозданной природы.

Кстати, Фаниполь славится и своими яблонями — плод дерева стал геральдическим символом этого места.

А в одном из таких садов, который раскинулся у храма Вознесения Господня, обнаружили еще одну особенность: множество необычных обитателей — виноградных улиток.

Но на этом сюрпризы не закончились. Вдоль железной дороги, которая разделяет город на две части, — десятки сооружений, похожих на землянки. Нет, это не тайные ходы в Нарнию, а обычные погреба. Такого оригинального решения проблемы недостатка места для хранения не доводилось видеть ни в одном городе. Причем, судя по вытоптанным к ним тропинкам, сооружения эти используют по назначению.

Недостатки

Пригород обычно хвалят за тишину и свежий воздух — это несомненные его преимущества.

Но есть и недостатки, которые, впрочем, свойственны и мегаполису. Например, проблема нехватки мест в детских садах. Сегодня в Фаниполе 4 дошкольных учреждения. Но, по словам председателя местного горисполкома Людмилы Калинич, необходимо еще одно — на 300 детей. Работа в этом направлении уже ведется.

Также в городе имеется поликлиника, рассчитана на 250 посещений в смену. Но, несмотря на то что там работают и узкие специалисты, сложные операции проводить они не будут — тяжелых пациентов отправят в районное или столичное медучреждение.

В городе всего несколько аптек, причем ни одна из них не обслуживает посетителей круглосуточно. Поэтому, если поздно вечером или ночью внезапно потребуются лекарства, выход один — ехать в Минск. А тем, у кого нет авто, — запасаться медикаментами впрок.

Снятие налички в банкомате тоже может стать проблемой: самих устройств хватает, но из трех десятков белорусских финансовых организаций представлены всего пять. Поэтому не исключено, что обналичивать средства придется с комиссией.

Плохо дела обстоят и с развлечениями. Есть клуб-кафе, но он погоды не делает — способен одновременно вместить всего 100 человек, или, если в пропорции, одного из 160 жителей.

Что касается любителей тихого досуга, к примеру чтения, то здесь также нет поводов для радости: в фондах местной библиотеки преимущественно старые издания классики, свежей литературы нет вообще. Как и специализированных книжных магазинов в городе.

Недостает тут и спортивного объекта. Например, ФОКа с бассейном. Чтобы держать себя в форме, местные посещают тренажерные залы, а также выходят на пробежку по тропе здоровья, которая на 3 км протянулась вдоль трассы P1.

Работа

Хоть Фаниполь и миниатюрный городок, там располагается довольно много предприятий. Среди них такие, как ЗАО «Штадлер Минск», где производят электропоезда, трамваи и составы метрополитена; бройлерная птицефабрика ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский», завод железобетонных мостовых конструкций (ЖБМК) ОАО «Дорстройиндустрия» и другие. На предприятиях со стабильным доходом можно заработать 800–1 000 рублей в месяц.

Справочно

Первое упоминание города датируется 1856 годом. В 1870-м построена железная дорога, а через год открыта станция «Токаревская», получившая свое название в честь минского губернатора Владимира Токарева. Несколькими годами позже станция переименована в «Фаниполь».

Статус города Фаниполь получил в 1999 году.

Население Фаниполя — 16 011 человек. Без учета естественного прироста число жителей за предыдущий год увеличилось почти на 700 человек — за счет приехавших туда жить.

Фото Тамары Хамицевич

Еще материалы рубрики:

ЭКСПЕДИЦИЯ. Что стало с сохранившимися в Минске родовыми усадьбами? Часть 2

ЭКСПЕДИЦИЯ. Почему одни из лучших фонтанов города не работают или оживают лишь изредка

ЭКСПЕДИЦИЯ. Как раньше выглядели фонтаны в минских дворах, и почему они обветшали

ЭКСПЕДИЦИЯ. Удивительные факты о белорусской глубинке, где партизанил Машеров

ЭКСПЕДИЦИЯ. Партизан из отряда Машерова — о быте народных мстителей и сожженных нацистами деревнях

ТОП-3 О МИНСКЕ