1200 90

ЭКСПЕДИЦИЯ. Что стало с сохранившимися в Минске родовыми усадьбами? Часть 1

В наследство Минску достались крохи от былого архитектурного облика. Время, войны, урбанизация не пощадили многие здания, в том числе старинные усадьбы местной аристократии. Сохранились лишь некоторые из дворцов, господских домов и загородных резиденций.

К памятникам архитектуры сегодня относятся бывшие усадьбы, которые размещаются в Курасовщине, Верхнем городе, Лошице и Слепянке, сообщается на сайте главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Мингорисполкома. Горожане могут прикоснуться к быту и жизненному укладу известных семей — Ваньковичей, Пшездецких, Курасовых, Любанских.

Раньше дворянские поместья играли значимую роль в развитии культуры: в них располагались библиотеки и архивы, экспонировались живописные полотна, ставили спектакли. А что там происходит сейчас?

Музей «Дом Ваньковичей. Культура и искусство первой половины XIX века»

Дата 12 мая отмечена тремя событиями: в этот день в 1800 году родился живописец Валентий Ванькович (в разных источниках данные расходятся — указывается также 14 февраля), в 1842-м он ушел из жизни, а в 2000-м в его честь в Минске открыли дом-музей.

2 4

1 7

Располагается здание в центре столицы — за Дворцом Республики на улице Интернациональной, 33а. Постройка датируется XVIII веком, выполнена в стиле классицизма.

IMG 7228

В XIX столетии дом был чем-то вроде салона — там проводили литературные встречи и вечера камерной музыки. В гости к хозяевам заглядывали драматург Винцент Дунин-Марцинкевич, композитор Станислав Монюшко, художник Ян Дамель.

IMG 7031

В 1920-х наследник рода Петр Ванькович эмигрировал в Польшу. В бывшей усадьбе советская власть организовала коммунальную квартиру. Постепенно в некогда благоустроенном дворе новые жильцы разбили огород, а об исторической значимости дома даже не вспоминали.

old

В 1970-х коммуналку расселили и в конце того же десятилетия для реставрации выполнили архитектурно-планировочное решение, — рассказывают в музее. — Авторы мечтали сделать эту усадьбу центром культурной жизни, как и в XIX веке. От прилегающих улиц музей планировали отгородить забором и брамой, восстановить весь комплекс зданий — господский дом, флигель управляющего, хозпостройки.

old1

Чтобы осуществить задуманное, потребовалось более трех десятилетий: первозданный архитектурный облик старинной городской шляхетской усадьбе вернули лишь в 2016 году. Последним штрихом стало воссоздание корпуса, в котором прежде находились конюшни и каретная.

IMG 7231

Сегодня во дворе комплекса нас встречает сам Валентий Ванькович — бронзовый памятник художнику с мольбертом в руках (скульптор Владимир Слободчиков).

IMG 7199

В центре площадки — вяз, который посадили в начале XX века.

Музей занимает только одно из восстановленных зданий — господский дом. Во флигеле теперь офис турфирмы, на месте бывших конюшен — ресторан.

IMG 7227

Изначально задумывалось, что все строения комплекса отойдут музею, — поясняют сотрудники «Дома Ваньковичей». — Сейчас постоянная и временная экспозиции выставляются у нас в одних и тех же помещениях.

IMG 7022

Планировка дома коридорно-анфиладная, то есть все комнаты можно обойти по кругу и вернуться в исходную точку. Здание деревянное. Интерьеры оформлены в стиле ампир, который в позапрошлом веке пользовался популярностью у знати.

IMG 7185

— Обстановка воссоздана достоверно. Мебель, осветительные приборы и другие предметы интерьера старинные, — поясняет экскурсовод. — Что касается картин, то представлены в основном копии и принты. Единственный подлинник кисти Ваньковича — портрет Томаша Зана 1839 года. Полотно купил и вернул на родину «Белгазпромбанк».

IMG 7034

В одном из залов выставлена копия картины, которая принесла Валентию Ваньковичу известность, — «Мицкевич на скале Аю-Даг» (1828). Оригинал хранится в Национальном музее в Варшаве.

IMG 7043

В других комнатах — портреты современников хозяев дома: мелкой шляхты, военных, чиновников, их жен и дочерей.

IMG 7057

IMG 7099

IMG 7110

Прогуливаемся по дому: кабинет, парадная гостиная, чайная комната.

IMG 7066

IMG 7069

IMG 7131

В каждой из них встречаем любопытные экспонаты — стол-сороконожку, который раскладывается на шесть метров, веер из дорогостоящего перламутра, двухсотлетний рояль с родной механикой и клавишами из слоновой кости, дамские платья XIX века на все случаи жизни — утренние, прогулочные, официальные, бальные.

IMG 7121

IMG 7102

IMG 7179

IMG 7141

В этом здании балов не проводили — не позволяли размеры помещений, — продолжает гид. — Тут жили мальчики семейства, которые к шести утра ходили на учебу в гимназию. Пышные приемы Ваньковичи устраивали в другом месте — в усадьбе на нынешней улице Филимонова. Там они и жили.

IMG 7190

Сегодня в музее помимо постоянных экспозиций можно посмотреть выставку «Слуцкий пояс», ознакомиться с предметами старины из частной коллекции Игоря Сурмачевского, послушать концерт лютневой музыки XVI-XVII веков, побывать на акции «Ночь музеев». За год музей «Дом Ваньковичей» посещают 15 000 человек.

Усадьба Ваньковичей

Теперь посетим еще одну историческую достопримечательность Минска — ту самую загородную усадьбу Ваньковичей. Расстояние между двумя домами — 7 верст. В позапрошлом веке, чтобы преодолеть такой путь на лошади, требовалось два с половиной часа. Сегодня на авто — 15 минут.

IMG 7236

В XIX веке жилище знатного семейства утопало в зелени. Садово-парковый комплекс площадью 11,3 га плавно переходил в сосновый лес. Рядом протекала река Слепянка, на которой соорудили каскад плотин и водопадов.

Внутри особняка — роскошные интерьеры. Стены, обитые дорогими тканями, кессонированный (с углублениями) потолок, как в Мирском замке, мебель времен Людовика XV, изразцовые печи.

Здесь будущий основоположник белорусский школы живописи Валентий Ванькович провел детство.

С приходом большевиков здание закружило в хороводе стремительно меняющихся хозяев. В разные годы в бывшем дворце квартировали контора совхоза, картофелеводческая станция, школа НКВД, парниково-тепличный комбинат, общежитие и клуб.

Статус памятника истории и культуры постройка получила лишь в 1980-х — после многочисленных перепланировок и прочих физических истязаний.

IMG 7267

Когда в 2009 году за восстановление архитектурной ценности взялась частная компания, усадьба находилась в аварийном состоянии.

vankovichold

В здании строители увидели прогнившие полы, деформированные несущие стены, развалившиеся балконы. По словам предпринимателей, дешевле и проще было снести дом и возвести на его месте новый. Но условие Минкульта однозначно — восстановить. В результате расходы на реконструкцию составили 10 миллионов долларов.

IMG 7266

Сегодня усадьба словно майский одуванчик желтеет на ухоженном газоне. Ее украшают замысловатые кованые элементы, вазоны с цветами, лепнина. Внутри дом выглядит еще более фешенебельно, чем снаружи. Ощущение такое, будто оказался во дворце.

vnutri1

vnutri4

В бальном зале, который от пола до потолка сверкает золотом, — восстановленный по сохранившимся старинным образцам паркет.

vnutri3

В большой столовой — тот самый объемный потолок из темного дерева.

vnutri2

По словам авторов проекта, интерьеры достоверные. Правда, свое назначение некоторые помещения все-таки поменяли. К примеру, спальни и кухня в подвале. Вместо них теперь залы паназиатской кухни и пивной ресторан.

Вот как в 2013 году официальный представитель частной компании, которая проводила реконструкцию, Наталья Толстая рассказывала о будущем предназначении усадьбы:

В первую очередь она рассматривается нами как историко-культурная ценность. Отсюда и направление ее использования. Мы создаем оптимальные условия для комфортного пребывания, предусмотрена возможность проведения выставок, музыкальных салонов, конференций и симпозиумов, художественных аукционов, официальных приемов и встреч с выдающимися людьми.

По прошествии четырех лет стало очевидно — музеем это место никак не назовешь.

IMG 7240

Скорее заведением для отдыха обеспеченной публики и проведения свадеб, корпоративов, банкетов. Чтобы отужинать здесь вдвоем, нужно иметь по меньшей мере 200 рублей. Заказали столик — и прикоснулись к истории.

Впрочем, отдельные любители творчества Ваньковича не видят в этом ничего дурного. В конце концов, инвесторы спасли дворец, который долгие годы стоял без дела и лишь ветшал. Остается надеяться, что когда-нибудь на территории архитектурного памятника все же станут проводить обещанные художественные салоны для почитателей белорусского искусства и истории, а не только увеселительные мероприятия.

О судьбе остальных родовых усадеб Минска мы расскажем в следующем материале.

Фото Тамары Хамицевич, 3df.by, pan-demetrius.livejournal.com, nest.by

Читайте также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Мороз ночью и до +3 °С днем ожидаются в Беларуси 24 ноября

Облачно с прояснениями будет в республике 24 ноября, температура воздуха ночью составит -1…-7 °С, днем – -2…+3 °С, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на «Белгидромет».

22 10 2024 priroda osennie parki foto terehina 26 kopiya

Фото носит иллюстративный характер

В воскресенье местами по стране прогнозируются небольшой снег, не исключая мокрого, и слабый гололед, а ночью и утром – слабый туман. На отдельных участках дорог гололедица. Ветер будет умеренным, его порывов не предвидится.

В Бресте и Гродно в дневные часы ожидается +1…+3 °С, Минске, Витебске и Могилёве – -1…+1 °С, в Гомеле – 0…+2 °С.

В. Полякова-Макей о сотрудничестве с Мурманском: можем обменяться интересным опытом в сфере культуры

Вопросы сотрудничества в области культуры обсудили в Минске директор Белорусского государственного академического театра юного зрителя Вера Полякова-Макей и председатель комитета по культуре администрации города Мурманска Елена Крынжина, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

img 6102 kopiya

Культурная дружба между городами-героями началась 19 ноября, когда Белорусский государственный академический театр юного зрителя представил спектакль «Мастер и Маргарита» на II Международном театральном фестивале «Арктическая сцена» в Мурманске.

— Два года назад я приезжала на фестиваль «Арктическая сцена» со спектаклем «Каренина». Мы подружились с председателем комитета по культуре Еленой Крынжиной и другими известными деятелями культуры Мурманской области и договорились о встрече в Минске, — рассказала В. Полякова-Макей.

В фестивале поучаствовали 14 театров из России, Беларуси, Армении, Казахстана и Сербии. Коллективы привезли спектакли, основанные на всемирной классике и шедеврах русской литературы.

— На фестиваль мы не смогли привезти свои декорации: играли на белых простынях, тканях и стульях из подбора — только голый талант. Нас высоко оценили зрительское и профессиональное жюри. Дмитрий Климович получил награду за лучшую роль второго плана, а я — за лучшую женскую роль. Мы несказанно этому рады, — поделилась директор.

img 6092 kopiya

Международный театральный фестиваль «Арктическая сцена» организован Мурманским областным драматическим театром и региональным отделением Союза театральных деятелей России при поддержке правительства Мурманской области.

— Сегодня к нам приехала известный театральный деятель Елена Крынжина, и в нашем театре проходят переговоры по вопросам перспектив развития взаимодействия между театрально-зрелищными организациями Минска и Мурманска. Мы очень хотим организовать масштабные гастроли с Мурманском, так как уверены, что можем обменяться интересным опытом друг с другом в сфере культуры, —сообщила В. Полякова-Макей.

В Минске коллеги из Мурманска презентовали спектакль детской театральной школы «Дети военного Мурмана».

img 6113 kopiya

— Это не просто общение, а развитие связей между культурно-досуговыми учреждениями. Мы обсуждаем вопросы библиотечных систем, домов и дворцов культуры, взаимодействие музыкальных и театральных школ. И, конечно, речь идет о дополнительном образовании в сфере культуры. Я считаю, что это крайне важно, поскольку у нас общее культурное пространство, и в условиях Союзного государства открываются большие перспективы для взаимного культурного сотрудничества, — отметила Е. Крынжина.

После переговоров состоялся показ спектакля по пьесе Николая Гоголя «Женитьба».

— Это одна из наших последних премьер. Легкий, свежий и необычный спектакль, созданный молодым режиссером. Мы считаем, что молодые должны ставить спектакли для молодежи. Энергия такой режиссуры находит отклик как у юного зрителя, так и у старшего поколения. Наш слоган — «от 0 до 99 лет», и мы с радостью приглашаем зрителей всех возрастов на постановки, — подытожила директор В. Полякова-Макей.

Фото автора