Экспедиция. Как в Жодино создают самые большие в мире карьерные самосвалы

Завод, на территории которого может разместиться небольшой город, и карьерный самосвал с кузовом, почти равным по размеру типовому бассейну. Корреспонденты агентства «Минск-Новости» посетили знаменитый на весь мир БелАЗ, где восхищались, удивлялись и сравнивали.

Город в городе

В конце 1940-х около железнодорожной станции Жодино ветер гулял в чистом поле. Все изменилось после строительства здесь завода. Изначально на нем производили контейнеры для перевозки торфа. Позже — снегоочистители, прицепные катки, кусторезы. Лишь в 1961 году с конвейера сошел первый карьерный самосвал грузоподъемностью 27 т. Сейчас один из них стоит на постаменте в сквере около предприятия. Жители Жодино, каждый шестой из которых работает на БелАЗе, называют этот памятник в честь создателей карьерных самосвалов уменьшительно-ласкательно: «Наш БелАЗик».

По сравнению с нынешней продукцией завода он и впрямь малыш, но любят его жодинцы, как мать — первенца. Именно с этого 27-тонника началась эра белорусских карьерных самосвалов, которые сейчас считаются одними из лучших в мире. Само же предприятие разрослось настолько, что по площади может сравниться с небольшим городом. Его масштабы оценили, едва приехав в Жодино.

Нам на БелАЗ, — сказали мы водителю маршрутки.

Он и высадил у нескончаемого белого забора, за которым угадывались корпуса предприятия. Главная проходная оказалась примерно в 1,5-2 км оттуда. Нас встретила специалист по информационной работе отдела связи с общественностью ОАО «БелАЗ» Анна Черепок, любезно согласившаяся стать на пару часов гидом по предприятию.

За проходной ждал микроавтобус, чтобы подвезти нас к цеху производства сверхтяжелых машин. Автомобиль и автобус на предприятии не роскошь, а средства передвижения. Да и как иначе, ОАО «БелАЗ» в Жодино — это практически населенный пункт. Площадь территории составляет 133 га, а количество сотрудников — более 9 тысяч.

Есть собственные автобусный парк, 7 столовых, автозаправка и остановки общественного транспорта.

По пути к месту сборки гигантов Анна обращает наше внимание на новенькую постройку небесного цвета.

Гордость завода — корпус отделки и сдачи самосвалов. Здесь им придают товарный вид. Машины выезжают отсюда покрашенными и готовыми удовлетворить запросы покупателя не только по грузоподъемности, но и по внешнему виду.

За окном микроавтобуса промелькнуло еще несколько десятков зданий.

На заводе 18 основных цехов, всего 83 подразделения.

Не забывая об импортозамещении, поинтересовались, сколько в современных «БелАЗах» белорусского. К нашему удивлению, Анна не стала рапортовать о великом проценте отечественных деталей и стремлении к увеличению этого показателя:

Карьерные самосвалы «БелАЗ» — штучный продукт, который в первую очередь ориентирован на внешние рынки. Самые большие карьерные самосвалы, которые используются в Беларуси, — 90-тонники. Вся остальная техника уходит за рубеж. Для успешной конкуренции с другими производителями мы должны использовать все лучшее, что сегодня есть в мировом машиностроении. Можно, к примеру, организовать изготовление необходимых БелАЗу моторов у нас. Но в этой сфере уже сложился тандем производителей с мировым именем, которые занимаются этим десятилетиями. В то же время, если в Беларуси есть качественный вариант комплектующих, естественно, отдаем предпочтение отечественному производителю.

В подтверждение этих слов мимо нас проехал самосвал грузоподъемностью 90 т с маркировкой колес «Белшина».

В то же время на покрышках гигантов, способных перевозить грузы в 360 и 450 т, уже другие надписи — «Титан», «Мишлен», «Бриджстоун».

Шины для таких машин только начали производить в Беларуси на «Белшине», — уловила наш вопрошающий взгляд Анна. — Это довольно прибыльное дело, цена одной покрышки — более 40 тысяч долларов.

Из книги Гиннесса

Возле корпуса производства сверхтяжелых машин припаркованы 4 самосвала. Самый огромный из них — «БелАЗ 75710» грузоподъемностью 450 т и стоимостью более 6 млн долларов.

Именно он внесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой в мире автомобиль. Его высота — с трехэтажный дом. Он и внешне напоминает то ли особняк богача, то ли пароход на колесах. С последним сходство и в терминологии: у гиганта и трюм есть, и палуба, на которую нас пригласили подняться, а если уж продолжать сравнение, то взойти по трапу. Именно его напоминает крутая лесенка с поручнями, ведущая к… Так и захотелось сказать: к капитанской рубке. Но наверху обнаружилась несопоставимая с масштабами самосвала кабинка: внутри два сиденья и руль, как у легковушки.

Разве в «БелАЗе» есть место для пассажира? — нам, конечно, мало что известно о том, как управляют такой огромной машиной.

Для техперсонала или водителя-ученика.

Восхищаясь габаритами и статью тяжеловеса, мы и не заметили, как на свое рабочее место прибыл водитель-испытатель Владимир Прохоревич. На заводе трудится уже 17 лет. Он-то и взялся рассказать нам об особенностях диковинного грузовика:

Например, две педали тормоза. Стандартной дисковой тормозной системой передних колес пользуюсь только на ровной поверхности при пустом кузове. Но в условиях больших нагрузок, которым подвергается карьерная техника, их износ был бы огромным, поэтому основные тормоза динамические. Благодаря им торможение происходит электродвигателями, расположенными у задних колес.

Уже после этого краткого рассказа мы поняли: Владимир Николаевич свою технику знает и не то чтобы любит, скорее уважает. Он нам и бортовой компьютер в действии показал, который за каждым узлом гиганта следит, и в трюм дал заглянуть, и про силовую установку поведал.

Тут еще и система пожаротушения имеется, — это мы очередной загадочной для нас коробочкой на потолке кабины заинтересовались, а Владимир Николаевич пояснил: — Она срабатывает автоматически, если температура какого-либо узла превысит +100 °С.

А нам уже к главному не терпелось перейти:

Как же такой махиной управлять? Нам показалось, из кабины не очень-то и видно, что рядом происходит.

Управлять несложно, главное — почувствовать его габариты.

Мы так и подумали, когда, сидя в кабине, по привычке стали глазами искать зеркало заднего вида. И нашли его. Справа. Метрах этак в 10 от водителя.

Сложно, конечно. Но здесь еще четыре видеокамеры: слева, справа, сзади и спереди. Изображение выводится на монитор бортового компьютера.

Вот чего точно нет ни у одного автомобиля, так это сигнала оповещения о приближении к линии электропередачи.

Антенну с датчиком ставят на 450-тонник. У него ж высота более 8 м, а если кузов поднят, то и все 20. При приближении к проводам в кабине раздается характерный сигнал, чтобы линию случайно не задел.

Мы тут же и вспомнили, как год назад в Интернете многих впечатлило видео: на руднике в Норильске водитель забыл опустить кузов и «БелАЗ» на полном ходу оборвал высоковольтную линию. Авария серьезная вышла, рудник 12 часов бездействовал. Так что такая антенна гигантам очень даже нужна.

Нас многое, если не всё, в этой удивительной машине восхищало. Но и человека, который ею управляет, не могли мы оставить без внимания. И сколько зарабатывает, спросили, и где бывал с такой техникой. Владимир Николаевич — специалист отменный и человек скромный.

В России, Америке, Австралии, — стал перечислять он. — Да много где. Учил водителей, готовил машины к выставкам. Самая сложная командировка? Наверное, в США. Там же «Каты» (это он так американского конкурента нашему «БелАЗу» грузовик Caterpillar для краткости назвал. — Прим. авт.). На других-то выставках мы только контролируем сборку, а в Штатах всё пришлось делать небольшим составом делегации.

Цех производства сверхтяжелых машин

Он заводским изделиям под стать — пара футбольных полей в нем точно поместятся. Здесь с десяток машин разных моделей и разной степени готовности. Есть почти завершенные, осталось разве что добавить кузов и отправить на обкатку. Другие еще даже не успели обрести очертания самосвала.

К сожалению, мы попали в обеденное время и потому не увидели кипящей в цехе работы. Лишь несколько человек в оранжевых жилетах, как у дорожных рабочих, неспешно прохаживались между будущими гигантскими самосвалами.

Это экскурсия, — предугадала вопрос Анна. — Два года уже промышленный туризм развиваем. За это время на заводе более 36 тысяч человек побывало, не только белорусов, но и из других стран — СНГ, Эстонии, Нидерландов, Польши, Франции.

Среди остовов приметили и знакомого рекордсмена. С 2013 года на предприятии всего трех таких гигантов изготовили. Один вот уже два года трудится на угольных шахтах разреза «Черниговец» в Кемеровской области. За это время успел перевезти несколько миллионов тонн породы.

Если относительно небольшие самосвалы собирают на конвейере, так же, как обычные легковушки, то подобные тяжеловесы рождаются иначе. Применяется так называемая стапельная система, а по сути — ручная сборка. Раму большегруза выставляют на подпорки — стапели. И потом к ней доставляют и присоединяют другие части.

Интересно, что бόльшую часть массивных деталей производят здесь же, на месте, в соседнем помещении цеха, чтобы не возникало дополнительных сложностей с их транспортировкой. Несмотря на то что тружеников там мы не заметили, работа продолжалась. Бил искрами роботизированный сварочный аппарат, а чуть поодаль от него за прозрачным защитным экраном сверкал лазер. Их контролировал из рубки управления лишь один специалист.

Выйдя из цеха, решили сделать еще пару фото стоящих на выставочной площадке гигантов. К нам подошел сотрудник службы безопасности: кто такие, что пытаемся запечатлеть на камеру? Серьезная охрана. Да разве можно с такого завода, уж извините, что-то украсть? Тут же практически любую запчасть без подъемника от земли не оторвать.

Оберегают интеллектуальную собственность, — сразу поняла ход наших рассуждений Анна. — «БелАЗ» — 2-й в мире по продажам тяжелых карьерных самосвалов. В этом немалая заслуга наших конструкторов. Многие из их разработок запатентованы и не имеют аналогов в мире.

Естественно, мы заинтересовались идеями новаторов и напросились на встречу с ними.

Конструкторское бюро

Девятиэтажное здание конструкторского бюро можно назвать мозговым центром всего предприятия. В нем трудятся около 360 человек. Причем их задача не только создавать новые модели карьерной техники, но и адаптировать уже имеющиеся под нужды потребителя.

У нас нет парка, где простаивали бы машины в ожидании покупателя, — сообщил заместитель главного конструктора ОАО «БелАЗ» — управляющая компания холдинга «БелАЗ-Холдинг» Михаил Рак. — Работаем исключительно под заказ, создавая партию машин для конкретного карьера. Существует много опций дополнительного оборудования, вариантов комплектации двигателями, трансмиссиями и различными системами. В некоторых случаях даже нет технической разработки под запрос покупателя, но мы все равно стараемся выполнить его пожелания. Так было, например, когда собирались выходить на австралийский рынок. Там отличные от всего мира требования к технике безопасности. Нам выставили целый ряд условий. Например, оборудовать платформу самосвала специальными креплениями для страховки работника, сделать лестницу в кабину водителя под другим углом наклона. Ежегодно участвуем в конференциях и узнаем, какая техника нужна потребителю в ближайшем будущем.

В качестве подтверждения этих слов М. Рак завел речь про «БелАЗ 75710». Идея его создания родилась после встречи с россиянами. Из-за бурного роста горнодобывающей отрасли там остро не хватало специалистов: водителей карьерных самосвалов и обслуживающего транспорт персонала. Соответственно, в российских карьерах пригодилась бы машина, способная выполнять работу двух самосвалов.

В планах конструкторов — сделать 450-тонник менее прожорливым. Сейчас два его дизельных двигателя при полной загрузке гиганта расходуют до 20 л дизтоплива на километр.

На этом самосвале, в отличие от остальных, два двигателя внутреннего сгорания. Однако на полную мощность он их использует, лишь когда груженый идет на подъем. Рассматриваем возможность глушить один из двигателей, когда машина на спуске или идет порожней по ровному участку.

Также конструкторское бюро трудится сейчас над созданием самосвала на газомоторном топливе. Опытный образец грузоподъемностью 45 т уже тестируется в районе Екатеринбурга.

Еще одно направление — машины на электротяге. Пока нерентабельно производить такие карьерные самосвалы из-за ограниченного ресурса аккумуляторов, их массы и высокой стоимости. Однако под землей подобная техника, по словам М. Рака, может оправдать затраты на ее производство. Нагнетание воздуха в глубокие шахты, их вентиляция — дорогостоящий процесс. Естественно, более целесообразно там использовать машины, работающие от батареи или аккумуляторов, чем с двигателями внутреннего сгорания, которые загрязняют воздух выхлопными газами. Рассматриваются варианты применения электротяги в шахтных самосвалах «МоАЗ» (Могилевский автомобильный завод им. Кирова — филиал «БелАЗ-Холдинг». — Прим. авт.) грузоподъемностью от 22 до 40 т.

Фото автора

Еще материалы рубрики:

ЭКСПЕДИЦИЯ. Партизан из отряда Машерова — о быте народных мстителей и сожженных нацистами деревнях

ЭКСПЕДИЦИЯ. Чего ожидать минчанам, решившим перебраться в город-спутник Фаниполь

ЭКСПЕДИЦИЯ. Есть ли будущее у столичных мини-рынков

Экспедиция. Сотни километров ползком на коленях — как и сколько зарабатывают белорусские шахтеры

ЭКСПЕДИЦИЯ. Путешествие по берегу реки Мышки — от Сухарево до Курасовщины

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ

Бери хоть упаковками. Оптовые цены в дискаунтерах «Маяк» — для покупок в розницу*

Экономить, не ограничивая себя в повседневных покупках, вполне реально. Убеждает в этом новый формат магазинов-дискаунтеров.

Территория низких цен

О том, что на Тимирязева работает магазин под названием «Маяк», услышал еще на соседней улице: движущаяся в попутном направлении стайка девушек оживленно щебетала о суши, за которыми планировалось «быстренько залететь в «Маяк». Полетел за ними и я, увлекшись больше девичьим азартом, чем стремлением полакомиться экзотикой.

«Маяк» действительно оказался магазином, причем новым. Раньше на этом месте его точно не было. Но удивило не это, а то, что обнаружилось внутри. Разглядывая стоящие вдоль стен стеллажи с товарами и не менее щедро нагруженные палеты по центру, едва поспеваю за девчатами. А те уверенно пересекают два просторных торговых зала и в третьем наконец находят пластиковые коробочки с вожделенными суши.

Я же говорила! — восклицает одна. — «Калифорния», 500 граммов, — 12 рублей с копейками!

А «Инуяма» и вовсе 9,99 рубля! — восторгается другая.

Схватив несколько упаковок с искомым лакомством, барышни исчезают в направлении кассы. Я же осознаю, что так быстро уйти не получится. Достойные суши по не менее достойной цене, как оказалось, лишь песчинка в море товарного изобилия. И слово «Маяк» для всей этой ситуации как нельзя кстати — ни дать ни взять ориентир для измученного борьбой с рыночной стихией потребителя.

Открылись мы накануне Нового года, 30 декабря, — знакомит нас с магазином его директор Юлия Поплавская. — И за это небольшое время увидели, что попали, как говорится, в десятку.

Еще недавно слова «жесткий дискаунтер» рисовали в воображении обывателя огромный магазин-склад в промзоне на окраине города. Разрушают эту ассоциацию торговые объекты «Маяк»: они органично вписываются в концепцию магазинов шаговой доступности, предлагая при этом не менее доступные цены.

На торговой площади чуть более 460 квадратов — около 1 500 товарных позиций. За чрезмерной широтой ассортимента не гнались сознательно: выдержан он, что называется, в классическом стиле — акцент на самом необходимом для повседневной жизни, проверенных временем белорусских продуктах. Большой выбор изделий собственного производства, а это прежде всего полуфабрикаты — разделка, фарш, колбаски, а еще торты и суши.

Торговых залов семь: каждый выделен под конкретную категорию товаров, отдельный — под непродовольственные. В организации внутреннего пространства — подчеркнутый минимализм: все в высшей степени функционально, ничего лишнего. Заставляют задержаться в магазине цены: они здесь ощутимо ниже, чем где бы то ни было. В зависимости от группы товаров экономия может составить 10–25 %.

Идут к нам покупатели разного возраста и социального статуса, — подключается к разговору заведующий секцией Андрей Корогвич. — Но нужный для себя товар находят все, и это для нас главное.

Сюда бы на грузовичке…

Район оживленный: в округе не только жилые дома, но и офисы. Соответственно, пиков покупательской активности в течение дня несколько: первый — с полудня до 14:30, второй — с 17:00 до 20:00. В это время работают все три кассы, и очереди выстраиваются мгновенно.

Покупательница, представившаяся Ириной, охотно идет на контакт:

Живу недалеко, на Кальварийской. Это здание знаю давно — оно было частью обувного производства. Новому магазину рада: товаров изобилие, девочки приветливые, цены приятные.

Солидарна с этой оценкой и Виктория Викторовна из дома по соседству:

Разлетается на ура твердый сыр — таких цен точно не найдете нигде: девчата едва успевают нарезать.

Да и в целом удобно: товаров хоть и много, но проходы широкие, ориентироваться легко.

Дополняет картину местный житель Виктор Владимирович:

— Закупались тут к Новому году. Традиционный оливье, специально подсчитали, обошелся нашей семье примерно на 25 % дешевле, чем если бы за продуктами пошли в другое место. Судите сами: горошек в стеклянной банке, причем наш, белорусский, — 1,79 рубля за 450 г, яйца — пусть С-2, но на удивление крупные — 1,89 рубля за десяток. Вареная колбаса тоже оказалась дешевле. Как тут не праздновать? Сюда бы за покупками на грузовичке ездить — при входе в магазин есть удобная парковка…

Оптовые, по сути, цены и возможность приобретения товаров большими партиями привлекают в магазин предпринимателей, которые пополняют здесь ассортимент собственных торговых точек. Цены едины независимо от объема покупки и действуют от одной единицы товара. Удобно закупаться впрок: многие товары выставлены на поддонах прямо в упаковках.

— Еще буквально год назад таких магазинов в нашей стране не было, — отмечает Андрей Корогвич. — У нас нет привычных акций, потому что изначально на все низкие цены. Многие покупатели приезжают сюда из других районов города. Недавно консультировал группу бабушек из Заводского. А сегодня общался с молодой мамой, которая с ребенком в коляске специально приехала за козинаками: взяла немало — чтобы уж надолго.

Пока гуляю по магазину, вижу, как мало-помалу тает сахар на поддонах в центре торгового зала. Разберут — его снова вывозят на палетах: удобно. Магазин работает с 9:00 до 22:00, без выходных и перерывов: можно только представить, какая нагрузка на персонал.

— Бывает нелегко, — соглашается Юлия Поплавская. — Но работаем для людей. Улыбки на их лицах и добрые отзывы — верное подтверждение того, что наш «Маяк» абсолютно ко времени и к месту.

Где искать «Маяк»?

В Беларуси в настоящее время 33 магазина «Маяк». В Минске сеть представлена двумя объектами.

Первым открылся магазин по адресу: ул. М. Лынькова, 19 (работает он уже без малого полгода).

Вторым стал объект на ул. Тимирязева, 9/11.

И это, говорят в сети, только начало.

Фото Павла Русака и предоставлены предприятием

*На правах рекламы

Гарант надежности и безопасности объектов Минска. Столичной инспекции Госстройнадзора — 30 лет*

Инспекторы Госстройнадзора — частые гости на всех без исключения стройплощадках Минска. Благодаря их профессионализму в эксплуатацию сдаются новые надежные объекты недвижимости, проводятся качественный ремонт и реконструкция зданий и сооружений. Мы побывали в инспекции Департамента контроля и надзора за строительством по городу Минску, которая вскоре отметит 30-летие со дня основания.

Как выяснилось, у каждого из сотрудников инспекции высшее строительное образование. На объектах они — сама строгость и дотошность. Мелочей у специалистов нет — только детальное и доскональное рассмотрение вопросов, от чего зависит безопасность людей, которые будут затем в этом здании жить или работать.

Руководители столичной инспекции Госстройнадзора и ее структурных подразделений рассказали о коллективе и об особенностях своей профессиональной деятельности.

Начальник инспекции Александр Черников:

Основная задача органов Госстройнадзора — контроль за соблюдением законодательства в области строительства. Работа очень ответственная. Мы обязаны обеспечить безопасность, эксплуатационную надежность и конструктивную устойчивость объектов. К нам не приходят со студенческой скамьи — только люди с определенным профессиональным и жизненным опытом. Коллектив высококвалифицированный, в штате 69 человек. Все понимают, куда пришли работать. Здесь надо не только самому учиться, постоянно обновлять свои знания, но и учить других. Регулярно организовывается техническая учеба, доводим до сведения сотрудников все изменения в законодательстве. Нужно владеть этим безукоризненно: как же проверять, не зная законов?

Если сравнивать Минск с другими регионами страны, то количество объектов везде примерно одинаковое — 1 100–1 200. Однако столичные куда масштабнее. Один «Минск-Мир» чего стоит: по сути, 300 домов на одной площадке! Радует, что работаем успешно: в столице за последние годы на зарегистрированных в инспекции объектах не произошло ни одной строительной аварии.

Заместитель начальника инспекции Александр Паречин:

— Трудился на стройке мастером и прорабом, как заказчик строил промышленные предприятия в разных уголках Беларуси. На нынешней должности с 1998 года.

Это очень интересная работа, ведь мы имеем дело с разноплановыми объектами. Особенно запомнились реконструкции Оперного театра и Белгосцирка. Нельзя не вспомнить и о массовом строительстве. Казалось бы, еще совсем недавно на месте Каменной Горки простиралось поле, а сейчас там великолепный жилой район. На моих глазах застраивалась территория военного городка в Уручье: появились жилье, школы, детские сады. По большому счету по службе в Минске был везде — друзья шутят, что мне навигатор не нужен. Не заблужусь.

Сейчас курирую работу трех отделов. Они ведут объекты различного назначения, разбросанные по всей столице. Разъездов по-прежнему хватает. Предпочитаю увидеть собственными глазами, как идет дело, чтобы убедиться: все в порядке.

Заместитель начальника инспекции Павел Дроздов:

Первые шаги в строительной отрасли делал в родном Новополоцке. В столичную инспекцию пришел 20 лет назад. Начинал инспектором, занимался ремонтами и реконструкциями.

На нынешней должности работаю более 10 лет, курирую особо важные объекты. Запомнились такие из них, как Национальная библиотека, комплекс «Минск-Арена», Дворец Независимости, аквапарк «Лебяжий», реконструкция Дворца водного спорта, жилые комплексы «Каскад» и «Маяк Минска». Еще занимаюсь объектами капитального ремонта жилого фонда всего города.

Сейчас основное внимание уделяем строительству метрополитена и жилого комплекса «Минск-Мир».

Со своей стороны мы не можем ущемлять права участников строительства — заказчиков и подрядчиков. Все наши решения должны быть справедливыми и объективными, основанными на доказательной базе. Однако главная задача органов Госстройнадзора, которая определена законодательными актами, — защита интересов потребителей строительной продукции. Тех, кто будет жить в домах, пользоваться общественными зданиями. Это приоритет. И если наши решения будут идти вразрез с интересами участников строительства, но в конечном итоге эти решения направлены на защиту интересов потребителей, то мы однозначно выберем вторых.

Первый заместитель начальника инспекции Ирина Колесникова:

— На нынешней должности я с 2020 года. В моем подчинении находится технический отдел. Отвечаю и за координацию общих вопросов деятельности инспекции, куда входит, например, взаимодействие с контрольными органами и органами госуправления, со СМИ. Однако повседневная работа требует знания объектов и их состояния, возникающих проблем. Поэтому также окунаюсь в производственную тематику, выезжая на приемку объектов.

Стараемся двигаться в ногу со временем. После внедрения электронного документооборота задача № 1 — перевод административной процедуры по выдаче заключения Госстройнадзора опять-таки в электронный формат. Недалек тот час, когда таким же образом будет налажено взаимодействие со всеми участниками строительной деятельности — от Госстройэкспертизы до подрядчиков. К этому тоже нужно готовиться.

Начальник технического отдела Вячеслав Шакиров:

— Мне есть что вспомнить: в 1980-е участвовал в возведении в Уручье комплекса зданий архитектурного факультета БНТУ, которые и сейчас привлекают внимание горожан и приезжих. Однако больше строил жилье. В инспекции — с сентября 2011 года, на нынешней должности — с 2014-го.

Технический отдел регистрирует объекты строительства и ведет их учет, выполняет методологические функции, формирует отчетность. Создана единая электронная система Госстройнадзора, где хранится информация по всем столичным объектам. Фиксируем количество их посещений инспекторами, а также выявленных дефектов и нарушений (например, фактов самовольного строительства), рекомендаций, предписаний, штрафов, выданных заключений. Эти данные ежемесячно анализируем.

Кстати, сейчас в Минске более 1 100 строящихся объектов. Из них капремонтов жилья — свыше 300.

Еще ведем работу с обращениями граждан и юридических лиц, составляем различные отчеты.

Начальник отдела № 1 Алексей Ушаков:

— 90 % наших объектов — монолитное жилищное строительство, еще 10 % относятся к особо важным. Это Дворец Независимости, крупные культурно-развлекательные комплексы, объекты 3-й линии метрополитена. Вели надзор за возведением жилого комплекса «Маяк Минска», сейчас во главе угла «Минск-Мир», где очень интенсивно строится жилье. Там будут 30 кварталов с высотной и малоэтажной застройкой, торговые и административные объекты, парковки. Большой объем работ еще предстоит выполнить, но за 2,5 года территория старого аэропорта превратилась практически в самостоятельный мегаполис. С численностью населения, как, например, в Осиповичах.

В строительстве начинал обычным каменщиком. Мне понравилась философия строительного производства: ты приходишь на пустой участок и начинаешь творить — от фундамента до кровли. И, что очень важно, возведенное здание останется на долгие годы и послужит и ныне живущим, и последующим поколениям.

Начальник отдела № 2 Виктория Вашкевич:

Окончила строительный факультет БНТУ, в профессии с 2011-го. Наш отдел занимается надзором за строительством жилья из изделий крупнопанельного домостроения. Это дома типовых потребительских качеств (9-, 16- и 19-этажные) в основном для нуждающихся в улучшении жилищных условий. Их строят в микрорайонах Лошица-7, 8.1, 8.2, 9, Чижовка-6 и 6а. Заказчики — в основном государственные организации. Проверяем объекты панельного домостроения и частных застройщиков, расположенные в районе ул. Леонида Беды, Рыбалко, Шаранговича — Горецкого — Рафиева. Всего их у нас сейчас 125. Это не только дома, но и инженерно-транспортная инфраструктура, паркинги. Есть и объекты капремонта.

В отделе 4 инспектора — все в возрасте до 35 лет. Мы должны владеть собой в любой ситуации и уметь разъяснить людям свою точку зрения. Все-таки мы представляем надзорный орган и не имеем права что-то утверждать голословно. Радует, когда после наших посещений нарушения устраняются.

Начальник отдела № 3 Юрий Роуба:

Моя строительная карьера началась на Гродненщине: работал мастером, прорабом, директором завода железобетонных изделий. В Минск перебрался в 2009-м, спустя несколько лет пришел в инспекцию.

Мой отдел курирует объекты промышленности, строительство зданий культового назначения, жилья (на ул. Нововиленской, Гастелло, Щорса). Сейчас у нас много реконструкций и модернизаций медучреждений (например, 9-я больница). Большое внимание уделяем социально значимым объектам — детским садам и школам. Так, в ноябре минувшего года сдан в эксплуатацию детсад в жилом комплексе «Минск-Мир» и начато возведение второго. На днях в новое современное здание на ул. Чюрлёниса переехали учащиеся и педколлектив гимназии № 41. Инспекторы (их в отделе 5) подобраны с опытом работы в строительстве.

На стройплощадке начинаем с приемки котлована. Далее очень тщательно контролируем все то, что относится к несущей способности здания: фундамент, цоколь, каркас, колонны, балки, перемычки. У нас есть для этого специальные приборы. Можем проверить прочность бетона, геодезические параметры, теплопроводность стен. Следим и за культурой производства — чтобы вокруг строек был наведен порядок.

Объекты у нас серьезные — мой отдел вел надзор за реконструкцией стадиона «Динамо». Или, например, строительство цеха покраски на авиаремонтном заводе: пролет фермы в длину там составляет 99 м, а весит она 75 тонн! Второго такого сооружения в Беларуси нет, да и в СНГ только одно.

В ходе проверок выявляем несоответствия проекту. Были случаи, когда некоторые заказчики пытались незаметно надстроить лишний этаж, а то и два-три. Или пробуют техэтаж превратить в эксплуатируемый. Но такой номер не проходит: деятельность на объекте приостанавливаем и объясняем, что по закону такие изменения надо согласовать в местной администрации, внести в проект, пройти экспертизу. Правда, на все это может понадобиться до полугода.

Службы, подобные нашей, имеются во всех цивилизованных странах. Они необходимы: если строительство вести бесконтрольно, порядка не будет.

Начальник отдела № 4 Сергей Пушков:

— В отделе работают 6 человек. За нами закреплены разноплановые объекты: жилые дома, детские сады, инженерные сети, поликлиники, автосервисы, точки общепита, гаражи, промышленные и административно-хозяйственные здания. Контролируем и их строительство, и реконструкцию, и благоустройство. Сейчас ведем около 180 объектов.

При посещении стройплощадок внимательно изучаем исполнительную документацию. Проводим мониторинги и осмотры. В первом случае выдаем строителям рекомендации. Во втором — предписание об устранении нарушений или о приостановке работ. Когда выходим на объект повторно и вновь выявляем какой-то недостаток, применяем санкции. В зависимости от характера нарушения это либо предупреждение, либо штраф.

В инспекцию пришел в 2015-м. У нас сложная, ответственная и очень важная работа, ведь мы упреждаем нештатные аварийные ситуации.

Начальник отдела № 6 Александр Карпук:

— В строительной сфере тружусь с 1991-го. После окончания Камышинского высшего военно-строительного командного училища меня назначили на экспериментальную должность командира взвода — прораба. Строили объекты военной инфраструктуры (пограничные заставы), а также жилье, дороги, инженерные сети. Военный опыт очень ценен для меня, довелось поработать и за границей.

В столичную инспекцию пришел 3 года назад. На меня также возложены обязанности государственного строительного инспектора — лично веду 7 объектов. Всего их у нас на контроле более 200. Надзорные функции выполняют еще 4 инспектора. Нагрузка очень серьезная, но со стоящими перед нами задачами справляемся. Подчиненными я доволен.

По объемам работ закрываем примерно полгорода. В основном это объекты капремонта в Первомайском и Фрунзенском районах. Есть среди них и административные здания, социально-бытовые помещения, памятники культуры.

Самые сложные объекты, как правило, и наиболее интересные. Они дают немалую пищу для размышлений в плане самосовершенствования. Например, Специализированный лицей МВД на Стахановской. Он включает в себя множество зданий — там во время капремонта выполнялись разнообразные работы. Поэтому нужно было во все вникать и ничего не упустить. Справились!

Начальник отдела № 7 Валентин Бельский:

— Я выпускник стройфака БПИ 1986 года. Долгое время работал в системе ЖКХ в службе заказчика — занимался благоустройством объектов, организацией ремонта кровель, фасадов. В инспекции Госстройнадзора уже 7 лет.

В основном наш отдел осуществляет контроль за капитальным ремонтом жилых домов. Есть также реконструкции и реставрации. Заказчиками выступают ЖКХ районов. По сути, занимаюсь тем же, что и раньше, так что накопленный опыт очень помогает.

Сейчас мы ведем 125 объектов в Ленинском, Партизанском и Московском районах. На высотках выполняются ремонт кровли, фасада и инженерных сетей, их и контролируем.

Наиболее значимый для меня объект — реставрация Национального художественного музея. Новые его корпуса сдали в эксплуатацию совсем недавно, в декабре 2021 года. Запомнилось и переоборудование школы № 39 в Центр дополнительного образования детей и молодежи «Ранак» Московского района. Тоже знаковый для нас объект — с красивыми спортивными площадками, в том числе с полем для игры в хоккей на траве.

В 2022-м меньше объектов у нас не станет: план капремонта разработан. Без работы точно не останемся.

Начальник отдела № 5 Анна Дубровская:

— На учебу в Брестский инженерно-строительный институт отправилась вслед за братом. С детства мечтала стать строителем и в своем выборе не разочаровалась. Трудилась в строительных организациях Брестчины, Минщины и Минска, была прорабом. В столичной инспекции Госстройнадзора — с 2006-го.

Наш отдел ведет объекты капитального ремонта (всего около 300) Заводского, Октябрьского, Центрального и Советского районов. Во время объездов стройплощадок работаем в связке с МЧС, энергонадзором, санэпидемслужбой. Есть очень сложные объекты — особенно те, где ведется реконструкция или реставрация. Не всегда можно вскрыть конструкции, а где-то нужно делать их усиление.

Сейчас контролируем застройку территории бывшего хлебозавода № 1 на Раковской. Непросто было работать во время реконструкции Красного костела, объектов на ул. Революционной и Комсомольской. Взять хотя бы инженерные сети — в центре города они очень старые, всегда хватало проблем с ливневой канализацией, поэтому нужно было их переложить. Сделали качественно — уже нет таких подтоплений, как прежде.

Не всегда получается обойтись и без штрафных санкций. Чаще всего наказываем за недостатки в организации стройплощадки и нарушения проектной документации. На некоторых объектах приходится приостанавливать рабочий процесс до устранения замечаний.

Работа с людьми сложная и нервная. Есть профессиональные жалобщики, а некоторым просто не с кем поговорить. Часто выезжаю на объекты с инспекторами. Мы всегда настроены благожелательно: побеседуем с человеком, все объясним, документацию покажем, — и все вопросы снимаются.

Справочно

Инспекция Департамента контроля и надзора за строительством по городу Минску начала свою работу 23 января 1992 года.

Фото Тамары Хамицевич

*На правах рекламы

Некоторые сервисы «Беларусбанка» будут временно недоступны в выходные

Совершение некоторых операций в «Беларусбанке» будет временно невозможно в ночь с 22 на 23 января из-за проведения технологических работ. Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» сообщили в пресс-службе финансового учреждения.

Так, с 23:00 22 января до 7:00 23 января в подразделениях «Беларусбанка», АИС «Расчет» (ЕРИП) и каналах дистанционного банковского обслуживания будут недоступны операции по вкладным счетам физических лиц, счетам по учету кредитной задолженности (погашение кредитов). Кроме того, 23 января с 1:00 до 2:00 в подразделениях банка невозможно будет совершить операции с денежной наличностью и платежными картами.

Смотрите также:

 

Студенты смогут попасть в Минский зоопарк со скидкой

зоопарк павлинМинский зоопарк приглашает студентов провести время с пользой. Целую неделю, с 24 по 30 января, им будет предоставляться скидка, в том числе на единый билет, включающий посещение динопарка, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в учреждении.

Чтобы воспользоваться скидкой, нужно предъявить в кассе действующий студенческий билет.

К слову, динопарк в зимнее время открыт с пятницы по воскресенье с 10:00 до 18:00. Зоопарк работает ежедневно с 10:00 до 18:00.

Смотрите также:

Заводская районная организация РОО «Белая Русь» представила свои проекты в яслях-саду в Северном поселке

Воспитанники яслей-сада № 493 узнали о двух важных проектах, организованных РОО «Белая Русь». Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» сообщили в Заводской районной организации РОО «Белая Русь».

В гости к мальчишкам и девчонкам пришла председатель Заводской районной организации РОО «Белая Русь» Светлана Леоненко. Она представила ребятам проект «Возродим любовь к книгам». Он направлен на формирование устойчивого интереса к книге, популяризацию чтения среди детей дошкольного возраста.

— Книги учат нас выражать мысли, расширяют горизонты нашего мира, развивают мышление и способность к сопереживанию. Книги придают нам силы и вдохновение, они увлекают и развлекают, заставляют смеяться и плакать, приносят утешение и показывают выход из трудного положения. Еще они заставляют задуматься о добре и зле, помогают нам познавать самих себя. Книга — это часть нашего культурного наследия, она объединяет поколения, — отметила в своем выступлении С. Леоненко.

Также она рассказала о традиционной акции «Белая Русь», которая проводится с начала учебного года, — «За безопасность детей на дорогах». Цель этой инициативы — профилактика дорожно-транспортного травматизма.

С. Леоненко напомнила воспитанникам дошкольного учреждения о правилах дорожного движения, провела викторины по безопасному поведению на дорогах. Кроме того, она вручила малышам фликеры с эмблемой «Белой Руси».

Смотрите также:

«Пул Первого» показал подарок, который Лукашенко передал губернатор Тывы

Президент Беларуси Александр Лукашенко получил в подарок от губернатора Республики Тыва шахматы из «живого» камня, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Telegram-канал «Пул Первого».

Подарок уже занял почетное место в музее Дворца Независимости, отмечает источник.

Напомним, что 20 января Беларусь впервые приняла делегацию из Республики Тыва во главе с ее губернатором Владиславом Ховалыгом. Стороны обсудили актуальные вопросы сотрудничества, в частности, увеличение объема торговли.

Фото Telegram-канал «Пул Первого»

Смотрите также:

В Первомайском районе проходят профилактические мероприятия по предупреждению ДТП

В Первомайском районе 20 и 21 января проходят дополнительные профилактические мероприятия по предупреждению аварий с участием пешеходов в темное время суток, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в районном ОГАИ РУВД.

Действия инспекторов будут направлены на повышение эффективности работы по устранению причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов. Особое внимание в ходе проведения мероприятия уделят аварийно-опасным участкам дорог, проследят и за правильным проездом пешеходных переходов водителями.

Во время рейдовых мероприятий будет проведен также мониторинг уличного освещения.

Госавтоинспекция напоминает: использование световозвращающих элементов в темное время суток либо в условиях непогоды — один из действенных способов обезопасить себя на дороге.

Фото предоставлены районным ОГАИ РУВД

Смотрите также:

«Решил напугать супругу». Милиционеры спасли минчанина, повисшего на балконе третьего этажа

Патрульные спасли мужчину, который едва не упал с третьего этажа, рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» в Заводском РУВД.

 

Наряд роты ППСМ Заводского РУВД в составе старших сержантов милиции Алексея Шатерника и Алексея Вырвича прибыл на вызов в одну из квартир, расположенную в жилом районе Ангарская. Дверь им открыла плачущая женщина и молча указала в сторону балкона. Там милиционеры увидели висевшего со стороны улицы гражданина, который из последних сил держался руками за раму. Патрульные помогли ему забраться на балкон.

Оказалось, семейная пара повздорила и мужчина решил напугать супругу, сымитировав прыжок с третьего этажа, но неожиданно для себя оказался по ту сторону балкона. Если бы не вовремя подоспевшие сотрудники, неизвестно, чем все могло бы закончиться.

Супруги были признательные милиционерам за оказанную помощь и обещали больше не ссориться.

Видео предоставлено ГИОС Заводского РУВД

Смотрите также:

Метель и сильный ветер прогнозируют синоптики в Беларуси 21 января

В Беларуси 21 января ожидается метель, а максимальная температура воздуха днем составит +1 °С, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на сайт Республиканского центра по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды.

зима снег погодаВ пятницу в стране будет преимущественно облачно. Временами ожидается снег, местами будет метель. На отдельных участках дорог — гололедица. Ветер юго-западный, днем с переходом на северо-западный умеренный, на большей части территории страны — сильный порывистый.

Температура воздуха минимальная ночью составит –1…–7 °С, максимальная днем –5…+1 °С.

Смотрите также:

 

Фотофакт. Зима на Комсомольском озере

Купель законсервирована сотрудниками ОСВОД. Люди гуляют или торопятся по делам. Погода переменчивая: сильная метель внезапно затихает, а из-за облаков выглядывает солнце. Каким был день после Крещения в одной из самых красивых частей Центрального района – смотрите в фотоотчете корреспондента агентства«Минск-Новости».

Фото автора

Смотрите также: