Эксперт: проблему парковок в Минске можно решить только за счет денег автовладельцев

Почему преобразование бесплатных парковок в платные – ключевое решение проблемы нехватки стоянок в Минске, выяснила корреспондент агентства «Минск-Новости» в беседе с председателем правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрием Важником.

– Юрий Петрович, во время опроса о парковках один из людей предложил использовать крайние полосы на автодорогах в качестве стоянок. Не это ли решение проблемы?

– Парковка и автодорога строятся из разных материалов. Для дороги они значительно дороже, лучшего качества, используются в большем объеме, поскольку при передвижении автомобиль оказывает более сильное давление, чем когда стоит на парковке. Дорога – очень дорогая конструкция. Строить широкую дорогу и использовать ее в качестве стоянки неразумно.

– Однако парковок не хватает ни в центре города, ни в спальных районах. Куда ставить машины?

– Есть такой тезис: ни одно авто в воздухе не висит, все водители находят где припарковаться. Существует дефицит только удобных мест. Центр и дворы забиты потому, что там оставить машину удобнее всего.

Есть масса способов компромисса. Если человек едет из окраины в центр, не нужно ехать до конечной точки на машине – езжайте на автомобиле до метро, потом спускайтесь в подземку. Если во дворе дома нет мест для автомобилей потому, что на парковке оставляют машины жители других домов, можно решить проблему радикально: сделать парковку во дворе платной, чтобы свои либо не платили, либо платили по льготному тарифу, а чужие оплачивали стоянку полностью. В таком случае никто не оставит в вашем дворе машину.

– Почему для решения вопроса нужно делать парковки платными, можно ли решить вопрос, не требуя ни с кого денег?

– В Лос-Анджелесе провели исследование: когда парковки были бесплатными, 70 % автомобилистов ездили в машинах поодиночке. После введения платы они стали ездить на общественном транспорте, а также по двое и более в одном автомобиле. Парковки сразу же разгрузились. Так и у нас: вводим плату – парковка становится свободнее.

Парковка – это коммунальная услуга и в принципе должна быть платной. В Минске на строительство и содержание парковок ушло около 2 млрд долларов. Мы платим за свет, за газ, но почему-то не за парковки. Стоянка – это еще и опасный ресурс: из машины капает, она чадит, заслоняет обзор, авто занимают лучшие места в центре Минска. Автомобилисты должны платить как минимум за то, что вредят окружающим. Сейчас у нас готово всё, чтобы сделать платными все парковки внутри 2-го кольца, мы только ждем отмашку.

– Решения, которые предлагаете, приведут к тому, что автомобиль станет роскошью. И тогда людям придется пересесть на общественный транспорт, а он в час пик и так забит, к тому же ходит медленно. Не получится ли, что, решая одну проблему, получим вторую, такую же острую?

– Мы сейчас занимаемся проектом, который позволит ускорить общественный транспорт. Кунцевщина будет одной из первых улиц, где сделают полосу для общественного транспорта – чтобы автобус ехал как король, все ему уступали дорогу. Чтобы скорость была не как сейчас, 16–17 км/ч, а 22–23 км/ч, то есть в полтора раза быстрее.

На очереди многочисленные технологии Интеллектуальной транспортной системы (ИТС) – оптимизация режима движения, управления транспортным спросом. Например, едешь в час пик по пр. Независимости – с твоего счета списывается, например, 20 тыс. рублей. А если едешь, когда все свободно, спишется 5 тыс. или вообще ничего.

В Минске пока нет системности в парковках. Кто первый приехал, тот и занимает место целый день. Так быть не должно, и внедрение платы за все парковки – хорошее решение загруженности стоянок и обеспечения социальной справедливости. Это не значит, что цена на все парковки будет высокой: дорого будет стоить ценное, а маловостребованное – дешево. Оплата будет дифференцированной. Очень важно также то, на что пойдет собранная плата за парковку. Руководители города уверены, что эти средства должны быть потрачены на улучшение окружающей парковку инфраструктуры – пешие, велосипедные дорожки, средства безопасности и экологичности дорожного движения и, конечно, на удобные парковки.

 

А вот каким видят решение проблемы парковок в столице минчане, смотрите в нашем видеоопросе.

 

Еще новости по теме:

В ближайшие три года зона платной парковки в Минске расширится на 10 тыс. машино-мест 

За неуплату парковки предлагается ввести штраф в две базовые величины 

Самое читаемое