Экспонат, я тебя съем! Заглянули на выставку «ПродЭкспо»
Кукла из печенья, торт в виде города будущего или надпись из крема на шоколадной сдобе, выполненная рукой вице-премьера. Все это экспонаты 26-й Международной выставки-ярмарки «ПродЭкспо», куда заглянули и корреспонденты агентства «Минск-Новости».
Если и вы желаете оценить вкусное разнообразие, которое ежегодно уже четверть века выставляют белорусские производители, то вам на пр. Победителей, 14. Экспозиция работает по 13 ноября. И не забудьте маску — без нее вход на выставку запрещен.
Свою продукцию представляют две сотни участников. Кроме белорусов есть стенды российских компаний — из Москвы, с Брянщины и Поволжья. В нынешнем непростом году внимание к продовольственной сфере особое. Многие страны из-за пандемии остановили производственные линии. Белорусы подставили плечо соседям, нарастив экспортные поставки. Так, по результатам девяти месяцев экспорт белорусской сельхозпродукции составил 4,2 млрд долларов, увеличившись на 60 % к соответствующему периоду прошлого года.
— Сегодня белорусское продовольствие пользуется заслуженным признанием и доверием потребителей и поставляется на экспорт более чем в 100 стран мира. По нескольким молочным позициям наша страна входит в пятерку ведущих мировых экспортеров. Мы гордимся репутацией бренда «Сделано в Беларуси», — отмечает заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Игорь Брыло.
Продукция «Коммунарки» и «Спартака» уже давно стала излюбленной у сладкоежек. Вас удивят разнообразными шоколадными новинками. Тут не грех вспомнить о том, что не за горами любимый праздник детворы — самое время задуматься о подарках.
Минский маргариновый завод вновь ратует за старое доброе, но подзабытое рапсовое масло. Благодаря высокому содержанию омега-3, напоминает производитель, оно способствует поддержанию нормального уровня холестерина в крови.
К тому же продукт не содержит ГМО и пищевых добавок. Производители из Минска даже придумали интерактивное шоу «Мифы из бутылки» с дегустацией продукции, приготовленной шеф-поваром одного из ресторанов, и викториной. А еще подготовили полезные лайфхаки. Например, знаете ли вы, что смесью рапсового масла и меда в равных пропорциях можно спасти потрескавшиеся на морозе губы?
Детское питание «Топтышка» рассчитано на малышей самого раннего возраста. Среди новинок от производителя из Малориты — натуральные пюре без сахара.
Пюре есть как в сочетании «яблоко — черника — малина», так и «груша — банан — киви». За последнюю фруктовую смесь представители комбината получили Гран-при прямо на выставке.
Кстати, забавные тюбики, чем-то напоминающие завтрак космонавта, в которых выпускается детское питание, называются пауч-упаковкой. С ней малыш справится самостоятельно, тогда как из стеклянной баночки родители вынуждены черпать продукт ложкой. Производители слегка откорректировали дизайн пауч-упаковки — на тюбике появилась небольшая «талия», чтоб ребенку было удобно держать его в руках. Для взрослых — новый ассортимент соков прямого отжима из местного сырья без содержания сахара.
Обычное молоко — не то, чем можно удивлять. Поэтому производители столичного молокозавода № 2 выпустили молочный коктейль с ароматом пломбира. Такая добавка из мороженого — лучший способ заставить детей пить полезный напиток. Новинка получила название «Сладкая жизнь». Производитель предлагает также молочные коктейли с клубникой, карамелью, бананом и сливками.
«Минскхлебпром», объединяющий шесть столичных хлебозаводов, тоже готов удивлять оригинальными новинками. Например, хлебозавод № 5 предлагает линейку пшеничного хлеба «Гонар».
Семя льна и ферментированные зерна пшеницы, а еще сушеная морковь и сырая свекла — эти оригинальные добавки в буханку черного минчанам еще предстоит распробовать. Купить такой хлеб можно в фирменных магазинах сети. А еще хлебопеки из Минска освоили выпечку шакотиса — большой сладкой елки. Глядишь на нее — и слюнки текут. Это традиционный литовский, польский и белорусский торт из яичного теста, испеченный на открытом огне.
Шакотис занесен в Литовский национальный фонд кулинарного наследия и в переводе означает «ветвистый». В Европе такой торт обойдется в 22 евро, а у нас примерно в 22 рубля за 1 кг.
Из недавно открытого цеха детского питания опытного производства в Марьиной Горке на стенд НПЦ по продовольствию НАН Беларуси прибыла первая продукция.
Она предназначена для тех, кто болен фенилкетонурией (генетическое заболевание, связанное с непереносимостью белка). Рожки и вермишель, мучные смеси для выпечки, картофельное пюре, низкобелковые клецки и печенье — все это белорусам приходилось раньше закупать за рубежом. По статистике, в нашей стране состоят на медучете около 600 человек, у которых обнаружено это специфическое заболевание.
— В этом году мы открыли интернет-магазин, в котором могут купить продукты те, кто страдает фенилкетонурией, — рассказывает заместитель начальника отдела НПЦ по продовольствию НАН Беларуси Алла Виноградова. — Это социальный проект, в котором задействованы как Национальная академия наук, так и ряд торговых сетей. Сейчас заполняем магазин продукцией.
Ученые-производственники намерены также наладить выпуск питьевой воды для детей. По словам А. Виноградовой, вся вода, которая ныне представлена в отечественных магазинах, в основном лишь условно называется детской. По составу она ничем не отличается от жидкости, которую пьют взрослые, разве что бутылочка более удобная. То, чем намерены поить белорусских ребятишек, будет отличаться серьезной обработкой по специальной технологии обеззараживания. Для этих целей в России куплена производственная линия. Сейчас ведутся ее установка и наладка.
Один из самых крупных и ярких стендов — у Белкоопсоюза.
— Традиционно участвуем в этой выставке и позиционируем себя как производитель. Здесь представлена продукция 300 предприятий, которые входят в нашу систему, — рассказывает заместитель председателя правления Белкоопсоюза Инесса Короткевич. — Показываем образцы хлебобулочной продукции, мясной переработки, плодовые и фруктовые вина, минеральную воду и безалкогольные напитки. Что касается хлебопечения, то только в 2020 г. уже внедрено 211 новых наименований. В основном это продукция здорового питания, с добавлением натуральных ингредиентов — отрубей, семени льна.
К слову, за 10 месяцев этого года темп поставок белкоопсоюзовской продукции составляет 120 % к аналогичному периоду прошлого года.
— Мы очень довольны итогами работы за год. В основном поставляем за рубеж мясопродукты. Вместе с тем увеличивается доля поставок на экспорт мясопродуктов с глубокой переработкой. Кроме того, расширяем диверсификацию поставок. Ежегодно прирастаем по одной-две стране. Сегодня активно предлагаем свою продукцию в 26 регионах России и 16 странах Евросоюза, — говорит И. Короткевич.
Кстати, в Европе пользуются спросом замороженные дикорастущие черника и клюква, которые поставляют наше население и фермерские хозяйства. Ежегодно Белкоопсоюз закупает у белорусов сельхозпродукции на 150–160 млн долларов.
Фото Сергея Пожоги