Экспресс-экскурсия по истории белорусской живописи. Ищем знаковые произведения в экспозиции НХМ

Весь 2019 год Национальный художественный музей отмечает 80-летие. Корреспонденты агентства «Минск-Новости» при помощи музейных работников искали в его постоянной экспозиции знаковые, новаторские и характерные для своих эпох живописные произведения.

XVI ВЕК. «СПАС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ»

Дерево, темпера

Из Николаевской церкви в городе Пинске. Автор — мастер Георгиус. В коллекцию НХМ попала после экспедиций по Беларуси: их организовывали еще в советские годы.

Лик представляет интерес не только из-за своего возраста. Он хорошо сохранился и не требовал существенного вмешательства реставраторов — работу подправили и законсервировали. Поэтому сегодня мы видим икону такой, как и жители Полесья более 300 лет назад. Считают, она была частью иконостаса.

Особенность «Спаса Вседержителя» в том, что здесь синтезированы традиции западной (европейской) и восточной (византийской) школ иконописи, — поясняет заместитель генерального директора по научной и просветительской работе НХМ Алексей Хоряк.  Получился свой уникальный стиль.

Икона оформлена на византийский манер: ковчег, поля, лузга. Лик Христа — на европейский манер. При помощи света и тени автор создал объем. До этого изображения были плоскими. В лице Христа нет типичных иудейских черт, они нивелируются. Также для нашего региона характерно изображение развернутых ушей, потому что Бог всеслышащий. На русских иконах Иисус Христос разный — милостивый, суровый, разгневанный, с сомкнутыми на переносице бровями. Белорусские иконописцы же изображали его добрым пастырем, всегда готовым услышать и помочь. Еще одно отличие белорусской школы — резной орнаментальный фон. Узоры разнились в зависимости от местности.

XVII ВЕК. «РОЖДЕНИЕ БОГОМАТЕРИ»

Дерево, темпера

Тот редкий случай, когда художник подписал работу своим именем, чего не делали иконописцы. При написании образа они были не столько авторами, сколько посредниками. Не могли привносить в работу что-то свое или выражать личное отношение. «Рождение Богоматери» — единственная такая сохранившаяся икона. Правда, исследователи пока не сошлись во мнениях: Петр Овсиевич Зураста, указанный на полотне, автор или заказчик.

На иконе изображена праведная Анна — на ложе. Рядом с ней — служанка с дарами в руках. Справа, у накрытого зеленой скатертью стола, — Иоаким. В нижней части композиции — сцена купания младенца Марии двумя служанками.

Автор сохранил черты традиционной иконографии. Присутствует множество этнографических деталей: на женщинах народные головные уборы — крестьянские наміткі, на подушках — вязаные кружева-прошвы. Также на иконе — керамическая и деревянная посуда, кроватки, кувшин с полевыми цветами на столе. Иконописец добавил в свою работу белорусский колорит.

XVII ВЕК. «ПОРТРЕТ ЮРИЯ РАДЗИВИЛЛА»

Холст, масло

Пример так называемого сарматского портрета. Дело в том, что на территории Речи Посполитой после принятия Люблинской унии (государственный союз между ВКЛ и Королевством Польским, 1569 год) шляхтичи вели родословную от воинственных сарматов. То были кочевые скотоводческие племена, которые жили на территории современной Украины и даже смогли разбить скифов. Идеалом сарматов был воин, который в любой момент готов был отдать свою жизнь.

Юрий Радзивилл не зря изображен в образе рыцаря — в доспехах, рядом со столом, на котором лежат характерные атрибуты: полковничья булава, шлем с пышным плюмажем. Предметы помогают рассказать, чем человек занимался при жизни. Юрия называли Геркулесом Литовским. Он подряд выиграл 30 сражений.

Самое главное в таких портретах — краткие биографические данные. Полотна хранились в семейных галереях, чтобы оставить память для потомков.

XVIII ВЕК. «СТАНИСЛАВ АВГУСТ ПОНЯТОВСКИЙ»

Холст, масло

У этой картины интересная история создания. Ее написал придворный живописец Радзивиллов Юзеф Ксаверий Гески в 1783-м. В том году в Несвижский замок наведался король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский.

Стоит сказать, что отношения у Понятовского и Кароля Станислава Радзивилла (Пане Коханку), который и пригласил в гости правителя, были натянутыми. Но это как раз был период перемирия.

Полотно писали аккурат к приезду властителя. Это пример европейского портрета. Понятовский предстает в офицерском мундире с орденом Белого орла. Его окружают характерные атрибуты: трон, горностаевая мантия, скипетр, держава, королевская корона и княжеская митра.

Но, несмотря на великолепно выписанный антураж, портрет королю не понравился. Виной тому — неправильно рассчитанные пропорции: узкие плечи и выпяченный живот, хотя Понятовский слыл известным красавцем. Вряд ли кто-то хотел ему насолить, просто верхнюю часть автор писал с поясного гравюрного изображения, а нижнюю домыслил сам.

Станислав Понятовский был последним правителем Речи Посполитой, при котором произошли три ее раздела — 1772, 1793 и 1795 годов. После этого белорусские земли вошли в состав Российской Империи. С этого момента начался новый этап в искусстве нашего региона.

XIX ВЕК. «ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОЙ С ЦВЕТАМИ И ФРУКТАМИ»

Автор Иван Хруцкий

Холст, масло

Это самое известное произведение родоначальника русского натюрморта. Иван Фомич написал картину в 1839-м. В НХМ собрана прекрасная коллекция его работ, но «Портрет неизвестной…» — одна из тех работ, которую демонстрируют в постоянной экспозиции. Это визитная карточка не только Хруцкого, но и художественного музея. Для белорусов полотно тоже имеет особое значение: многие могут помнить его по тысячной купюре образца 2000 года.

«Портрет неизвестной…» — парадное произведение по композиции, настроению, цветовым акцентам. В этой работе проявилась склонность художника к скрупулезному выписыванию деталей. Для него характерна гладкая манера письма. Некоторые исследователи считают, что на полотне изображена сестра автора. Ее он писал в разные годы жизни.

— Хруцкий купил имение в Захарничах под Полоцком, где жил до смерти. Если в начале творческого пути он писал натюрморты с лимонами, нарезанными по-голландски, с завитушкой, то в более поздних работах — грибы, цыбулю, тыкву, — приводит интересную деталь ведущий научный сотрудник отдела научно-просветительской работы НХМ Надежда Усова.

XX ВЕК. «МИНСК 3 ИЮЛЯ 1944 ГОДА»

Автор Валентин Волков

Холст, масло

Одно из самых больших полотен в коллекции НХМ — 2,75х5,26 м. Живописец работал над ним на протяжении 10 лет — приступил к работе в 1944-м. Полотно было предназначено для фойе зала заседаний Дома Советов, что во многом определило размеры холста.

— Волков и его семья остались в оккупированном Минске: не успели выбраться из города, — говорит Н. Усова. — Для картины позировали соседи, знакомые, родственники. Предварительно автор нарисовал более 60 эскизных композиций и этюдов. Всего на полотне 89 персонажей. Волков — академический художник. Мало кто из живописцев сумел бы грамотно разместить такое количество людей в разных позах на одной картине. Художник специально ездил в воинскую часть в Уручье, рисовал танк, мотоциклы, чтобы все было правильно. Знал: работу увидят фронтовики и не простят вольностей.

Сюжет прост: минчане с цветами встречают солдат Красной армии в освобожденном от немцев городе. Место действия — район современного ГУМа. Руины изображены с документальной точностью. Правда, есть и фактические огрехи, например обувь, которую еще не могли носить в 1940-х. Путаница произошла из-за того, что произведение создавалось на протяжении целого десятилетия.

Когда картину впервые представили публике (на декадной выставке белорусского искусства в Москве в 1955 году. — Прим. авт.), она произвела фурор. Но в профессиональных кругах ее принято было критиковать. Правда, два художника назвали полотно шедевром — Заир Азгур и Илья Кац. В Дом Советов «Минск 3 июля…» не отдали благодаря Елене Аладовой (директор музея с 1944 по 1977 год. – Прим. авт.). Это произведение должны были видеть все, а не избранные. Волкова же попросили написать копию, но он не успел. Умер,  резюмирует Н. Усова.

«Минск 3 июля…» экспонировали в Государственном художественном музее БССР до 1978 года. Потом картина оказалась в запасниках. Вновь в постоянной экспозиции ее выставили в 2005-м.

XXI ВЕК.

Право судить, какие произведения станут знаковыми для нашего века, оставим потомкам.

Фото Сергея Лукашова, с сайта artmuseum.by

ТОП-3 О МИНСКЕ