«Цi еў, цi не еў …», — любил напевать мой дед, вставая из-за стола и доводя этой нехитрой прибауткой едва ли не до слез бабушку, ежедневно готовившую обеды из трех блюд и тщательно сервировавшую стол к вечернему чаю.
Шутки заканчиваются, когда похожие слова произносит вернувшийся из школы ребенок. Начинаем выяснять – в чем же дело? Почему школьные горячие завтраки, тянущие из семейного бюджета ежемесячно немалые суммы, оставляют подростка голодным.
Итак, причина первая – слишком ранний поход в столовую. После второго урока ребенок, позавтракавший дома, абсолютно не желает есть. Аппетит приходит… нет, не во время еды, а после 4-5 уроков, когда в столовой рассчитывать уже особо не на что, и в полной мере разыгрывается после 6-7 уроков, когда чадо остается на кружковые занятия. Выделение дополнительных сумм на питание результата не принесло. «Там нет первых блюд, а второе – то же, что было на завтрак, только еще более холодное», — заявила дочь, и теперь мужественно сражается с собственным аппетитом, а мама надеется, что вынужденная голодовка не закончится гастритом.
К сожалению, переговоры с учителями относительно более поздних походов в столовую ни к чему не привели. «Не кормите дома», — вот единственный совет, который мне довелось услышать за шесть школьных лет. Однако! Я все же не могу отправлять ребенка грызть нелегкий гранит науки натощак хотя бы потому, что для меня самой подобные подвиги чаще всего оканчиваются обмороком.
Переходим ко второй причине – вкус и качество школьного питания. Нет-нет, я прекрасно знаю, что здесь существует множество ограничений. Никаких специй, кроме соли и лаврушки, никакого уксуса, только специальный майонез… Но как человек, три года своей трудовой взрослой биографии питавшийся обедами, поставляемыми из школьных столовых, могу сказать: все это отговорки! Если руки у повара растут из нужного места, то даже недорогие макароны будут сварены виртуозно, и масло в них будет заметно! Встречались мне и коллегам также мастера, замечательно готовившие блюда из печени, запекавшие под сыром куриную грудку и свиную вырезку. А стоило нашему учреждению сменить школу-поставщика, и сразу же появлялось впечатление, что все эти блюда состоят исключительно из плевок, жил и хрящиков…
Кстати, в какую лету канули печенка и филе под сыром? В этом году их сменили куриные шашлычки. Правда, радость от появления интересного, знакомого и любимого по дачным вечерам блюда оказалась преждевременной – горячие завтраки в гимназической столовой почему-то подаются холодными, и грызть остывшую грудку без специй и даже без сыра удовольствие ниже среднего.
И следующий вопрос без ответа – почему блюда в школьной столовой оказываются холодными? Слишком рано накрывают на столы? А кто запрещает делать это на 5 минут позже? Ведь смысл теряет само понятие горячего питания — я и сама могу снабдить ребенка холодными сосисками, посредничество комбината школьного питания в этом не требуется, а питание станет дешевле в разы.
Вот мы и подошли к главной проблеме школьных столовых – цены! Не далее как на прошлой неделе 9 сосисок высшего сорта (0,5 кг) обошлись мне в магазине в 30 тысяч рублей, то есть чуть больше 3 тысяч за штуку. Пачка риса стоит около 10 тысяч рублей, перловка – еще дешевле. Сколько крупы надо на порцию каши? Если на тарелке две дорогие сосиски и 30 (пусть даже 50!) граммов крупы, все это будет стоить примерно 7 тысяч рублей плюс 50% наценки — в итоге 10-12 тысяч. А теперь, внимание, вопрос! Почему в таком случае две остывшие сосиски и ложка каши в реальности стоят больше 22 тысяч??? Кстати, опять-таки на прошлой неделе, мне довелось обедать в одном из профессиональных лицеев столицы. Полноценный, а главное – вкусный — обед обошелся в такую же сумму.
– Это заслуга нашего директора, который не позволяет готовить для учащихся «абы з рук», — пояснили мне сотрудники учебного заведения.
Только где найти такого же директора для каждой школы и гимназии? И почему нельзя вкусно готовить без вмешательства руководителя ?
Кстати, вопрос о цене не праздный – школьные завтраки изымают из моего бюджета полмиллиона рублей ежемесячно. Причем питаться в учебном заведении требуют обязательно! И я, в принципе не возражаю, просто хочу, чтобы качество пищи соответствовало цене (или цена – качеству). Хочу, чтобы время завтраков-обедов было удобным для детей, а не для неизвестно кого. Хочу, видеть меню, которое, насколько я знаю, разрабатывается на две недели вперед, и хочу иметь возможность вместе с ребенком выбрать те блюда, которые он с удовольствием съест. Неужели это непомерные требования?
Перечитав написанные строчки, я искренне подумала, что продиктованы они исключительно моим занудно-въедливым характером…
— Наивная, — сказала мне коллега, сын которой учится в другой гимназии в другом районе города. – Еда в столовой холодная… Невкусная… Полмиллиона в месяц… Да я, наверное, скоро буду отдавать школьному общепиту всю свою зарплату! Хотя в спорткомплексе, что рядом с нашей гимназией, есть кафе, где готовят вкуснее, а цены ниже. Но питаться от нас требуют исключительно по месту учебы, а блюда для всего класса выбирают некие специальные ответственные девочки, способные заказать по несколько булочек вместо котлет. Хотя мой сын предпочтет котлету сдобе!
Похоже, что начав разговор о школьном питании с поговорки, поговоркой же его придется и заканчивать! И лучше всего сюда подойдет знаменитое высказывание «анархия – мать порядка»! Родители, сжав зубы, оплачивают невкусную еду, дети – отсиживают впроголодь уроки-кружки-факультативы. А ведь для решения проблемы всего-то и требуется – администрации школ или комбинатов школьного питания подготовить небольшую анкету и поинтересоваться у детей: какие блюда они считают невкусными, а какие стоило бы готовить почаще, каких не хватает в школьном меню, а какие стоит исключить из него вообще. Действительно, за три года дегустации обедов из разных школьных столовых, мне ни разу (!) не досталась рисовая каша, отличающаяся вкусом и консистенцией от куска глины. И если в результате опроса такое мнение выскажет большинство, может, стоит заменить злополучный рис на более вкусный гарнир? Вполне возможно, что часть школьников захочет пить несладкий чай – разве это плохо в наш век толстяков? И даже если дети попросят вернуть в меню более дорогое по цене филе – то, что ребенок будет есть, родители оплатить не откажутся. В любом случае подобный опрос поможет комбинатам школьного питания найти общий язык со своими подопечными, прикинуть, каким блюдам (разумеется, приготовленным по всем правилам!) стоит отдать предпочтение в следующем учебном году. И тогда родители перестанут ворчать на непомерные цены, учителя – переживать за неохваченных питанием детей, и, главное, сами школяры сохранят здоровье. А пока что — слушаю диалог дочери с бабушкой, чьи школьные годы после войны проходили в маленькой сельской школе. Вот он:
-Что вам на завтрак в школе давали, бабушка? И заставляли его есть, если даже невкусный?
— Завтрак? Кто побогаче был, кусочек хлеба с собой приносил. Но большинство терпели до конца уроков, чтобы дома супа картофельного похлебать или капустных щей без мяса.
— А у тебя хлеб был?
— У меня был. Но мы «закладывались на «палову», то есть заключали договор: увидишь у одноклассника съестное, говоришь «палова!», и он делится напополам. А остальные просто просили – дай укусить. Давали, конечно.
— Хорошо тебе было, бабуля…