izobrazhenie viber 2024 12 02 13 49 07 533

Электрический грузовик и троллейбусы для российского рынка. Как работает «БКМ Холдинг» в новых условиях

В августе этого года счет выпущенных «БКМ Холдинг» троллейбусов, трамваев, электробусов и машинокомплектов перейдет за 5-тысячную отметку. О работе ведущего производителя наземного городского электротранспорта в странах СНГ корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовал с генеральным директором «БКМ Холдинг» Олегом Быцко.

7 pol 4— Действительно, в основном зарубежные поставки осуществляются в страны постсоветского пространства. Почти везде, где работает пассажирский электротранспорт, мы присутствуем. Два последних года значительную часть экспорта направляли в Украину, сегодня переориентировались на Россию. Если говорить о странах дальнего зарубежья, то, например, в 2021-м партия троллейбусов ушла в Болгарию, сейчас реализуем контракт для Боснии и Герцеговины.

Есть опыт поставок троллейбусов в Южную Америку, в частности в аргентинский город Кордова. К сожалению, у них произошла переориентация на автобусную сеть общественного транспорта, и наша тема не получила должного развития. Тем не менее уходить с южноамериканского рынка мы не намерены и планируем участвовать в конкурсах на поставку электротранспорта.

— Олег Витальевич, вопрос, на который сегодня отвечает большинство директоров белорусских предприятий: насколько сильно сказывается санкционное давление?

7 pol— Заранее подготовиться к тому, что произошло, было почти невозможно. Хотя мы все время старались диверсифицировать поставки комплектующих. Большая часть из них приобреталась в странах Евросоюза и США, но одновременно мы смотрели и на Восток, в частности закупая комплектующие в Китае. Поэтому на момент наложения санкций география импорта уже сместилась, этот процесс оставалось лишь ускорить. Последние три месяца оказались, конечно, сложными и для снабжения, и для конструкторской службы, но сегодня мы идем к планомерному снижению доли проблемных компонентов. Надеюсь, уже в ближайшее время потребность в европейском импорте сойдет на нет.

Цена и качество

7 pol 2— Если говорить о российском рынке сбыта продукции, насколько комфортно на нем работать?

— В России сегодня несколько предприятий, занимающихся производством электротранспорта. В отличие от нас там существует специализация, когда одни заводы выпускают троллейбусы, другие — трамвайные вагоны. Полностью освоила производство обоих видов только компания «ПК Транспортные системы». Надо понимать, что в Российской Федерации, как, к слову, и у нас, существует Программа обновления пассажирского транспорта, субсидируемая из бюджета. Это означает, что, будучи белорусским производителем, мы не можем участвовать в ней напрямую. Необходимо войти в Реестр российской промышленной продукции, а там есть определенные условия. Чтобы их выполнить, требуется организовать сварочное и сборочное производства на территории РФ. Поэтому мы заключили лицензионный договор с российским Центральным НИИ «Буревестник» на совместную сборку троллейбусов в Нижнем Новгороде. Как полноценный игрок на российском рынке наш партнер имеет возможность участвовать во всех конкурсах на поставку электротранспорта.

Еще одно совместное предприятие — «БКМ Сибирь» — расположено в Новосибирске. Последние несколько лет мы поставляем туда машинокомплекты вагонов для модернизации трамвайного парка города. Но сегодня есть планы организовать сборку троллейбусов, и мы ждем объявления конкурса, чтобы начать соответствующие юридические процедуры.

— Трудно ли выдерживать конкуренцию с российским производителем?

— По техническому уровню мы не уступаем, а где-то и превосходим аналогичные производства. Но россияне могут демпинговать, жертвуя какими-то опциями, пусть даже в ущерб качеству. Поэтому мы не стремимся занимать нижнюю ценовую нишу рынка, работая в среднем сегменте. Зато можем утверждать, что соотношение «цена — качество» у нас оптимально.

Начало новой эры

7 pol 2— Олег Витальевич, перейдем к самому обсуждаемому. Ваше предприятие выпустило первый электрический грузовик. Будет ли налажено серийное производство и когда?

— Вообще-то мы анонсировали новинку еще в прошлом году, а в феврале продемонстрировали пилотный образец. Если электробусная тематика развивается в мире довольно давно и в последние годы неплохими темпами, то выпуск грузовых электрокаров считаю лишь началом новой эры. И Scania, и Volvo, и Mercedes, да и другие мировые производители делают первые шаги на этом рынке. Сегодня нельзя сказать, что, создав свою модель, мы уже завтра запустим ее в серийное производство. Сначала нужен устойчивый спрос. И тем не менее участие в формировании рынка мы также примем. Поэтому начиная уже со второго образца проводим обкатку, модернизацию, меняем комплектацию, ищем аналоги европейскому импорту.

7 pol 1Это очень важно делать, ведь то, что мы сегодня выпускаем серийно, когда-то было просто нашей инициативой. Например, в 1998 году мы первыми на постсоветском пространстве создали полностью низкопольный троллейбус с асинхронным приводом. А его серийные поставки начались только в конце 2000-го, то есть почти три года спустя.

С грузовиком история обещает повториться. Видя перспективу, мы приняли такое решение, чтобы в случае массового спроса быть к нему готовыми. От начала проектирования до запуска в серию может пройти год или два, и этого времени у нас не окажется.

— Электротранспорт сегодня в тренде, и аналогичными грузовиками занялся МАЗ. Похоже, вам предлагают конкуренцию?

— Скорее, мы дополним друг друга. У МАЗа грузоподъемность около 4 т, у нас в зависимости от надстройки от 8 до 9 т. Это другая ниша, другой потребитель, поэтому говорить о прямой конкуренции не приходится. И опять же, с момента создания наше предприятие занималось именно электрическим транспортом. Поэтому, не в пику коллегам будет сказано, у нас нет задач, решения которых мы не знаем.

Фото Ирины Малиновской

Смотрите также:

 

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
После столкновения двух машин одна из них въехала в столб на пр. Рокоссовского

Водителя и юного пассажира доставили в медучреждение с места аварии в столичном жилом районе Серебрянка вечером 18 января, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на ГАИ.

photo 2025 01 18 19 48 46

Мужчина за рулем Peugeot следовал по пр.  Рокоссовского и, решив перестроиться на проезжей части, столкнулся с попутным BMW. После такого контакта машина немецкой марки врезалась в осветительную мачту.

photo 2025 01 18 19 48 46 2

На место ДТП прибыли милиционеры, спасатели и медики. Водителя и 17-летнего пассажира авто, которое ударилось в опору наружного освещения, отвезли в больницу, чтобы обследовать.

Фото ГАИ

Проект «Открытое знание» собрал минчан в ТЦ «Столица». Рассказываем, как это было

Марафон «Беларусь выбирает» состоялся во время информационно-просветительской акции «Открытое знание» с участием политологов, экономистов и простых граждан 18 января, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

otkrytoe znanie stolyarov 51 kopiya

Одна из целей мероприятия — напоминание о периоде досрочного голосования и об основном дне — 26 января. Помимо яркой праздничной программы от артистов и коллективов Центрального, Заводского и Московского районов, работала выставка-презентация предприятий и организаций.

otkrytoe znanie stolyarov 05 kopiya

otkrytoe znanie stolyarov 09 kopiya

otkrytoe znanie stolyarov 16 kopiya

Также состоялись встречи со спикерами. В частности, перед гостями выступил заместитель директора по развитию Минского Комаровского рынка Иван Ткачук. Начал он со стихов и завершил строки фразой о родине.

otkrytoe znanie stolyarov 46 kopiya

В этом зале находится частичка моей родины — жена Екатерина и сыновья Захар и Гордей. Буду голосовать за то, чтобы я мог спокойно проводить детей в школу, и они каждый день встречали меня дома, — сказал И. Ткачук.

otkrytoe znanie stolyarov 19 kopiya

otkrytoe znanie stolyarov 11 kopiya

otkrytoe znanie stolyarov 43 kopiya

Слово взяла также главный врач 11-й городской клинической стоматологической поликлиники Наталья Губкина, отметив, что голосование — гражданский долг каждого. Напоследок она пожелала белорусам здоровья.

otkrytoe znanie stolyarov 10 kopiya

otkrytoe znanie stolyarov 13 kopiya

В творческой программе — 23 номера. Ее участниками стали в том числе солистка заслуженного коллектива «Национальный академический концертный оркестр Беларуси имени Михаила Финберга» Ангелина Василевская и солист Павел Лащевский.

Фото Алексея Столярова