Электрический грузовик и троллейбусы для российского рынка. Как работает «БКМ Холдинг» в новых условиях
В августе этого года счет выпущенных «БКМ Холдинг» троллейбусов, трамваев, электробусов и машинокомплектов перейдет за 5-тысячную отметку. О работе ведущего производителя наземного городского электротранспорта в странах СНГ корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовал с генеральным директором «БКМ Холдинг» Олегом Быцко.
— Действительно, в основном зарубежные поставки осуществляются в страны постсоветского пространства. Почти везде, где работает пассажирский электротранспорт, мы присутствуем. Два последних года значительную часть экспорта направляли в Украину, сегодня переориентировались на Россию. Если говорить о странах дальнего зарубежья, то, например, в 2021-м партия троллейбусов ушла в Болгарию, сейчас реализуем контракт для Боснии и Герцеговины.
Есть опыт поставок троллейбусов в Южную Америку, в частности в аргентинский город Кордова. К сожалению, у них произошла переориентация на автобусную сеть общественного транспорта, и наша тема не получила должного развития. Тем не менее уходить с южноамериканского рынка мы не намерены и планируем участвовать в конкурсах на поставку электротранспорта.
— Олег Витальевич, вопрос, на который сегодня отвечает большинство директоров белорусских предприятий: насколько сильно сказывается санкционное давление?
— Заранее подготовиться к тому, что произошло, было почти невозможно. Хотя мы все время старались диверсифицировать поставки комплектующих. Большая часть из них приобреталась в странах Евросоюза и США, но одновременно мы смотрели и на Восток, в частности закупая комплектующие в Китае. Поэтому на момент наложения санкций география импорта уже сместилась, этот процесс оставалось лишь ускорить. Последние три месяца оказались, конечно, сложными и для снабжения, и для конструкторской службы, но сегодня мы идем к планомерному снижению доли проблемных компонентов. Надеюсь, уже в ближайшее время потребность в европейском импорте сойдет на нет.
Цена и качество
— Если говорить о российском рынке сбыта продукции, насколько комфортно на нем работать?
— В России сегодня несколько предприятий, занимающихся производством электротранспорта. В отличие от нас там существует специализация, когда одни заводы выпускают троллейбусы, другие — трамвайные вагоны. Полностью освоила производство обоих видов только компания «ПК Транспортные системы». Надо понимать, что в Российской Федерации, как, к слову, и у нас, существует Программа обновления пассажирского транспорта, субсидируемая из бюджета. Это означает, что, будучи белорусским производителем, мы не можем участвовать в ней напрямую. Необходимо войти в Реестр российской промышленной продукции, а там есть определенные условия. Чтобы их выполнить, требуется организовать сварочное и сборочное производства на территории РФ. Поэтому мы заключили лицензионный договор с российским Центральным НИИ «Буревестник» на совместную сборку троллейбусов в Нижнем Новгороде. Как полноценный игрок на российском рынке наш партнер имеет возможность участвовать во всех конкурсах на поставку электротранспорта.
Еще одно совместное предприятие — «БКМ Сибирь» — расположено в Новосибирске. Последние несколько лет мы поставляем туда машинокомплекты вагонов для модернизации трамвайного парка города. Но сегодня есть планы организовать сборку троллейбусов, и мы ждем объявления конкурса, чтобы начать соответствующие юридические процедуры.
— Трудно ли выдерживать конкуренцию с российским производителем?
— По техническому уровню мы не уступаем, а где-то и превосходим аналогичные производства. Но россияне могут демпинговать, жертвуя какими-то опциями, пусть даже в ущерб качеству. Поэтому мы не стремимся занимать нижнюю ценовую нишу рынка, работая в среднем сегменте. Зато можем утверждать, что соотношение «цена — качество» у нас оптимально.
Начало новой эры
— Олег Витальевич, перейдем к самому обсуждаемому. Ваше предприятие выпустило первый электрический грузовик. Будет ли налажено серийное производство и когда?
— Вообще-то мы анонсировали новинку еще в прошлом году, а в феврале продемонстрировали пилотный образец. Если электробусная тематика развивается в мире довольно давно и в последние годы неплохими темпами, то выпуск грузовых электрокаров считаю лишь началом новой эры. И Scania, и Volvo, и Mercedes, да и другие мировые производители делают первые шаги на этом рынке. Сегодня нельзя сказать, что, создав свою модель, мы уже завтра запустим ее в серийное производство. Сначала нужен устойчивый спрос. И тем не менее участие в формировании рынка мы также примем. Поэтому начиная уже со второго образца проводим обкатку, модернизацию, меняем комплектацию, ищем аналоги европейскому импорту.
Это очень важно делать, ведь то, что мы сегодня выпускаем серийно, когда-то было просто нашей инициативой. Например, в 1998 году мы первыми на постсоветском пространстве создали полностью низкопольный троллейбус с асинхронным приводом. А его серийные поставки начались только в конце 2000-го, то есть почти три года спустя.
С грузовиком история обещает повториться. Видя перспективу, мы приняли такое решение, чтобы в случае массового спроса быть к нему готовыми. От начала проектирования до запуска в серию может пройти год или два, и этого времени у нас не окажется.
— Электротранспорт сегодня в тренде, и аналогичными грузовиками занялся МАЗ. Похоже, вам предлагают конкуренцию?
— Скорее, мы дополним друг друга. У МАЗа грузоподъемность около 4 т, у нас в зависимости от надстройки от 8 до 9 т. Это другая ниша, другой потребитель, поэтому говорить о прямой конкуренции не приходится. И опять же, с момента создания наше предприятие занималось именно электрическим транспортом. Поэтому, не в пику коллегам будет сказано, у нас нет задач, решения которых мы не знаем.
Фото Ирины Малиновской
Смотрите также: