f94bd23a 8537 4a48 b0c6 367e34f665b5

Электричка была не только транспортом. Когда в СССР появились электропоезда

Советская электричка 95 лет назад пришла на помощь жителям периферии, работавшим в больших городах, дачникам, грибникам, населению местечек и деревень. Когда в СССР появились электропоезда и как они стали своеобразной социальной сетью, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

scale 1200 1

Коротким путем

За долгие годы пригородные электрички стали частью советской субкультуры. Многие до сих пор помнят песню «Опять от меня сбежала последняя электричка…». Герои кинохита «Москва слезам не верит» знакомятся именно в вагоне поезда. А разве не зачитывалась страна лирической поэмой Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки» об интеллектуальном алкоголике, пускающемся в длинные диалоги с попутчиками? Заставшие 1980-е вспомнят ироничную загадку: «Длинная, зеленая, пахнет колбасой». Конечно, это о знаменитых «колбасных» электричках, в которых жители ближайших к Москве городов и весей ездили в столицу за продуктами. В Минске происходило что-то подобное, но не столь массово. В нашей республике электропоезд скорее символ дачно-походной эстетики, берущей свое начало в 1960-х. Вообще, вагон такого состава вызывает ностальгию еще и потому, что очень напоминает общагу или коммуналку, через которые многие прошли. Что ни говори, стесненные обстоятельства нам, бывшим советским людям, и противны, и симпатичны. Можем созерцать всех попутчиков, невольно подслушивать душещипательные чужие беседы. В одном проходе компания тихо наигрывает на гитаре, в другом плачет ребенок. В третьем интеллигент внимательно читает фолиант, периодически недовольно поглядывая на окружающих. А сквозь вагоны идут коробейники с пачками газетного чтива, заодно предлагая купить всякие ненужные мелочи.

Социальная страта пассажиров электричек появилась в столице СССР. С 1920 по 1926 гг. население Москвы выросло с одного миллиона до двух. А вскоре увеличилось еще в два раза. Белокаменная манила жителей страны, развороченной Гражданской войной, работой и хлебом. Позже стимулов искать лучшей доли в столице добавила коллективизация. Пришлый люд уплотнил собой всю жилую и нежилую площадь, а потом освоил пригород, откуда ежедневно добирался до московской работы, чтобы вечером вернуться назад. Поначалу составы тянули старенькие паровозы. Транспорта не хватало. Иногда число вагонов увеличивали до 15–17. В этом случае экспрессы двигались не быстрее 20 км/ч.

mytishhi2

Остановили врага

Выход из создавшегося положения был только один: перейти на электротягу, увеличив скорость составов. Первые провода протянули на 18-километровом участке Москва — Мытищи.

В августе 1929 г. пустили восемь пробных трехвагонных электричек. Техническую начинку изготавливали с применением английских комплектующих. Вскоре оборудование скопировали инженеры завода «Динамо». С отечественным производителем не все шло гладко. Иногда приходилось вызывать ломового извозчика, чтобы доставить сломанный электродвигатель на завод. Зато новый вид транспорта разгонялся до 85 км/ч, во много раз сократив время в пути.

В октябре 1941-го, когда немцы шли на Москву, фарфоровые изоляторы на столбах разбили кувалдами, провода демонтировали и вывезли в тыл. Электропоезда использовали как заградительные сооружения. Их оттягивали к линии фронта и взрывали на перегонах. В результате гитлеровцы не смогли воспользоваться железными дорогами Московской области.

После войны электрификацию ускорили. Последний пригородный поезд, который тащил паровоз, ушел с Казанского вокзала в октябре 1960 г.

Будем знакомы

В довоенные десятилетия в Минске и в целом в республике существовало пригородное движение поездов на паровозной тяге. Но оно было не столь масштабным, как в столице СССР. Обширных дачных поселков, в отличие от Подмосковья, в БССР тогда не было. Да и не многие люди из пригорода трудились в Минске. В основном составы перевозили деревенских жителей. Горожане выезжали покататься на лыжах зимой, а летом — за грибами или в село к родителям.

618319 original

Великая Отечественная нанесла Белорусской железной дороге огромный урон. Лишь к концу 1950-го стальные магистрали республики по основным показателям вышли на уровень 1940 г.

Работы по электрификации первого участка Минск-Пассажирский — Олехновичи начались в 1962-м. 7 декабря 1963-го в 15:36 от перрона железнодорожного вокзала по маршруту Минск — Олехновичи отправился в первый рейс состав электропоезда серии ЭР9 № 23. В 1966-м этот маршрут продлили до Молодечно. А еще через год построили станцию Минское море, и горожане массово устремились на побережье искусственного водоема. Началась и дачная эпоха. Ввиду отсутствия личного транспорта у большинства граждан в электропоездах везли ящики с рассадой весной и мешки с урожаем осенью. Дачники присматривались к сельскохозяйственным успехам других, бросая оценочные взгляды на поклажу. Ведь тогда не существовало интернета. Вагон электрички стал своеобразной социальной сетью. Пассажиры делились агрономическими хитростями и, конечно, новостями и сплетнями. Ездившие постоянно в одном и том же направлении становились добрыми приятелями. Поскольку путь иногда занимал больше часа, а люди сидели друг напротив друга, разговор завязывался сам собой, чтобы скоротать время. По тем же причинам происходили знакомства молодых людей, иногда заканчивавшиеся созданием семьи. Грех не заговорить с девушкой, если сидишь с ней лицом к лицу. Благо не было сотовых телефонов, к которым сегодня «прилипают» пассажиры поездов. Да и слова «харассмент» никто в ту пору не слышал.

Подмогой стали электрички для жителей сел. Хотя от некоторых местечек до станций приходилось идти или ехать на подводе с соседом не один десяток километров. Зато путешествие в город за обновками, продуктами, бытовыми мелочами для дома того стоило. Ведь если в деревне и имелся магазин, то ассортимент в нем оставлял желать лучшего. Небольших машин-рефрижераторов почти не имелось, а скоропортящиеся продукты в глубинку не завозили. Мороженое сельским детям лишь снилось.

Словом, советская электричка была не только транспортным средством, но и социальной площадкой, местом встреч и расставаний, а порой доставляла к давней мечте.

Читайте также:

Как закладывалась традиция празднования Дня города, и почему Минск отмечает день рождения в сентябре

Когда появилась школьная форма, и как она менялась

В молоко бросали лягушек, чтобы не испортилось. Как холодильники изменили жизнь минчан

От продуктов и одежды до чайников и кастрюль. Как и когда появились киоски

Бесплатно получить шесть соток и даже построить дом. Как в СССР появлялись дачи

Смотрите также:

Культурная программа ко Дню города, и что ждет столицу этой осеньюКультурная программа ко Дню города, и что ждет столицу этой осенью
Вечерний Минск: грязные общежития и нашествие мух в столице. Актуальные темы с 9 по 15 сентябряВечерний Минск: грязные общежития и нашествие мух в столице. Актуальные темы с 9 по 15 сентября
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Премьеру оперетты «Марица» готовят в Музыкальном театре

Премьера оперетты «Марица» Имре Кальмана состоится 29 мая в Белорусском государственном академическом музыкальном театре. Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» сообщили в учреждении культуры.

музыкальный театр

Фото носит иллюстративный характер

Режиссером-постановщиком выступит народный артист России Юрий Лаптев из Санкт-Петербурга, дирижер-постановщик — лауреат международного конкурса Юрий Галяс, дирижер — Николай Макаревич, балетмейстер-постановщик — Елена Дмитриева-Лавринович, художник-постановщик — Андрей Меренков.

В афише Музыкального театра эта оперетта уже была, затем исчезла со сцены — и вот теперь возвращается в новой постановке.

Как известно, «Марица», или «Графиня Марица», — оперетта венгерского композитора Имре Кальмана, написанная в 1924 году.

Премьера состоялась 28 февраля 1924 года в Театре Ан дер Вин в Вене, а в январе 1925 года — на русском языке в Ленинграде. В России оперетта чаще всего шла под названием «Марица».

Ее заслуженно считают «самой венгерской» опереттой Кальмана: она содержит мощные сольные номера с национальным колоритом, трогающие душу дуэты, зажигательные чардаши.

История любви, и не одна, которую рассказывает Кальман, открывает всю красоту человеческих отношений. В основе сюжета — социальное неравенство главных героев, которые хотят быть вместе, но считают, что не могут. Пройдя через недоверие, обман, недомолвки, тяжелые объяснения, находят путь к сердцу любимого человека и обретают счастье рядом с дорогими людьми.

Совсем скоро узнаем, каким это произведение предстанет перед зрителями Музыкального театра.

Белорусские медики представили в Финляндии проекты, один из которых вызвал колоссальный успех

Белорусские врачи приняли участие в работе съезда Европейского общества педиатрической гастроэнтерологии, гепатологии и питания в Хельсинки, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на пресс-службу Минздрава.

photo 2025 05 22 18 54 21 e1747938285149

Впервые в истории европейской ассоциации первое пленарное заседание в категории «Лучший доклад» открыл выступлением белорусский врач — эндоскопист, заведующий отделом РНПЦ детской хирургии Кирилл Мараховский.

Сотрудники РНПЦ представили три работы. Особый успех вызвала презентация — эндоскопическое лечение белок-теряющей энтеропатии у пациентов детского возраста, перенесших операцию Фонтена. Проект подготовила мультидисциплинарная команда детских специалистов, в которую вошли эндоскописты, рентген-эндоваскулярные хирурги, кардиохирурги, а также анестезиологи. Исследование вызвало особый интерес у врачей из США, Испании, Японии, Польши и Германии.

photo 2025 05 22 18 54 22

Стоит отметить, что для обучения этой методике в РНПЦ приезжали медработники из российских медцентров имени А.Н. Бакулева и В.А. Алмазова.

Справочно

В съезде Европейского общества педиатрической гастроэнтерологии, гепатологии и питания в Хельсинки приняли участие более 5 тыс. врачей из 110 стран мира.

Фото Минздрава