Энтузиасты предлагают создать в Минске музей игрового транспорта

В нынешнем году ОО «Общество защиты памятников техники и транспорта «Наша Победа» отметило свое 15-летие. Его председатель Василий Терешко мечтает создать в Минске музей игрового транспорта. Он считает: ретроавтомобили – это история страны, история ее достижений.

Началось все, как часто бывает, еще в детстве. 7-летним мальчишкой он разбил новый, только что подаренный родителями велосипед. Покупать еще один отец отказался и принес из подвала старую мамину «Ригу» 1953 года. Лет 5 Василий гонял на ней. Повзрослев, самостоятельно разобрал женский велик и собрал себе другой, использовав детали и раму, которые нашел или выменял у друзей.

Сегодня Василий Евгеньевич признается, что наряду с увлечением техникой в юности мечтал посвятить себя искусству, мечтал об актерстве… Но когда в семье бабушка – профессор, мама – доктор наук, папа – кандидат наук, на поддержку такого выбора рассчитывать не приходилось. И Василий запретил себе даже думать об этом.

После окончания БНТУ Василий Терешко работал энергетиком. Окончив Академию управления при Президенте Республики Беларусь, успешно справлялся с обязанностями экономиста на одном из предприятий. Но где бы и кем бы ни работал, все равно находил свободное время для ремонта старых автомобилей. Разыскивая нужные для реставрации детали, познакомился с такими же увлеченными, как сам, людьми. И накануне наступающего XXI века, в апреле 1999 года, эти энтузиасты официально зарегистрировались как ОО «Общество защиты памятников техники и транспорта «Наша Победа». С тех пор не однажды становились участниками всевозможных выставок и пробегов. А с 2006 года автораритеты «Нашей Победы» стал активно использовать для съемок «Беларусьфильм». Василий Евгеньевич помог подготовить машины для одного фильма, для другого, и, по собственному признанию, его затянуло. Решил получить третье высшее образование и закончил кинокурсы при отечественной киностудии. С тех пор Василий Терешко попал в стойкую зависимость от кино и съемок. Вот уж точно в песне поется: «Это больше, чем жизнь, это кино…». Об отдыхе Василий Евгеньевич вспоминает теперь разве что зимой. Иногда месяцами не вылезает из гаража, перебирая свои «Москвичи», «Победы», «Жигули», «Запорожцы», реанимируя их для активной жизни в кадре. Дело это на самом деле хлопотное. Разыскать детали для автомобилей XX века становится все сложнее. Для поддержания машин в рабочем состоянии требуется уйма времени.

Всего Василий Терешко готовил транспорт к съемкам более 50 фильмов.

Некоторые машины и мотоциклы «Нашей Победы» стали своего рода кинозвездами. На немецком мотоцикле «Цюндапп» ездил Дмитрий Певцов в «Снайпере», Гоша Куценко в «Снайпере-3», Сергей Безруков в «В июне 41-го». Красная «Победа» 1955 года прославилась в «Стилягах» Валерия Тодоровского и в «Алхимике» (хотя для этого сериала ее по требованию режиссера пришлось перекрасить в бежевый цвет). На легендарной полуторке 1945 года, ездила Лиза Боярская в сериале «Пять невест».

– Молодчинка, – хвалит актрису Василий Евгеньевич. – Не капризничала, что машина неудобная. С лету схватила, как со старушкой обращаться, и поехала уверенно. – Лично я к большинству актеров отношусь с большим уважением. Никакой звездной болезнью многие знаменитости не страдают, наоборот. Тот же Дмитрий Певцов – настоящий профессионал, работоспособный и дисциплинированный.

Во время съемок «Пяти невест» Василий Терешко научил Марину Голуб ездить на военном советском мотоцикле М-72.

Лиза Боярская рядом с легендарной полуторкой
Лиза Боярская рядом с легендарной полуторкой
Дмитрий Певцов на «Цюндаппе»
Дмитрий Певцов на «Цюндаппе»

IMG_5974

IMG_5992
Марина Голуб крестится перед тем, как поехать

 

События «Коррупции» – последнего сериала, к которому Василий Терешко готовил реквизит, – разворачиваются в 1979 году. Мало того что для его съемок пришлось подготовить полдюжины «Жигулей» разных моделей, «Москвичи», «Волги», «Запорожцы», польские «Жуки» и «Нысы», потребовалось еще купить «Икарус». Нашли автобус по объявлению, приобрели, а сегодня не знают, что делать с таким экспонатом, где и как его хранить.

DSC_4291
Тот самый «Икарус»

Всего членами общества защиты памятников техники и транспорта «Наша Победа» собрано более 30 авто. Самые ценные, разумеется, стоят в личных гаражах. Польский микроавтобус «Ныса» нашел пристанище в музее МВД. А некоторые днюют и ночуют под открытым небом.

– Сохранять старые автомобили, мотоциклы, велосипеды надо обязательно – это история страны, история ее достижений, – убежден Василий Евгеньевич. – Долгое время считалось, что первые  велосипеды на территории Беларуси  производились в Минске. Но как-то я нашел на свалке велосипед «Нёман», позже случайно приобрел мотоцикл «Нёман». Оказывается, до 1939 года они выпускались на Гродненском заводе. Многие об этом факте даже не знают…

Одну свою давнюю мечту – попробовать себя в качестве актера – Василий Терешко уже реализовал. Роли водителей режиссеры ему доверяли не однажды. А вот воплотить другую мечту – создать в Минске музей игрового транспорта – у Василия Терешко и его единомышленников пока, увы, не получается. Найти помещение для того, чтобы разместить свое автохозяйство, энтузиасты за 15 лет своего существования так и не смогли.

Фото Ольги Козловой

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ