Если бытовой мусор не вывозят, значит, это кому-нибудь нужно

Отправившись в рейс с водителем мусоровоза УП «Спецкоммунавтотранс», корреспондент агентства «Минск-Новости» узнал о «дурно пахнущих» аспектах вывоза бытовых отходов. 

Виктор Семашко профессионально крутит баранку не один десяток лет, 6 из них – за рулем техники «Спецкоммунавтотранса». Уже 2 года трудится на одном довольно компактном участке в Первомайском районе. Встречающиеся здесь трудности в большинстве своем свойственны и другим частям города.

Подъезжаем к новому дому на улице Городецкой. Шеренга из 9 переполненных контейнеров намекает на то, что мы здесь задержимся. Поверх горки отходов в один из ящиков кто-то додумался взгромоздить две покрышки. В контейнере такому мусору не место. Попади он в кузов – можно забыть про нормальное уплотнение отходов. А значит, не влезет содержимое других контейнеров, придется делать дополнительные рейсы, тратить лишнее время и горючее.

К тому же иногда граждане столько напихают в емкость, что ее от земли не оторвать, при этом захват мусоровоза поднимает до 500 кг. При переполнении обычных контейнеров люди иной раз начинают складывать мусор в контейнеры, предназначенные для его раздельного сбора.

В таких случаях, считает Виктор Анатольевич, организации, обслуживающей дома, стоило бы задуматься о заключении договоров на большее число дней, в которые вывозили бы мусор. Имеет эта проблема и другую причину: по наблюдениям В. Семашко, за последние годы увеличилось количество отходов, выбрасываемых горожанами.

Следующее препятствие встречает нас в арке жилого дома на улице Руссиянова в виде «удачно» припаркованного авто. Минуя его черепашьим шагом, въезжаем во дворы, ограниченные типовыми панельными 9-этажками с многочисленными парадными, неширокими проездами, повторяющими изгибы зданий, и авто, стоящими на тротуарах, поворотах. Нередко – практически на местах, куда выкатывают контейнеры.

Мой собеседник отказывается принимать аргумент автовладельцев: мол, ставить машины негде. Если и парковаться на пешеходной дорожке, то не мешая пешеходам, работе других и проезду остального транспорта. Один из жильцов на нашем участке в этом смысле настоящий рецидивист. На все просьбы и увещевания ответ у него один: «Вызывайте ГАИ хоть каждый день, а я как ставил машину, так и буду ставить. Если пожар? Ну и что…»

Если к вопросу не подходить лишь с формальной точки зрения (заехал на тротуар или газон – значит, нарушил), то автовладельцы в определенной степени тоже заложники ситуации. Многие дворовые территории даже новых домов изначально не приспособлены вмещать автомобили всех жильцов. Последним, однако, нужно помнить, что проезд различной спецтехники – не прихоть ее водителей, а необходимость, иногда экстренная.

Вызвать госавтоинспекторов, по словам В. Семашко, несложно, однако далеко не всегда они могут быстро приехать. Если дожидаться сотрудников в каждом дворе, то обязательное дневное количество рейсов с полной загрузкой кузова и вывозом мусора на полигон не выполнить и за целые сутки.

Частично решить проблему свободного проезда во дворах, вернее, снять ее остроту, способна установка вдоль тротуаров бетонных полусфер или столбиков считает Виктор Анатольевич.

А пока водителям мусоровозов остается надеяться на сознательность граждан и показывать чудеса маневрирования. В части опыта год такого водительского стажа, как говорится, идет за три, а то и за пять лет. По словам моего собеседника, ему доводилось полкилометра проезжать по дворам задним ходом, лавируя в стесненных условиях.

– Что интересно, – продолжает рассказ В. Семашко, – и это отмечено не только мной: можно долго сигналить у мешающих проезду или разгрузке контейнера машин – хозяева практически никогда не спустятся и не переставят авто. Нет и номеров телефонов владельцев. Но стоит задеть транспорт – недовольный собственник вырастает буквально из-под земли, до этого, видимо, наблюдая за происходящим из окна квартиры.

А однажды с Виктором Анатольевичем приключился и вовсе из ряда вон выходящий случай. В одном из дворов какое-то время не удавалось забрать мусор: мешала машина. Жильцы уже высказывали крайнюю степень недовольства, естественно, не соседом, а работой коммунальщиков. В очередной приезд В. Семашко дворники и мастер ЖЭС стали его просить, чтобы он попробовал забрать отходы. Водитель спецтехники сумел, как того и требовала ситуация, протиснуться к емкости задним ходом.

По окончании операции, к удивлению присутствовавших, объявился автовладелец. Он, тыча указующим перстом в царапину на своей ласточке, предъявлял претензии водителю мусоровоза. «Пострадавшего» не смущало то, что область с якобы свежим повреждением успела заржаветь. Не беспокоило его и наличие свидетелей, ясно видевших, что аварии не было. Лишь перспектива встречи с сотрудниками ГАИ урезонила ловкача, который сел за руль и уехал.

Тем временем мы уже во дворах на улице Шугаева. Вновь многоэтажки, узкие проезды. В выходные и праздничные дни соваться в такие места, по словам Виктора Семашко, нередко бесполезно. Сегодня ситуация еще нормальная. Правда, и здесь нашелся водитель, из-за авто которого пришлось остановить мусоровоз дальше от края дороги и с трудом дотягиваться захватом до контейнера.

Некоторые действия Виктор Анатольевич выполняет автоматически: остановка МАЗа, затем включение нейтральной передачи, стояночного тормоза и аварийной сигнализации, соскок на землю. Несколько секунд – водитель уже у правого заднего колеса задействует рычаги, управляя захватом контейнеров. Разгрузив очередную емкость в кузов, проделывает операции в обратном порядке. После перемещает грузовик к следующему подъезду. Иногда на все про все уходит пара минут.

На счету моего собеседника десятки таких циклов за рабочий день. При этом еще нередко требуется поправить-подтащить нелегкий контейнер. Виктор Семашко, улыбаясь, говорит, что это настоящая физкультура, а он всю свою жизнь дружен со спортом. К тому же совершенствоваться физически можно и на предприятии, где есть спортзал с тренажерами.

…За нами собирается очередь из нескольких машин. Их водители терпеливо ждут, пока мусоровоз принимает все новые контейнеры и продвигается к выезду. На мое беспокойство: мол, на этот раз мы создаем неудобства другим, Виктор Анатольевич, в очередной раз забираясь в водительское кресло, говорит, что и рад бы подвинуться, да некуда. Большинство автолюбителей это понимают. Правда, находятся те, кто сигналит, моргает фарами. Как будто грузовик может зависнуть над дорогой в воздухе.

Регулярно по мере заполнения кузова грузовика Виктор Семашко задействует плиту, уплотняющую отходы в кузове. После очередного ее применения сетует на мороз, из-за которого гидравлические приводы работают менее эффективно, а вот мусор, напротив, сильнее сопротивляется сжатию, распрямляясь подобно пружине.

Позже отправляемся на полигон «Северный», взбираясь по ухабам на его возвышенность. В. Семашко замечает, что зимой здесь ездить лучше, чем весной и осенью, когда ямы скрыты грязью. А ведь в УП «Спецкоммунавтотранс» за последние годы существенно обновили автопарк. Нужно же беречь технику. В организации есть МАЗы с компактной колесной базой и среднеразмерными колесами. Такие грузовички маневреннее, что удобнее во дворах, однако больше страдают от неровностей на дороге.

Дождавшись своей очереди, сбрасываем несколько десятков кубометров мусора и едем на предприятие. Здесь у водителей есть возможность принять душ (баня – в отдельные дни), а также сдать грязную спецодежду в прачечную и подкрепиться в одной из оборудованных комнат для приема пищи. Мусоровоз ждут мойка и техническое обслуживание при необходимости.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ