«Если нет любви, то пару рядом удержать сложно». Священник из Минска — о том, почему пары разводятся

Очаровательная невеста в белом платье, сияющий от счастья жених, радостные родители молодых — в загсе это типичная картина. Однако, к сожалению, не всегда происходит так, что новоиспеченная семья проживет долго и счастливо, а муж и жена состарятся вместе. О современном браке и семье — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Цифры безжалостны. Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в Минске в январе — марте этого года заключено 2 302 брака (за аналогичный период 2019-го — 2 577), развелись в январе — марте этого же года 2 127 пар (в январе — марте 2019-го — 1 888).

Почему распадаются семьи, как этого избежать, на чем должен строиться брачный союз — на эти и другие темы рассуждает иерей Димитрий Маркин.

— В чем, на ваш взгляд, причина разводов?

— В удалении от Бога. Ведь Бог — тот, кто утвердил семью, это его детище. Естественно, без Господа трудно сохранить брак. Когда Иисуса Христа спросили про развод, он сказал: «Моисей разрешил евреям расторгать брак только из-за их жестокосердия». Мне кажется, ничего не изменилось. А жестокосердие у нас из-за того, что мы не пускаем Бога к себе, не можем почувствовать Его любовь, не способны понять, что Господь — источник всех благ. Соответственно, мы и не можем любить: удалены от источника любви.

Если говорить про причины разводов, я бы на первое место поставил неправильный мотив вступления в брак: убежать от родителей, материальная подоплека, все вокруг замужем — и мне пора. Такие мотивы обязательно скажутся на семейной жизни.

Однако даже если подход был правильный, но супруги неравномерно развиваются, тоже возможен разлад. Когда один меняется, а другой застрял в своем движении и разница становится очевидна, могут возникать сначала отчуждение, охлаждение, ослабление связи. А далее — развод. Ведь если ребенок вдруг перестает развиваться, родители тут же бегут к психологу, к врачу в поликлинику. Но когда человек вырос, эта задача как будто перестает существовать. Больше никто про это не спрашивает, не обращает внимания. А церковь говорит, что важны прежде всего внутренние изменения. Это обязательно пригодится в жизни.

И третья причина разводов. Супруги по-разному принимают предстоящие старость и смерть. Одни, понимая, что время жизни ограничено, вдруг резко меняют свое поведение, начинают молодиться, хорошиться, пытаются поменять партнера на более молодого. Другими словами, наступает кризис среднего возраста. Чаще всего он ударяет по мужчинам, когда, не анализируя свои поступки, те просто следуют принципу: это мой последний шанс, возьму от жизни все.

— Почему же раньше, например в советскую эпоху, разводов было гораздо меньше?

— Есть понятие наследства. С материальным все понятно. Но и духовное тоже существует. Может, при вступлении в брак человек и в Бога не верует, но духовное понятие о семье ему передалось. Если раньше веками люди создавали крепкие союзы, то на какой-то период и в подрастающее поколение это вложено. И даже когда в советскую эпоху люди стали отказываться от Бога, изменения сказывались постепенно.

Вот взять, к примеру, организм человека. Из-за постоянного употребления вредной еды здоровье «ляжет» не сразу, особенно если до этого питание было сбалансированным и правильным. То же самое и здесь. Перед нами были века христианства, православные устои, крепкие семьи. И наверняка люди из советской эпохи имели перед глазами хорошие примеры семейных отношений своих бабушек и дедушек. Однако жизнь без Бога давала свои плоды уже тогда. Начиная с советской эпохи и до сегодняшнего дня увеличивается количество абортов. Это тоже показатель.

Сейчас требования к супругам другие. Семья уже не способ выживания, как раньше. Созданы все условия, чтобы мужчине без помощи женщины было хорошо в быту: еда в магазине продается в полуготовом, а то и готовом виде, есть стиральные машины, прочие элементы комфорта. Женщина тоже вполне способна обеспечить себя сама, не цепляясь за мужчину. И если в основе создания семьи нет самого главного — любви, то пару рядом удержать сложно.

— Но ведь современные молодые люди зачастую выходят замуж и женятся по любви. Влюблены друг в друга…

— Влюбленность — не любовь. Это хорошая анестезия (улыбается). Все мы с грехом, со своими недостатками. И для того, чтобы дать нам почувствовать сладость принятия другого человека, зажечь искру, которую потом предстоит раздувать в костер, Бог и создал влюбленность. Это бывает, кстати, не только в семейной жизни, но и в храме. Когда люди только воцерковляются, они просто летают на крыльях, чувствуют Бога рядом. Потом Господь немного отпускает человека, и тот, помня свое первое состояние благодати, начинает стремиться к Всевышнему уже сам.

И в выборе спутника тоже помогает Бог. В идеале человек, чистый сердцем, более внимательно воспринимает промысел Божий о себе, своей будущей семье. А мотивом для вступления в брак должны быть любовь, служение Господу, восприятие семьи как домашней церкви. Ведь когда Всевышний создавал Еву, он сказал: нехорошо человеку быть одному. Этим Он показал путь к счастью.

— Венчание, модное сейчас, — гарантия долгих и крепких семейных отношений?

— Венчание как таинство важно и необходимо для верующего. Это означает, что человек впускает в свою семью Бога. И понимает: вторая половинка — Божье благословение, подарок от него. Даже царь Соломон говорил: «Все, что могут дать родители, — дом и наследство, а добрая жена — от Бога».

Поэтому верующие люди естественным образом идут к Господу. За государством — юридические тонкости, а потом — храм и венчание. Однако, когда человек участвует в таинстве формально, просто следуя моде, автоматически благодать не сходит. Ее требуется усваивать.

Когда я собеседую молодых перед таинством, на вопрос, в чем цель брака, правильно отвечают единицы. Суть брака — изменение человека в сторону Бога, любви и развитие души для жизни будущего века.

— Сохранится ли в будущем традиционный институт семьи?

— Обязательно. Без этого не сможет существовать мир. Однако давление на семью будет расти. В первом послании к Тимофею апостол Павел пишет: «В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, … запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением».

То есть в норме люди благодарят Бога за брак, семью, за то, что земля дает плоды. И вот апостол Павел говорит, что в последние времена это будет странностью. Человек не знает, когда будет конец света. Есть только признаки. Но он может поспособствовать его скорейшему приходу своей жизнью. Кстати, про пищу актуально уже сейчас. Человек старается придумать новые продукты, ГМО. Все готов поменять, дополнить, усовершенствовать, только не самого себя.

— А на каких основных принципах держится семья?

— Мое мнение как священника — это единство духа и жизни. Второе — жизнь с Богом. Молитва в семье должна быть нормой, по мере сил. И третье — любовь или жертвенность. В идеале, когда супруг жертвует самым для него дорогим (своими годами, временем, вниманием), отдает другому, муж или жена с благодарением принимают, приумножают и возвращают. Эта спираль любви и есть идеальная модель супружеских отношений.

Справочно

Димитрий Маркин окончил факультет психологии БГПУ имени Максима Танка, Минскую духовную академию. Магистр богословия. Служит в храме Архангела Михаила в Минске.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ