Если потек кран, коммунальщики приедут? Разбираемся, какие бытовые услуги оказывают в период пандемии

Столичные ЖЭУ временно не оказывают платные бытовые услуги. Но есть исключения. Какие — корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали в Минском городском жилищном хозяйстве.

Соответствующие заявки принимает контакт-центр ЖКХ Минска, регистрирует, а затем передает ЖЭУ для исполнения. Однако начиная с апреля горожан, позвонивших по номеру 115 с целью вызвать сантехника или электрика, на том конце провода приятный женский голос предупреждает, что жилищные службы приостановили оказание платных бытовых услуг (ПБУ). Действительно, для предотвращения распространения коронавирусной инфекции контакты коммунальщиков с жильцами сведены к минимуму. Это касается проведения плановых обследований квартир, капитального и текущего ремонта, реагирования на обращения, оказания бытуслуг. В прежнем режиме ведется работа лишь по аварийным заявкам, при этом исполнители — работники ЖЭУ (хаус-мастера) или городской аварийной службы — обязательно должны быть оснащены средствами индивидуальной защиты.

Речь идет не только о явных аварийных случаях, как, например, порыв трубопровода, залитие квартиры, засор канализации, отключение электроснабжения в жилфонде, — отмечает заместитель генерального директора по эксплуатации жилфонда и производственным вопросам МГЖХ Тимофей Кремез.  В ЖЭУ обязаны устранить любую неисправность, которая по классификации относится к платным бытовым услугам, но по своему характеру препятствует бесперебойному и качественному оказанию жилищно-коммунальных услуг, представляет потенциальную угрозу для потребителя или жилого помещения. Например, протекают кран, сливной бачок унитаза или сифон под раковиной, плохо держится, а тем более искрит розетка. В то же время человеку, который хочет поменять старый нормально работающий полотенцесушитель, унитаз или смеситель на новый, в жилищной службе, скорее всего, откажут. То же касается консультаций с выходом на место. Специалист ЖЭУ после получения из службы «115» заявки на платную бытовую услугу должен позвонить заявителю и сообщить, будет выполнена работа (в этом случае оговаривается время визита мастера) или нет. Конечно, могут быть такие обстоятельства, что и несрочные работы в квартире собственник хотел бы сделать побыстрее. Окончательное решение принимает руководство ЖЭУ исходя из своих возможностей, наличия специалистов (они тоже болеют) и времени на выполнение заявки.

А времени сейчас в обрез. Довольно поздно завершился отопительный период, да и начинается он в последние два года на месяц раньше — в конце сентября, обращают внимание в МГЖХ. Поэтому у коммунальщиков большая нагрузка в связи с проведением профилактических мероприятий по подготовке к следующей зиме: в каждом жилом доме, находящемся на обслуживании районных ЖКХ, нужно проверить состояние инженерного оборудования и коммуникаций, при необходимости выполнить их ремонт или замену.

Наблюдается снижение спроса на услуги ЖКХ и со стороны жителей. Если за январь — май 2019-го поступили 52 тыс. заявок на ПБУ, то за такой же период нынешнего года — только 41 тыс., из них около 70 % — за первые три месяца. Наметившийся с конца марта спад Т. Кремез объясняет не столько введенными ограничениями на посещение квартир работниками ЖКХ, сколько позицией самих горожан:

Многие избегают лишних контактов и не хотят пускать в квартиру посторонних, тем более если находятся на самоизоляции по требованию врачей. Сказывается, по-видимому, и желание жильцов избежать не являющихся необходимыми затрат, например по замене сантехники. Они откладывают подобные решения. Ведь уменьшилась и покупательная способность. Думаю, во втором полугодии по мере улучшения эпидемиологической обстановки количество заявок на бытовые услуги будет расти.

Пошатнулось ли финансово-экономическое положение жилищно-эксплуатационных участков в связи с уменьшением дохода от ПБУ? Несущественно, уверяет собеседник:

В первую очередь это социальная функция, а не способ получения дополнительного дохода. Горожане привыкли, что по поводу мелкого ремонта всегда можно обратиться в свою жилищную службу — придут, сделают. Причем по низким государственным расценкам. Они по сравнению с расценками индивидуальных предпринимателей, оказывающих такие же услуги, ниже примерно на 40 %, отчасти по причине территориальной близости между заказчиком и исполнителем.

Также в МГЖХ обращают внимание, что не следует ожидать, что жилищные службы будут выполнять любые ремонтные работы в квартирах после снятия ограничений, связанных с коронавирусом. Приказом Минского городского жилищного хозяйства от 14 декабря 2018 года № 178 (документ размещен на сайтах ЖКХ районов и МГЖХ) утвержден перечень видов услуг по заказам населения, которые ЖЭУ обязаны предоставить. Он насчитывает 26 позиций. Решение по другим несложным заявкам, например, на оклейку обоев, покраску стен, навеску люстры коммунальщики принимают на местах: есть возможность — сделают, нет — значит, нет. При этом будет отказано в работах, которые требуют узких профессиональных навыков. Это установка входных дверей, окон ПВХ, навесного потолка, укладка плитки, полная замена электропроводки в квартире и т. п.

Финансовый расклад

Какова ситуация на местах и как расходуются вырученные от оказания ПБУ средства? Вот что рассказала директор ЖЭУ № 1 Московского района Татьяна Рогова:

— За январь — март поступило 919 заявок, за апрель — май — 254. В последние два месяца выполняли лишь единичные заявки, остальным обязательно перезванивали и объясняли, что работа в этом направлении приостановлена. За январь — апрель по четырем ЖЭС, входящим в структуру нашего ЖЭУ, выручка от платных бытовых услуг составила 5,1 тыс. рублей. Из этой суммы 55 % направлены на зарплату специалистам, выполнявшим работы по заявкам; 35 % — налоги; 10 % — плановые накопления, их расходуем на приобретение инструментов, оборудования, которое используется преимущественно для оказания услуг населению.

Смотрите также:

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ