Есть ли домашнее задание по физкультуре, и должны ли ученики писать конспекты по этому предмету
Недавно в редакцию от читателя поступил удивительный вопрос: «Правомерно ли на уроках физкультуры заставлять детей писать конспекты?» Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала об организации занятий по этому предмету в городском ресурсном центре по физической культуре и здоровью.
Выяснилось, что в одной из школ Минска на занятиях, на которых, по мнению родителей, нужно бегать, прыгать, укреплять здоровье, третьеклассники скрупулезно конспектируют технику выполнения упражнений, правила поведения в зале и прочую теоретическую информацию. Мол, с неиссякаемой в этом возрасте у ребят энергией заставлять на физкультуре вести тетради — беда да и только. Педагог же настаивает, что написание конспектов даже на таком уроке вполне допустимо.
Городской ресурсный центр по физической культуре и здоровью располагается в СШ № 215. Это площадка, на которой транслируется передовой педагогический опыт, проходят семинары и мастер-классы для учителей со всего города и демонстрируются интересные формы проведения занятий. Школа располагает шестью спортивными и одним тренажерным залом. О физкультуре здесь знают все, поэтому и помогли прояснить ситуацию с правильной организацией занятий.
Можно ли организовать раздельное обучение девочек и мальчиков
Вполне. Главное, чтобы учреждение образования располагало необходимой материально-технической базой и учителей физкультуры хватало на проведение урока одновременно у девочек и мальчиков.
В СШ № 215 такое раздельное обучение как раз практикуют. Во время посещения школы журналистом у парней-одиннадцатиклассников вел занятие педагог Сергей Болобосов. В спортивном зале были подготовлены гимнастические маты. Ребята учились правильно выполнять кувырок вперед и назад.
— У нас на один класс два преподавателя, — поясняет С. Болобосов. — Такое разделение можно организовать в любой школе. Это очень эффективно: на уроке малое количество учеников, каждому успеешь уделить больше времени.
Результат налицо: юноши все как один идеально выполняют упражнение, четко следуя технике. Этот элемент гимнастики в учебной программе не просто так: он тренирует координацию, физическую выносливость.
К слову, раньше СШ № 215 имела спортивный уклон. Традиция трепетного, серьезного отношения к урокам физкультуры сохранилась. Ученики завоевывают призовые места в спартакиадах, предметных олимпиадах.
Где же девочки? У них ведет занятие в другом спортивном зале педагог Ирина Онуфриева.
— Смотрите, какие у меня красавицы, все как на подбор, — говорит о старшеклассницах учитель.
Под динамичную музыку школьницы начинают заниматься степ-аэробикой. Спустя несколько минут переходят к упражнениям на фитболе — большом мяче для гимнастики.
— Все-таки физическое развитие у ребят и девчат разное. В старших классах девушки просят включать в занятия упражнения на коррекцию фигуры, — улыбается И. Онуфриева. — По программе сейчас проходим гимнастику, акробатику. И любой учитель может разнообразить уроки, используя степ-платформу или мяч. Это недорогостоящее оборудование.
Одиннадцатиклассница Ульяна Лихторович обожает такие уроки физкультуры.
— Мы много времени проводим в подготовке к экзаменам, а здесь как следует разминаемся, разгружаемся. Настоящий антистресс. Очень люблю занятия на фитболе, а еще растяжку. Чувствую себя потом хорошо и бодро, — делится школьница.
Кого освобождают от физкультуры
На основании медицинской справки о состоянии здоровья, которую каждый ученик приносит в школу, происходит распределение ребят на основную, подготовительную, специальную медицинскую группы и группу лечебной физической культуры (ЛФК).
Если учащийся не прошел медосмотр, его не допустят к физкультуре. Но это не значит, что с урока он может уходить. Такой ученик обязан присутствовать на занятии, притом в спортивной форме. Его могут привлечь к выполнению теоретических заданий, а вот к практическим — нет.
Также ребенка освобождают от физической активности после болезни. В справке врач указывает конкретный срок «отдыха». Присутствие же на уроке все равно обязательно.
Считается ли нормальным ведение конспектов
Педагог проводит занятие в соответствии с утвержденной учебной программой. А в ней отводится место как практике, так и теории. Это относится ко всем школьным предметам, в том числе к физкультуре.
Форма проведения теоретических занятий может быть на усмотрение учителя: квиз, рассказ, демонстрация видеороликов и др.
— Темы разные — от знакомства с олимпийской историей, белорусскими атлетами до лекций по технике безопасности. Мы объясняем, как обращаться со спортивным инвентарем, акцентируем внимание на правилах игры в отдельных видах спорта, которые включены в учебную программу. Безусловно, рассказываем, для чего дети занимаются физкультурой, доносим информацию о правильном питании, режиме сна и двигательной активности. В каждой четверти на теорию отводится два часа, — поясняет учитель физкультуры Артём Голоцевич.
Что касается ведения конспектов на уроке физкультуры, то такую форму занятий педагог вправе использовать, если посчитает ее целесообразной. Хотя на практике письменная работа применяется редко.
— Например, есть необходимость закрепить правила безопасного поведения — тогда ведение конспекта оправдано, — обратил внимание учитель физкультуры Андрей Волчек.
Могут ли задать домашнее задание
Да. Оно предусмотрено для учеников 5–11-х классов. Педагог может дать задание, связанное с теорией, на развитие физических качеств или изучение технических упражнений, которые в дальнейшем помогут, например, на занятиях по лыжной подготовке. Главное, чтобы домашние тренировки были доступны ученику, то есть у него должен иметься необходимый инвентарь.
При какой температуре занимаются на улице
Нельзя проводить организованные формы физического воспитания на открытом воздухе при температуре ниже –15 °С и скорости движения воздуха более 3 м/с. Запрещены занятия в дождливые дни и на мокрых площадках.
Чем отличается урок физической культуры от часа здоровья и спорта
Физкультура — учебный предмет, который у школьников проводится дважды в неделю. А час здоровья и спорта — это факультатив, который внесен в сетку расписания и обязателен для посещения. Первый оценивается: ученик зарабатывает отметки. На втором их не выставляют, и чаще всего дети занимаются игровыми видами спорта.
Справочно
В 2024 году в содержание учебной программы по физкультуре включили тему «Влияние никотина, алкоголя, наркотических веществ, переедания и других негативных факторов на генетический код девушек и юношей». Ее будут проходить в 11-х классах.
Фото Сергея Лукашова