«Эти дети — инженеры нового поколения». Побывали на городском этапе республиканской олимпиады по физике
В Минске проходит городской этап республиканской олимпиады школьников. Интеллектуальное соревнование традиционно проводится по 18 учебным предметам. Свои знания в третьем туре демонстрируют 1,5 тыс. столичных старшеклассников. Они уже прошли отбор на уровне школы и района. Например, по физике испытания длятся два дня — сначала дети сдают теорию, а следом — экспериментальная часть. Корреспонденты агентства «Минск-Новости» посмотрели, как это происходит.
Городской площадкой олимпиады по физике и астрономии выбрана гимназия № 36. Сюда съехались учащиеся со всего Минска.
Мы приоткрыли дверь в класс, чтобы взглянуть, каким оборудованием пользуются ребята. Ни один из них не отвлекся от своей задачи. Уровень сосредоточенности молодых умов впечатлил. Возле окна сидел парень. Подпирая подбородок рукой, смотрел вдаль сквозь стекло, как будто падающие снежинки на дворе его волновали куда больше, чем действие физических сил на скатывающуюся по наклонной плоскости монетку.
— Устал, — улыбнулись мы, глядя на задумчивого юношу.
— Еще бы. Все они здесь больше четырех часов находятся. В напряжении! — заметил один из лаборантов, сопровождающих экспериментальный тур олимпиады по физике.
Отвлекать юных участников не стали. Познакомились с председателем жюри Николаем Козловским. Oн заведует лабораторией компьютерного моделирования на физическом факультете БГУ. С олимпиадным движением связан более 20 лет. Сейчас проверяет работы участников, а ранее был тренером у ребят и являлся автором олимпиадных заданий.
— Сегодня уровень знаний детей ничуть не хуже, чем 10 лет назад. И это при том, что с каждым годом задачи усложняются, — сказал Николай Васильевич.
А ведь подготовить олимпиадника непросто. Успех на испытании напрямую зависит от того, насколько хорошo старшеклассник знает математику.
— В задания по физике включают и достижения современной науки. При подготовке к международным состязаниям лекции детям читают преподаватели вузов и сотрудники Академии наук, — пoясняет председатель жюри. — На моем факультете самый большой конкурс на специальность «компьютерная физика». А это нанотехнологии! Передовое направление, которого не было еще лет 5 назад.
Нашу беседу прервал один из лаборантов, который заглянул в кабинет к председателю жюри, чтобы передать ему записку. В ней — вопрос от участника олимпиады по условию задания. Николай Васильевич письменно отвечает и отдает послание обратно гонцу. Такая коммуникация — в новых правилах проведения олимпиад.
Если ранее по инструкции представитель жюри заходил в класс к детям лично и пояснял какие-то моменты, то уже второй год действует другая процедура. Возник у ребенка вопрос — он оформляет его на специальном листе. Это не отвлекает остальных участников от работы.
Мы пoинтересoвались, над какими задачами сегодня корпят дети. Про монетку уже упоминали. Участникам необходимо оценить ее траекторию движения по наклонной поверхности, которая имеет перегиб. А это значит, что стандартное решение не подходит.
— Очень хорошая задача в 9-м классе. Из оборудования понадобились лишь ножницы, линейка и циркуль. Дети вырезают из бумаги два круга, а затем катают их друг по другу и зарисовывают, какие получаются циклоиды, эпициклоиды, — пытается простыми словами объяснить нам суть Николай Васильевич. Но мы, конечно, ничего не понимаем.
Кто-то из ребят завершает испытание, покидает аудиторию и сразу бежит к своему педагогу. Предстоит столько всего обсудить и проанализировать.
Мария Стогний — учитель физики в гимназии № 16. Она тоже ожидает своего воспитанника.
— Результат будет, если целенаправленно заниматься предметом уже с 7-го класса. У нас созданы условия для интеллектуального развития одаренных детей. Есть факультативы, курсы при вузах. Большую роль играет и личность учителя, задача которого прежде всего — заинтересовать начинающего олимпиадника. А дальше — систематический кропотливый труд. На физику идут одни из самых сильных детей, чтобы выдержать интенсивную подготовку. Но результат того стоит. Ведь после школы такие ребята с легкостью сдают ЦТ и поступают в вузы, — рассуждает тренер.
Мария Стогний считает, что именно из этих юных физиков в дальнейшем вырастут инженеры нового поколения — специалисты, работающие на стыке точных наук и высоких технологий.
— Очевидно, что это самый сложный школьный предмет. Причем для развития страны очень важный, — согласен ее коллега педагог гимназии № 5 Валерий Шинкарев, который руководит командой юных физиков Партизанского района. — За 20 лет истории ЦТ всегда самый низкий средний балл наблюдался именно по физике. Большинство великих ученых, которых мы знаем, в той или иной мере занимались этой наукой. Воспринимаем их как гениев. Они уникальные люди, и мы можем таких представителей воспитывать со школьной скамьи. Нo для этого нужно менять подход к предмету.
Учителя пoлагают, что необходимо вводить так называемый углубленный профиль: дети начинают изучать физику на повышенном уровне с 8-го класса, а с 10-го максимально фокусируются на предмете.
Педагоги как в воду глядели! Директор гимназии № 36 Алексей Мацкевич поделился опытом работы своего учреждения. Оказывается, подобный профиль здесь уже есть. И он экспериментальный.
— Для ребят, которым интересна физика, открыли группу с индивидуальным планом обучения. Теперь у десятиклассников в неделю 6 часов этого предмета и 8 — математики. Такое значительное увеличение было достигнуто путем оптимизации учебной программы. Например, русскую литературу они изучают только в этом году, а в следующем — белорусскую. Произошло сокращение часов по географии, обществоведению и другим предметам. Зато физикой насладятся вдоволь, — замечает директор.
— Это можно только приветствовать, — поддержал такой вариант препoдавания председатель жюри Николай Козловский.
Фото Ирины Малиновской