«Это был праздничный день, пусть и половинчатый». Как праздновали Первомай в различные исторические эпохи

Как праздновали Первомай 100 лет назад в Минске и какие традиции сохранились в нашем обществе сегодня, выяснял корреспондент агентства «Минск-Новости».

Все на маевку!

Фото носит иллюстративный характер, radikal.ru

Мало кто знает, что 1 мая отмечали еще в дореволюционное время. Считается, что традицию устраивать гулянья в этот день позаимствовал царь-реформатор Петр I. Подсмотрел ее он у немцев, да и сам вдоволь нагулялся на первомаях. Для многих европейских стран это праздник прихода весны. Отмечали его и славяне в допетровские времена. Только царю простонародные забавы не шибко были по душе. Куда интереснее на Кукуе, как в то время называли Немецкую слободу. Шумно и весело, с песнями и хороводами вокруг майского дерева, со знатным угощением. С тех пор повелось считать, что такие выезды Петра на Кукуй стали прообразом маевок. Именно царь ввел среди знати традицию устраивать 1 мая выезд за город на пикник. Прекрасный повод отдохнуть на природе.

С течением времени сложился определенный порядок празднования 1 Мая. Этот день в Российской империи считался половинчатым. Большинство государственных контор работали «до обеда». Так что чиновники и служащие ловили извозчика и ехали домой за семьей, ожидавшей отца семейства в полной готовности. Потом все вместе отправлялись за город, стелили покрывала и устраивали огромный пикник. Там же договаривались о времени, когда за ними вернется возница. В этот день извозчики были на вес золота и могли диктовать пассажирам свои условия. Особенно стесненным в финансах младшим клеркам. Например, им приходилось сворачиваться в 16 часов, чтобы возница успел завезти семью домой и вернуться за следующей. Те, кто был богат, заранее резервировали себе извозчика из первой сотни на весь день.

Вереницы карет во второй половине дня колесили между городом и популярными лесными массивами за Комаровкой, Кальварийским кладбищем, Архиерейской рощей (ныне парк им. 50-летия Великого Октября).

Молодежь и простые рабочие проводили маевки в Минске. У первых популярны были прогулки по центральным улицам и паркам города. Так они могли щегольнуть своими лучшими нарядами. Заодно и на других посмотреть. Многие просто катались на извозчиках по центральным городским улицам. Рабочие устраивали пикники на зеленых зонах у Свислочи или на собственных подворьях.

Фото носит иллюстративный характер

Причем праздник этот не был обязательным. Все зависело от погоды. Например, в 1903 году газеты сетовали, что в Москве «Первое мая не удалось, кажется, впервые. Все последние годы первомайские дни были плохи — и холодно бывало, и дожди шли. Но такого упорного осеннего дождя, каким природа вчера наградила москвичей, не помнят даже старожилы. Конечно, никакого «майского» катания в Сокольниках и Парке не было. В такую погоду туалетами и лошадьми не блеснешь, и москвичи предпочли просидеть первое мая дома».

С рабочим окрасом

By Unknown author — Eugeniusz Mironowicz, commons.wikimedia.org

1 мая 1886 года в Чикаго американские рабочие вышли на забастовку и требовали введения 8-часового рабочего дня. Она вылилась в несколько дней противостояния, завершившиеся кровопролитным столкновением с полицией. Провокатор метнул бомбу в стражей правопорядка, а они открыли стрельбу. Погибли шесть полицейских, четыре демонстранта, еще четверых анархистов приговорили к казни. Вот только потом выяснили, что бомбу в своих метнул провокатор от полиции. Эту забастовку увековечил Второй Интернационал, предложивший с 1890 года праздновать именно 1 мая День солидарности трудящихся. Идея пришлась всем по нраву. Правда, некоторые страны решили отмечать День солидарности трудящихся в первое воскресенье мая.

Для Российской империи с датой угадали. Это был праздничный день, пусть и половинчатый. В Европе проводить митинги и шествия с требованием 8-часового рабочего дня было чревато. Зато устраивать маевки можно. Вот и соединили русские революционеры оба торжества. Стали заранее договариваться о месте встречи, брали еду для конспирации. На маевке они читали литературу, пели песни, выступали с речами. Конечно, полностью революционными. Решали, как жить дальше и бороться за права трудящихся, против царизма и т. д. Первая такая революционная маевка под Минском прошла в 1895 году.

Лишь после Февральской революции и свержения царизма появилась возможность провести первомайское шествие и митинг. Первомай официально отпраздновал не только в Минск, но и почти вся Российская империя. В Минске первый первомайский митинг проходил на привокзальной площади и был запечатлен фотографом. В тот год на календаре было 18 апреля 1917 года, но в Европе, жившей по григорианскому календарю, это было как раз 1 мая. Так что это был день настоящей рабочей солидарности миллионов.

Наш, советский!

Первомай стал официальным праздником и выходным днем в молодой Советской стране одним из первых. Правда, Первомай был посвящен памяти Интернационала и назывался День Интернационала, а не День труда. Закреплен в Кодексе законов о труде в декабре 1918 года как день, когда «производство работы воспрещается».

На протяжении 1920-х годов шли эксперименты по содержимому этого праздника. Единого формата торжества не было. Например, в Москве 1 мая 1920 года Ленин трудился на знаменитом субботнике по расчистке Красной площади. Этот «великий почин» был посвящен Дню международной солидарности трудящихся. В других городах люди выходили на шествия или митинги, слушали выступающих с трибун и расходились по маевкам.

В Минске 100 лет назад прошло полноценное празднование Первомая. На белорусские земли после подписания Рижского договора пришел мир. Поэтому ничто не помешало устроить 1 мая 1921 года настоящий праздник. Со своими изюминками. В столице в этот день чествовали лучших тружеников, особо отличившихся военнослужащих, устраивали передвижные театры и т. д. На площади Свободы торжественно открыли памятник Минскому городскому Совету. Его установили на постамент, где до революции стоял бюст царю Александру II. Ныне на этом месте возвышается купол-пирамида у ратуши. Максимально постарались вовлечь в торжество детей. В 1921 году вышло так, что совпали Первомай и Пасха. Религия еще не стала настоящим врагом, а гонения на церковь только начинались. Поэтому детвору зазывали с самого утра на школьные дворы для получения сладких подарков. Чтобы не пересекаться с выходящими из церквей верующими, начали праздник Первомая в 11 часов дня. Показательны в этом плане противоположные публикации в газете «Звезда». Накануне 1 мая вышел громящий религию и церковь материал, а после — сказка-притча о красноармейце, бабушке и колоколах. Смысл ее прост: «Радуйся, старушка! 1 мая 1921 года большевики вернули вам колокольный звон, отобранный белыми в 1918-м!»

Эксперименты над форматом Первомая продолжались до 1928 года. 23 апреля вышло постановление ЦИК СССР «О праздничных днях, посвященных дню Интернационала, и об особых днях отдыха». По нему «начиная с 1928 года, празднуется в течение двух дней: 1 и 2 мая. Производство работ в эти праздничные дни воспрещается на всей территории СССР (за исключением тех общественно-необходимых предприятий и учреждений, в которых работа должна производиться беспрерывно)».

Так Первомай стал одним из любимейших праздников в Советском Союзе. В 1930-е появились единые стандарты празднования, начали проводить военные парады. Лишь с возвращением 9 Мая в 1965 году в число выходных и праздничных дней военные парады переместили на эту дату.

Вперед на дачу!

В послевоенное время Первомай приобрел ярко выраженный политический окрас. Колонны трудящихся и учащихся выходили с флагами, чтобы выразить солидарность с «борьбой трудящихся в капиталистических странах». В 1970 году 1 мая официально стало Днем международной солидарности трудящихся. В 1970–80-е уже была определенная традиция проведения праздника. Первая половина дня проходила на первомайской демонстрации. Минчане брали с собой в колонну детей. Для юных граждан это было незабываемым приключением. Если дети себя хорошо вели, то в награду получали поход в парк и угощения. Вечером устраивали праздничный ужин! 2 мая отправлялись за город на маевку.

В Советское время существовала договоренность, что те, кто участвовал в Первомайской демонстрации, могли отдохнуть на 7 Ноября. Этим пользовались дачники, старавшиеся замениться на Первомай. У них появлялось минимум два дня, которые можно было провести на грядках. Молодежь шла им навстречу. От такой замены в плюсе оставались все. По традиции 1 мая начинался палаточно-туристический сезон. Баулы с палатками и провизией заранее приносили к тому, кто ближе всех живет к вокзалу. После демонстрации — бегом за ними и на природу. Шанс влезть в электричку в таком случае куда больше. Дачники со всем своим скарбом уже уехали и трудились на своих сотках.

Первомай умер с развалом Советского Союза. В прошлое ушли демонстрации, второй день отдыха. Зато остались маевки, на которые даже сегодня многие выезжают по традиции.

Смотрите также:

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ