«Это икона Царства Божия, написанная временем». Разговор с батюшкой накануне Великого поста

Корреспондент агентства «Минск-Новости» накануне Великого поста поговорил с протоиереем Алексием Васиным о духовном и телесном воздержании, любви к Богу и искренней вере.

В раннем детстве, приезжая в древний Ярославль к дедушке и бабушке, он зачарованно разглядывал величественные старинные церкви с золотыми куполами-луковками, похожими на шлемы могучих воинов, любовался фресками с библейскими сценами на стенах внутри зданий. Позже мечтал, но все никак не мог приобрести и изучить Библию.

Пост как икона

Мечта сбылась, когда сын работников новополоцкого «Полимира» после окончания школы неожиданно для родных и знакомых поступил в духовную семинарию в Жировичах, окончил ее и стал священнослужителем. Сегодня протоиерей Алексий Васин — кандидат богословия, знающий несколько языков, получивший великолепное образование на родине и за рубежом. Совершая богослужения в минском Всехсвятском храме, часто вспоминает те ярославские годы, так запавшие в юную впечатлительную душу. Воистину неведом нам промысел Божий…

— Отец Алексий, 2 марта начинается Великий пост, самый продолжительный и строгий. Кого-то уже охватывает беспокойство: а выдержу ли, хватит ли твердости характера или просто здоровья столько времени ограничивать себя в скоромном? Есть ли в подобных случаях какие-то попущения?

— Попущения, конечно, есть. Но скажу о том, что многие из нас все еще, к сожалению, живут в своем мире, пронизанном материализмом и атеизмом. Большинство уверено, что поститься — значит не употреблять определенную пищу или напитки. И тогда, мол, все будет в порядке.

Но пост — не еда или питие. Это икона Царства Божия, написанная не красками, а временем. Человек совсем не думает о еде, помыслы его о другом. Христос нас учил искать прежде всего Царство Божие, а остальное приложится. О мирском и суетном в эти дни думать стоит очень осторожно.

Когда человек, который печется о материальном, смотрит на красивый величественный храм, он не восторгается тем, какая нам дана благодать, а мучается вопросом: скольких денег он стоил?.. И тогда Храм как посольство Царства Божия для него не существует, оставаясь лишь архитектурным сооружением.

— Главными должны быть молитва и покаяние?

— Это опять-таки мало что говорящие штампы для людей, зараженных материализмом. Им тяжело увидеть в молитве постоянное общение с Богом, а в покаянии — возвращение в Царство Божье. Чтобы люди во время поста не зацикливались на содержимом своих холодильников, существуют подготовительные седмицы, среди которых есть сплошная. Они помогают поупражняться в духовном восприятии поста, постепенно отказываясь вначале от мяса, а потом от молочных продуктов.

На самом деле это совсем не трудно, если сосредоточиться именно на духовных упражнениях и меньше думать о кухне. Для верующего человека пост — прежде всего духовная жизнь. Время, которое мы уделяем Господу, стремясь почувствовать Его руку: «… яко Его есть сила и слава». Это великие радость и счастье.

Видеть чудо

— В Евангелиях повествуется, как Иисус вылечил женщину, сказав ей: «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя!» В наши дни, когда молодежь и в брак-то вступает все реже и неохотнее, а смертность начинает превышать рождаемость, проблемой стало еще и отсутствие детей, даже вопреки горячему желанию родителей. Как правильно обратиться к Господу с просьбой о рождении ребеночка?

— Уместно опять-таки вспомнить о посте. Ведь именно он помогает нормализовать жизнь человека, делает ее естественной, дает нам возможность устранить все ментальные, духовные, физические препятствия, барьеры для реализации своей жизни именно в рамках и понимания Царства Божия. Господь сотворил нас не для того, чтобы мы мучились, болели, страдали, потешались и обижали друг друга. Только какие-то неестественные формы нашего бытия способны помешать нормальной жизни. Если мы сами себе мешаем, значит, мы больны, больны ментально, духовно. Если общество мешает — да, проблема в обществе.

Но когда люди начинают поститься, заниматься духовными упражнениями, они сами берут в свои руки свою жизнь. Господь сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и населяйте землю». Это ведь изначальная заповедь. Человек — венец творения. А если мы живем, пропитанные негативом, чувством неуважения к себе и другим, — это не Божье.

— Значит, нужно обратить взор на свой внутренний мир и разобраться, что там не так?

— Если упрощенно говорить, то да. Те же атеисты не видят Царства Божия вокруг себя, они уверены, что не Господь управляет миром, а может быть, его и вовсе нет. И только человек, способный в дереве, травке, воздухе, солнце, окружающем мире распознать нерукотворные чудеса, руку Божию, может жить в этом Царстве.

Верблюд и игольное ушко

— В начале нашего разговора вы процитировали мысль настоятеля Всехсвятского прихода протоиерея Федора Повного о том, что Храм сначала создается на небе, а потом как бы проецируется на землю…

— В этом нет никаких сомнений.

— Напомните, с чего начиналась история прихода.

— Он зарождался и начинался в маленьком строении, которое и сейчас здесь стоит, первые литургии совершались именно в нем. Позднее рядом был возведен Дом милосердия с красивым храмом и реабилитационным медицинским центром.

Следующим стал деревянный храм Святой Троицы, по-своему уникальный, построенный в виде сруба тут же, на пустыре. И уже он духовно окормлял возведение Храма в честь Всех Святых, закладной камень к которому освятил в июне 1991 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Конечно, большая благодать и честь — совершать богослужения в одном из самых величественных храмов в Европе. У нас, в Троицком храме, находится еще и красивейшая крестильня, люди из многих стран приезжают принимать крещение в ее купели. Очень важную социальную нагрузку, в том числе благодаря своему реабилитационному центру, несет Дом милосердия.

— При строительстве таких крупных, величественных сооружений, как ваш церковный комплекс, наверное, не обойтись без поддержки спонсоров, бизнесменов. А ведь сказано в Библии, что легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богачу войти в Царствие небесное. Нет ли здесь противоречия?

— Именно таким образом, когда состоятельный человек посвящает свое богатство не себе, а Богу, и тем самым осознает свою благодарность Создателю, и совершается один из тех шагов, которые помогают верблюду пролезть в то самое игольное ушко.

Но принципиален сам момент участия в церковной жизни. Независимо от уровня благосостояния. Настоятель отец Федор обладает особым талантом консолидировать все силы общества для строительства и существования прихода и храма. А храм является достоянием всего народа.

Фото Анатолия Дрибаса

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ