«Это как у парикмахера: локон уложил иначе — и все хорошо». Рассказ мужчины, которые создает фантастические икебаны

Анатолий Ерышов — единственный мастер в республике, которому работники посольства Японии в Беларуси доверяют создавать икебану ко дню рождения императора Страны восходящего солнца. Корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорила с талантливым мастером.

Япония и ее культура близки Анатолию с детства. Возможно, сказалось место рождения — небольшой городок Невельск на острове Сахалин, откуда до Японии было рукой подать. Любознательный мальчишка с интересом читал журнал «Юный натуралист». Именно в нем он впервые увидел фотографии композиций из цветов, которые очаровали его на всю жизнь. Он начал собирать открытки с изображением икебаны, отправлялся в горы за растениями, сам составлял букеты, проводил мастер-классы и выставки в школе.

— Распрощался с Сахалином, когда поступил в Ленинградский университет на факультет востоковедения. Получил распределение в Минск, преподавал в радиотехническом институте. Но мечта побывать в Стране восходящего солнца не оставляла. В 1994-м оказался в Токио в одном из университетов, на протяжении семи лет учился, защитил степень доктора исторических наук. Все это время посещал бесплатные занятия по созданию икебаны. Платили мы только за цветы. Сенсей — женщина. Хотя изначально это искусство было доступно только для мужчин, — улыбается Анатолий.

Сейчас он преподает в БГУ на кафедре восточных языков факультета международных отношений, а в свободное время обучает всех желающих основам икебаны в общественном объединении восточной культуры и традиций «Хагакурэ». В основном сюда приходят представительницы прекрасного пола. В их распоряжении пособия, заранее заготовленные цветы и креативный мастер, который успевает рассмотреть каждую рождающуюся композицию и дать ценные указания.

Я преемник авангардной школы икебаны Согецу, которая появилась в Японии в начале ХХ в Ее основатель — скульптор и флорист Тэсигахара Софу.Его дело продолжил сын Тэсигахара Хироси, он еще и знаменитый кинорежиссер. Основная структура композиции представляет три ветки. Используем их разных размеров: большую (син), среднюю (соэ) и низкую (хикаэ). Их наклон должен быть 15, 45 и 75 градусов соответственно. Ветки — скелет конструкции. Внутреннее пространство мы заполняем цветами и листьями, чтобы композиция обрела плоть, — объясняет собеседник.

Первую в своей жизни икебану он сделал из бересклета и коряги. Сегодня создает шедевры из сочетания самых разнообразных растений.

Икебана — сезонное искусство, поэтому можно использовать как ветви с гроздьями ягод или молодыми листочками, так и голые. Цветы могут быть самыми разными. Главное — согласовать их, устроить спектакль, в котором у каждого растения будет роль. Они должны показать себя во всей красе. Я очень люблю первоцветы, незабудки, фиалки, полевые цветы. За эти годы выучил латинские названия сотен растений — на выставках нужно указывать состав композиции, — рассказывает Анатолий.

 

На создание икебаны могут уйти как пять минут, так и пять часов. Зависит от настроения. Важно использовать понравившиеся цветы.

Бывает, долго сидишь, обрезаешь ветки, перепортишь все, и ничего не выходит. Иногда композиция рождается за считаные минуты. Сделать шедевр — не самоцель, важно насладиться процессом. Когда смотрю на то что получается и меня гложет неспокойное ощущение, значит, что-то не так. Стоит убрать маленький листик или веточку изогнуть, и икебана засветится по-другому. Это как у парикмахера: локон уложил иначе — и все хорошо, — уверяет собеседник.

Во время работы цветы отдают положительную энергию и забирают отрицательную. Этот творческий процесс сродни арт-терапии. Мастер против того, чтобы искать в икебане скрытый философский смысл.

Когда смотрю на картину, то сперва определяю, получаю ли удовольствие от ее созерцания. Вот и икебану лучше воспринимать как символ красоты и жизни, — убежден собеседник.

Раз в году посольство Японии в Беларуси приглашает его для декорирования помещения, где проходит прием по случаю дня рождения японского императора. Анатолий делает большую композицию. Она символизирует долголетие, здоровье и процветание. Важно подобрать растения с правильной цветовой семантикой. Обычно используются красные и белые цветы, по-японски «кохаку», что создает настроение праздника и несет жизнеутверждающее начало.

Справочно

Икебана — традиционное японское искусство компоновки срезанных цветов и побегов в специальных сосудах. Возникло в XV в. и имело религиозную направленность: композиции использовали в качестве подношений богам в японских храмах.

Существует несколько школ икебаны. Наиболее известные Икэнобо, Охара, Согэцу. При этом есть около 3 000 стилей.

Фото Сергея Лукашова

Смотрите также:

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ