Почему у нынешних школяров зияют прорехи в знании родной истории?
Честно говоря, долгое время думала, что рассуждения на форумах на эту тему – не более чем досужие фантазии интернет-троллей. Однако аккурат в День знаний мне довелось присутствовать на встрече школьников и студентов. Общение завершилось викториной на знание истории, и, признаюсь, большего ужаса я не испытывала, наверное, с того дня, как на наш школьный экзамен по физике (состоявшийся без малого три десятилетия назад) неожиданно пришла проверяющая дама из управления образования… В легкой панике, судя по всему, пребывали и проводившие викторину студенты. Ведь в тупик восьмиклассников поставили, казалось бы, простейшие вопросы. С большим напряжением отвечающие одолели вопрос о том, 70-летие какой победы мы отмечали в мае нынешнего года, а даты начала и окончания Второй мировой войны (викторина, напомню, проходила 1 сентября!) и вовсе оказались тайной, покрытой мраком. После минуты молчания самый храбрый из школьников жалобно пискнул: «Мы эту тему еще не проходили…»
Вот и обнаружилась дыра в знаниях! Понятен и ее источник. Да, новейшую историю всегда проходят в старших классах. Однако в годы учебы моего поколения первый учебник по этому предмету назывался «Рассказы по истории». И там доступным языком были изложены основные вехи биографии государства, в котором мы живем. Царь Иван Грозный, крепостное право, декабристы, революция, Великая Отечественная война – всему нашлось место на страницах учебника, и смысл поговорки «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», равно как и даты начала и окончания Великой Отечественной, мы помним по сей день. И только затем мы изучали историю древнего мира и средневековья, узнавали подробности первых пятилеток и десяти сталинских ударов. Сегодня этого, увы, нет. Вот и ползут наши дети медленно и печально от даты к дате, узнавая о важнейших исторических событиях недавнего прошлого лишь накануне выпускного.
Не рискну давать категоричные советы специалистам – авторам учебных пособий, но все же осмелюсь напомнить им, что многое в нашей жизни развивается по спирали, а значит, этим способом можно и накапливать знания. И примером тому могут служить учебники литературы. В разные годы школьники читают пушкинские «Повести Белкина» и «Капитанскую дочку», лермонтовские «Белеет парус одинокий» и «Песню про купца Калашникова», несложные стихи и более глобальные сочинения Купалы и Коласа. И некогда существовавшие «Рассказы по истории» тоже были тем самым шагом от простого к сложному, которого так не хватает ныне нашим детям. Сегодня на разных уровнях ведутся дебаты о разделении школьных программ на базовый и углубленный уровни, о создании для этих целей разных учебных пособий. Вряд ли можно разделить на такие категории историю – в ней все же нет мелочей. Однако было бы неплохо структурировать учебный материал так, чтобы молодые граждане нашей страны, отвечая на вопросы старших товарищей, могли произнести что-либо толковое, а не пресловутое «это мы не проходили…».