«Это тренажерный зал для художников». Минчанин создает костюмы для Cyberpunk 2077 и прототипы респираторов

Минчанин Виктор Кушнеров занимается неформатным хенд-мэйдом и учит в своей мастерской творчески подходить к смоле, дереву и даже бетону. Бутафор, с которым встретилась корреспондент агентства «Минск-Новости», создает не только костюмы и декорации, но и респираторы, а еще стихи в парках читает.

Виктор КушнеровЕще перед встречей Виктор предусмотрительно знакомит с картой — его мастерская спряталась во дворах среди заводских корпусов, что у станции метро «Площадь Якуба Коласа». Зловещая, но харизматичная маска в окне подсказывает, что нужный этаж — второй. На двери, правда, предупреждающий знак, как на трансформаторной будке.

— Это тоже часть декораций?

— Нет, это моя защита от желающих спросить, где же тут фотостудия.

На самом деле Виктор — очень доброжелательный. Он собирает вокруг себя людей, которые вдохновляются тем, что делают. Среди учеников есть даже биомеханик, который создает прототип нейрогарнитуры нового поколения.

— Здесь у меня творческая лаборатория, тренажерный зал, только для творцов, — говорит Виктор. — И если честно, места уже не хватает — мечтаю о школе. Учеников все больше. Много косплееров, но не только — приходят врачи, продавцы, айтишники. Ведь если душа просит творчества и этот порыв сдерживать, могут наступить тяжелые времена. Но я не всех беру, смотрю, чем мотивирован человек — желанием вырасти над собой или прости поболтать за чашкой кофе.

При этом, чтобы вырезать по дереву, смешивать композитные материалы, заниматься литьем смолы, не нужно сразу быть профессионалом, куда важнее желание. Некоторые начинают с нуля.

— Я ведь сам по образованию архитектор, какое-то время создавал макеты, а потом понял — не мое это, — рассказывает мастер. — Плохой из меня специалист получится, зачем продолжать? Тяга к новому не позволила сидеть на месте — зажмурился, прыгнул и взлетел. Вернее, вспомнил, что работать руками еще с детства нравилось. Так я попал в театр, чтобы проектировать декорации.

Виктор в глубине души никогда не хотел работать на кого-то, стремился к самостоятельному творчеству. А как известно, от себя не уйдешь. Мастерская в Республиканском театре белорусской драматургии была сказочной — с чайником, диваном и даже душем. Он пробыл там три года, пока не увлекся другим проектом, — и переехал на улицу Октябрьскую, как сам говорит, «в каморку Гарри Поттера». Следующим этапом в жизни стал поиск собственной, независимой мастерской. В ней мы и беседуем.

работы Виктора КушнероваКак только сюда заходишь, в глаза бросаются огромные маски на стенах.

— Они появились из психоанализа, к которому меня привел аналитик, когда я не знал, как жить, — самостоятельно порой сложно в себе разобраться. Это как искать дорогу в лесу, который совсем не знаешь, без проводника. Но до меня достучались, нашли стороны, стремящиеся к свету, помогли распутать клубок в голове, возникший к 30 годам, чтобы понять, чего я хочу и куда иду. Работали через образы, которые я и решил воплотить в масках. Они ведь не только театральные — это то, что мы надеваем, выходя в социум. Первая работа, которую я смастерил, получилась довольно жуткой, остальные, а их уже почти три десятка, пусть каждый трактует по-своему, — говорит собеседник.

Виктор считает, что все образы в искусстве неоднозначны и на них нельзя навешивать ярлыки. Задача художника — выпустить на волю свои эмоции, состояния, облечь их в форму, а дело зрителей — взаимодействовать с этим. А значит, смотреть, думать, переживать:

— Если у тебя есть тяга к познаниям, ты докопаешься до истины, а если нет, то даже гуру с мировым именем ничего тебе не объяснит.

Про одну работу Виктор все же рассказывает, но только потому, что она забронирована:

— Это страж, бесконечно старый и мудрый, охраняющий сон того, в чьем доме поселится. Многие думают, что все эти маски — тяжелые, как камни, но это иллюзия. Мне нравится создавать диссонансы между тем, как предмет выглядит, и тем, чем он является. Помню, как делал огромный шлем под бронзу: «А кто это носит?» — «Да вот, одна девочка» — «Она что, тяжелоатлет?» — «Успокойтесь, шлем из пластика и весит 800 граммов».

работы Виктора КушнероваКроме масок Виктор создает для интерьеров панно и светильники, категорически отвергая старые советские люстры, которые занимают полкомнаты и собирают пыль. Чтобы узнать, что нужно заказчику, он смотрит даже на то, как тот держит чашку с кофе. Как видно, и тут психоанализ пригодился.

Больше всего сейчас Виктор занимается косплееем, готовится к ноябрьскому фестивалю UniCon & Game Expo Minsk, который посвящен фантастике и фэнтези во всех проявлениях.

— Стенд, который мы создаем, по игре Cyberpunk 2077, даже польские разработчики заценили, — говрит он. — Можно будет сходить в кибербар, «вшить» себе нейроинтерфейс и посмотреть на бои роботов.

работы Виктора КушнероваСамым сложным было создание (за три недели!) костюма для Ройса — босса одной из уличных банд, который носит визор, маску, заменяющую часть лица, а также оружие — mantis blades, кибернетические клинки в виде имплантов, «выпрыгивающие» из предплечий. Это во многом результат компьютерного моделирования, но создавались детали вручную, поскольку 3D-печать не позволяет подгонять все с такой точностью. А еще на UniCon & Game Expo Minsk ребята покажут программу… по советской научной фантастике — легендарному фильму «Кин-дза-дза!» Георгия Данелии, где два землянина попадают на планету Плюк на другом краю Галактики:

— Будем ездить по фесту на пепелаце и петь «Маму». Запустим интергалактический чемпионат по плюке.

Виктора интересует и настоящая механика, в том числе протезирование — изделия, которые могут быть не только красивыми, но и полезными. Вместе с учениками он присоединился к одному из волонтерских движений по созданию средств индивидуальной защиты для медиков.

— Мы придумали прототип сборного респиратора, напечатанного на 3Dпринтере, вполне доступного аналога тех, что уже продаются, — рассказывает собеседник. — В принципе, их может делать каждый у себя дома — достаточно понять схему. Наши разработки есть в Интернете.

работы Виктора Кушнерова

По ночам Виктор рассказывает сказки, зажигая свечу, — в прямом эфире. Он вообще, как выяснилось, любит читать вслух, только стихи не авторские, а Бродского, Гумилева, Маяковского, Полозковой.

— Мне нравятся произведения тех, кто может выразить жизнь в нескольких точных строчках, будто это уравнение из высшей математики, только для гуманитариев, — говорит он. — Я участвовал в «стихирниках», проводил литературные вечера вместе с друзьями. Организовать их в Минске, да и в маленьких городах, оказалось довольно просто. В любом деле нужно пробовать — и не бояться. Я просто пришел однажды в библиотеку: «Здравствуйте, очень хочется почитать вслух для людей бесплатно, можно?» — «Можно». Вот и все. А еще в парке Челюскинцев выступал, играя всех персонажей в комедии «Любовь к трем апельсинам» Леонида Филатова. Я называю это терапевтическим лицедейством. И для себя, и для окружающих.

Пока такие вечера не проводятся по понятным причинам, но еще обязательно будут.

— Сейчас странное время, — размышляет Виктор. — То, что было подавлено, стало яснее, а лежащее на виду — спряталось. Я ощущаю нервозность в обществе, но вижу мало ответственности. Не все до сих пор поняли, что защитная маска — это в первую очередь забота об окружающих. И это важно. Мы научились выходить в космос, но до сих пор не знали, что нужно мыть руки с мылом, вы серьезно? Поэтому мое кредо неизменно: что бы ни происходило, будьте открытыми, внимательными, не жалейте себя, а стремитесь — но не ради успеха, а чтобы прийти к себе настоящему. Да, иногда мы становимся жертвами обстоятельств, но часто создаем их сами, чтобы там спрятаться и ничего не делать.

В конце беседы Виктор признается, что создавал декорации и для видеопроектов. В клипе Panska Moc на песню «Улетай» можно увидеть его миниатюрную панельку, домик, где видны даже швы на панелях и оконные рамы, погруженный в аквариум, символизирующий космос. Все это сделано вручную.

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube

— Как-то я хотел уехать, вдохновившись большими кукольными мультфильмами, которых у нас не делают, а потом понял, что хочу убежать от себя. Быть может, лучше сначала создать хорошо там, где ты есть, чем искать эфемерное место, где ты, возможно, будешь счастлив, — подытоживает собеседник.

Фото автора

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ