izobrazhenie viber 2024 12 02 13 49 07 533

Этот день в истории: 8 июня

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 8 июня в разные годы, – в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1843 год. Началось строительство Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги, соединившей две российские столицы

Работы велись одновременно с двух сторон – от Санкт-Петербурга и от Москвы – по максимально прямому варианту, что потребовало возведения 278 искусственных сооружений, в том числе 184 железнодорожных мостов, 69 водопропускных каменных и чугунных труб, 19 путепроводов. Строили дорогу строительные артели, куда входили главным образом крепостные крестьяне, находящиеся в прямой зависимости друг от друга: в случае заболевания рабочего вычеты на его содержание осуществлялись из заработка всей артели. Основными орудиями труда были кирка, лопата и тачка. Многие погибли от тяжелых условий труда, скудного питания, эпидемий холеры, чумы и тифа. Помните, у Некрасова:

«Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то все косточки русские…

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?»

Это о ней – о Николаевской дороге.

Официальное открытие дороги состоялось 1 ноября 1851 года. На тот момент это была наиболее совершенная в техническом отношении и самая протяженная двухпутная железная дорога в мире. Строительство обошлось царской казне в 100 млн рублей, по 165 тыс. за каждый километр.

1861 год. Лев Толстой вызвал Ивана Тургенева на дуэль

rian 139886.hr pic 32ratio 900x600 900x600 69500

Фото из архива Государственного литературного музея Л.Н. Толстого

Лев Николаевич и Иван Сергеевич ценили и уважали друг друга. Но были слишком разными по характеру и взглядам на жизнь. Поэтому и спорили, и ссорились часто. Любое высказывание одного тут же вызывало язвительную отповедь другого. Однажды в гостях у поэта Афанасия Фета на хуторе Степановка Мценского уезда за «утренним кофеем» писатели сцепились с таким жаром, что дело могло закончиться кровопролитием. Не сойдясь с оппонентом во взглядах на благотворительность и воспитание, 33-летний Толстой вызвал 43-летнего Тургенева на дуэль. «На опушке леса!» – выкрикнул он и тут же в бешенстве покинул Степановку. На календаре было 8 июня 1861 года. Но ни в тот день, ни в последующие дуэли не произошло. Была долгая переписка, выяснение отношений, а в октябре Иван Сергеевич получил из Ясной Поляны записку: «Милостивый государь! Вы называете в письме своем мой поступок бесчестным, кроме того, Вы лично сказали мне, что Вы «дадите мне в рожу»; а я прошу у Вас извинения, признаю себя виноватым и от вызова отказываюсь».

И хорошо, что так. Дуэль ведь должна была проходить не на шпагах или пистолетах, как было принято тогда в России. А на …охотничьих ружьях. Это был бы кровавый поединок не только для самих участников, но и для русской литературы. На тот момент Тургенев еще не дописал роман «Отцы и дети», а Толстой к «Войне и миру» даже не приступал. Бывалому охотнику из ружья невозможно промазать по противнику, а оба писателя были именно такими. Тот, кому выпал бы жребий стрелять первым, не промахнулся бы и убил соперника. Если бы, конечно, стал стрелять.

1934 год. В Минске открылся I Всебелорусский съезд писателей

1614cf18dd92da03b0f884dad8807953

Заседали мастера слова неделю, а итогом стало организационное оформление Союза писателей БССР. Первым председателем был избран поэт, прозаик и драматург Михась Климкович, автор слов государственного гимна «Мы, белорусы…». В разные годы союз возглавляли Михась Лыньков, Петрусь Бровка, Максим Танк, Василь Зуенок, Ольга Ипатова, Николай Чергинец. Ныне в общественном объединении «Союз писателей Беларуси», насчитывающем более 700 действительных членов, председательствует Александр Карлюкевич.

1948 год. Запущен первый советский реактор для производства оружейного плутония

86d3a943723bb2e752e8a7124b3ca295

В 00 часов 30 минут на Южном Урале научный руководитель советского атомного проекта академик Игорь Курчатов встал к пульту управления и собственноручно произвел пробный пуск первого промышленного атомного реактора для получения оружейного плутония с кодовым названием «А». Персонал тут же окрестил реактор «Аннушкой». Именно на нем был наработан плутоний для первой советской атомной бомбы, испытанной под Семипалатинском 29 августа 1949 года. С этого момента послевоенный мир окончательно и бесповоротно изменился. Соединенные Штаты лишились своего главного преимущества над Советским Союзом, которым обладали в течение четырех лет после окончания Второй мировой войны. Впрочем, официально о появлении у Советского Союза атомной бомбы было заявлено лишь 8 марта 1950 года.

1958 год. Сборная СССР по футболу впервые приняла участие в чемпионате мира

depositphotos 12379367 s 2019 1

Фото Depositphotos

После победы на Олимпиаде-56 в Мельбурне советский футбол был на подъеме. Поэтому никто не сомневался, что страну будет ждать успех и в отборочных играх чемпионата мира. Старт группового турнира сложился удачно: советская сборная обыграла дома поляков 3:0 и финнов 2:1, после чего выиграла в Хельсинки с разгромным счетом 10:0. Однако победить в своем первом матче на европейском чемпионате, который в тот год проходил в Швеции, не получилось – встреча с англичанами завершилась ничейным результатом – 2:2. Но ведь это был бой с самими родоначальниками футбола! В четвертьфинале сборная СССР проиграла хозяевам чемпионата – шведам, которые в итоге стали серебряными призерами. А чемпионом впервые тогда стала команда Бразилии, в составе которой дебютировал 17-летний футбольный гений Пеле.

1978 год. На Партизанском проспекте Минска открылся один из самых больших универмагов столицы – «Беларусь»

универмаг БЕЛАРУСЬ

Проектная документация на его строительство была утверждена распоряжением Совета Министров БССР еще в 1970 году, но первых покупателей магазин принял лишь спустя восемь лет. Тогда на 7 тыс. м² торговых площадей расположились 43 секции, работавшие по самому прогрессивному на то время методу самообслуживания. Связь между этажами осуществлялась при помощи эскалаторов.

Первоначально универмаг был рассчитан на жителей Заводского и Партизанского районов, поскольку поезда метро сюда еще не добирались, а поездка на автобусе или троллейбусе из центра города занимала не менее получаса. Но своим современным видом, оснащенностью и культурой обслуживания универмаг практически сразу завоевал сердца покупателей всех районов Минска. Пережив за свою 45-летнюю историю несколько реконструкций, улучшивших внешний и внутренний облик торгового центра, «Беларусь» и сегодня остается в числе магазинов, пользующихся популярностью у минчан и гостей столицы.

Смотрите также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Председатель Мингорисполкома на приеме граждан: планируем приобрести 134 единицы общественного транспорта

Председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев провел выездной прием граждан в администрации Партизанского района 22 января. С какими вопросами обращались горожане — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

da 3

Один из заявителей работает в столичном медицинском учреждении и состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Он поинтересовался, есть ли возможность в обозримом будущем построить жилье с господдержкой.

— Сегодня по решению Мингорисполкома комитету здравоохранения предоставлена возможность строительства 107 квартир в Смолевичах в домах № 6, 7 и 10. К возведению последнего уже приступили, а во втором квартале 2025-го начнутся работы по многоэтажке № 7. Это будет благоустроенное жилье по приемлемым ценам с учетом господдержки в хорошем районе города-спутника, где есть необходимая инфраструктура. Кроме того, благодаря удобному транспортному сообщению, можно быстро добираться до Минска, — уточнил В. Кухарев.

По словам другой заявительницы, людям с ограниченными возможностями здоровья или маломобильным гражданам тяжело ездить на общественном транспорте из-за перепадов высоты на входе в автобусы или троллейбусы.

da 1

mgik kuharev priyom grazhdan lukashov 4 kopiya

— В 2025-м планируем купить 44 электробуса и 90 троллейбусов с автономным ходом, чтобы передвижение по городу стало еще удобнее для пассажиров. Высокопольные модели, которые сейчас курсируют по улицам Минска, заменим на более комфортные аналоги, — отметил В. Кухарев.

Также минчанка рассказала, что не хватает пандусов на входе в ТЦ «Першы нацыянальны гандлёвы дом». Более того, по мнению горожанки, неудобно расположены остановки общественного транспорта в районе торгового объекта.

— Изучим эти вопросы, если проблемы действительно существуют, продумаем оптимальные варианты решений, — резюмировал председатель Мингорисполкома.

da 2

mgik kuharev priyom grazhdan lukashov kopiya

Представители гаражно-строительного кооператива обратились с просьбой о предоставлении дополнительного земельного участка площадью 0,0625 га на безвозмездной основе.

— Существуют законодательные нормы, согласно которым не имеем право избавить вас от внесения платежей при узаконивании территории. Поэтому передать в собственность кооператива запрашиваемую площадь нет возможности — закон запрещает это делать. Однако вы можете обратиться в соответствующие службы для официального установления границ земельного участка, — пояснил В. Кухарев.

Жители многоэтажного дома на ул. Червякова рассказали, что после капитального ремонта в здании возникли сложности с фасадом и канализацией в подвальных помещениях. В. Кухарев дал поручение соответствующим службам разобраться в ситуации и решить проблему.

Другие вопросы касались узаконивания самовольной постройки, установления границ земельного участка и деятельности товарищества собственников.

Справочно

Выездные приемы представителей Мингорисполкома — востребованная форма работы. Они проводятся в вечернее время— с 18:00 до 20:00 — для удобства граждан.

Фото Сергея Лукашова

Новые междугородние автобусы будут работать на минском направлении

На минском направлении будут работать новые междугородние автобусы. Их презентовали в Гродно 22 января, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Межрегиональную ассоциацию перевозчиков.

screenshot 2

Фото https://mapbel.by/

Более десяти современных автобусов китайского производства приобретены для перевозок пассажиров по популярным маршрутам «Гродно — Минск» и «Слоним — Минск». По словам председателя Межрегиональной ассоциации перевозчиков Оксаны Мягковой, в обновление парка инвестировано более 1,5 млн долларов.

Напомним, долгое время междугородние перевозки осуществлялись в основном с помощью маршруток, рассчитанных в среднем на 15 человек. Внедрение современных полноформатных автобусов позволит значительно повысить уровень безопасности и комфорта пассажиров.

Во-первых, на новом транспорте можно будет перевозить больше людей (40–55 пассажиров), что уменьшит проблему с нехваткой билетов в часы пик, например, в праздничные и выходные дни.

Во-вторых, внутри автобуса созданы комфортные условия: удобные сиденья с большим расстоянием между рядами, вместительное багажное отделение, усовершенствованные климатические системы, индивидуальный USB-разъем для каждого пассажира.

Еще одним плюсом станет плавность хода транспорта. Вместе с тем в скорости новые автобусы не уступают маршруткам. Проверка показала, что время в пути не изменилось — добраться из Гродно в Минск можно все также за 3 часа 50 минут.

Депутат Палаты представителей Национального собрания Андрей Анисимов обратил внимание на имиджевую составляющую в обновлении парка. Он подчеркнул, что новая техника станет вкладом в формировании положительного образа как регионов, так и всей страны.

— Наша главная задача формулируется просто: безопасно, комфортабельно и в кратчайшее время доставить пассажиров к месту назначения. И приобретение новых автобусов — большой шаг в этом направлении. Уверен, что пассажиры оценят новинку по достоинству. Автобусы будут работать на самом загруженном и популярном направлении — минском. Но в целом перевозчики активно обновляют парк техники, задействованный в различных направлениях. Появление новой техники позволяет реагировать на запросы пассажиров, прорабатывать открытие новых маршрутов. В том числе межобластных, — рассказал директор государственного предприятия «Оператор пассажирских перевозок» Дмитрий Пацуй.

На маршруты новые автобусы выйдут в ближайшие дни, часть из них совершают рейсы в тестовом режиме. Важно отметить, что на стоимость билетов обновление техники не повлияет: цена за поездку останется прежней.