Фанни Ардан: «В отношениях людей всегда есть место чуду, а о чудесах умом говорить нельзя»

Приезд прославленной французской актрисы Фанни Ардан стал одним из самых ожидаемых событий нынешнего «Лістапада». Накануне как режиссер она представила  белорусским зрителям в кинотеатре «Москва» свою новую картину «Навязчивые ритмы» и поговорила с публикой о…

… о Минске

— Кино и литература – это бутылки, которые мы запускаем в море с посланиями, чтобы их прибивало к разным берегам. Все люди в одинаковой степени счастливы и несчастны. То, что может нас спасти в этой жизни, — искусство. Такое послание я старалась передать на экране. И если бы мне несколько лет назад сказали, что эту бутылку – мой скромный фильм – прибьет к берегам Минска, я бы не поверила. А вот сейчас здесь смотрят его. Меня так тепло приняли, что я уверена: еще вернусь.

… о «Навязчивых ритмах»

— Карьеру в кино в качестве режиссера я начала с фильма «Пепел и кровь». Позже мне захотелось рассказать о любви, но не в ее начале, а в конце. Потому что в начале любовной истории мы слепы. Глаза на мир открываются, когда она подходит к концу. Главная героиня Марго понимает, что любовь заканчивается по ее вине, ведь она больше любила любовь как свое состояние, нежели мужчину, предмет своей страсти. Мы снимали в Португалии, а не во Франции, но я хотела рассказать эту историю без привязки к конкретному месту. В картине очень мало планов Лиссабона. Нет ни магазинов, ни автомобилей, потому что когда ты несчастен, ты ничего не видишь. Единственный француз в этой картине – Жерар Депардье. Мне всегда нравилось, что, когда человек говорит по-французски с акцентом, слова приобретают какую-то особую мелодику.

ritmy

… о даре создавать миры

— Я всегда думала, что быть актрисой или режиссером – это великий дар. Это Божья благодать, которая на нас снисходит, и нужно наслаждаться каждым ее мгновением. Любой новый фильм для меня особенный. Это сотворение маленького мира. Здесь и сейчас. У всех великих режиссеров, с которыми я работала, училась энергии и энтузиазму. Каждый из них обладал уникальным стилем, имел свой особый взгляд на мир и на кино. Но их объединяло страстное желание работать. Однажды я снималась у режиссера, который говорил только по-китайски. Но странным образом поняла все, что он от меня хотел. И в то же время я работала с Антониони, который к тому моменту был уже совсем болен и не мог говорить, но мы тоже друг друга понимали без слов. Актеры своего рода собаки – действуют по чутью. И они все одинаковые – японские, русские, французские… Это ощущается, когда звучит команда: «Мотор!» И они начинают создавать новый мир.

LK2A0005Л копия

… о желании жить

— Для меня идеальный фильм тот, после которого хочется жить дальше. Даже когда вы приходите в кинотеатр и смотрите нечто трагическое, но уходите с ощущением того, что вы живой и нужно идти дальше, это идеальный фильм. Виктор Гюго в одном из своих произведений пишет: «Живет тот, кто борется».

… о деньгах

— Мое имя совершенно не помогает мне искать деньги на мои фильмы. Я никогда не умела этого делать. Когда очутилась на переговорах с богатыми людьми, они стали  спрашивать, например, для какой возрастной категории моя история? А у меня нет ответа и, соответственно, аргументов, чтобы убедить их дать деньги. Всегда делаю свои картины с очень маленьким бюджетом. И заметила, что это влияет и на актеров, и на техническую группу: каждый старается максимально хорошо сделать свою работу.

… об уединении

— Мне очень нравится самой писать сценарий, потому что по натуре я достаточно одинокий человек, не люблю светскую жизнь. У меня не так много друзей. Когда я остаюсь один на один со своей тетрадочкой и персонажами, будто собираюсь на свидание. Закончив первую версию сценария «Навязчивых ритмов», показала ее уважаемому человеку. Он мне сказал: «Абсолютно бессмысленная история. Она же влюбилась в какого-то кретина!». Потом я переделала сценарий и переделала мужчину. Что мне особенно понравилось в этой работе – обсуждать, иногда даже ругаться и спорить о несуществующих людях, которых ты придумал в своей голове.

LK2A9923 копия

… о любви

— Главный язык, который понимают все, — язык любви. В отношениях людей всегда есть место чуду, а о чудесах говорить умом нельзя. Поэтому для меня самое важное – почувствовать в человеке способность любить. Идеальный мужчина – тот, который любит и которого любят. Любовь – мой идеал. Эта главная тема, которая стала меня интересовать лет с 14-15, когда я стала много читать. Кстати, я прочла практически все из русской прозы, и мне тогда казалось, что только русские могут рассказывать о неразделенной любви. Всегда предпочитала «Анну Каренину» Толстого, «Мадам Бовари» Флобера, обожаю «Евгения Онегина». Еще в молодости поняла, что причин, по которым можно объяснить, почему мы влюбляемся в того или иного человека, нет. Просто так происходит и начинается борьба. В этом смысле в моем фильме очень важна фраза, которую говорит героине мальчик, который реставрирует фреску: «Лучше все-таки разрушить, чем смириться с уродством». И она решает, что лучше разрушить свою любовь, чем смириться с тем, какую форму она приобрела. Неслучайно Марго виолончелистка: музыкант всегда стремится к совершенству, поэтому она думает, что любовь так же, как и музыка, не терпит фальшивых нот. Моя героиня как Эмма Бовари – у нее было все, чтобы любить и быть счастливой, но она стремится к абсолюту и теряет это. В Париже очень часто водители, когда я сажусь в такси, говорят: «У вас очень знакомое лицо. Как вас зовут?» Я всегда отвечаю: «Эмма Бовари».

LK2A0020 копия

Справочно

Фанни Ардан стала известна в начале 1980-х, снявшись в фильме Франсуа Трюффо «Соседка». Сегодня в ее фильмографии более 60 картин. Среди них – «За облаками», последняя работа Микеланджело Антониони, поставленная при участии другого культового режиссера Вима Вендерса. В начале нулевых актриса исполнила главную роль в картине Франко Дзеффирелли «Каллас навсегда». В 2009 году актриса впервые попробовала себя в качестве режиссера и сценариста, сняв семейную драму «Прах и кровь». «Навязчивые ритмы» – это вторая режиссерская работа Фанни Ардан. Показ этой картины на фестивале в Минске открыл конкурс игрового кино «Молодость на марше», в котором участвуют режиссеры, снявшие не более двух фильмов.

Фото Алексея Колесникова и listapad.com

Самое читаемое