Фастфуд, скидки, секонд-хенды: какой была торговля в довоенном Минске? Вы будете удивлены

Трудно представить, но многие современные торговые уловки и технологии продаж, оказывается, знали горожане довоенного Минска. Подробнее — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

По одной цене

Кажется, что магазины с фиксированными ценами появились в столице всего несколько лет назад. Товары так и манят привлекательными круглыми ценниками в рубль, два, три и так далее. Нет там привычных N рублей и 99 копеек. Многим покупателям нравится, что не надо высчитывать: взял пять вещей по 2 рубля и на кассе отдал червонец.

В довоенном Минске тоже действовал подобный магазин. Располагался он в доме на пересечении ул. Володарского и Советской (ныне Володарского и пр. Независимости) и назывался «Универмаг стандартных цен». Работал ежедневно с 11 утра до 8 вечера без выходных. Ассортимент был значительный: парфюмерия, косметика, галантерея, канцелярские товары, посуда, хозтовары, головные уборы по сезону, детская одежда и обувь, игрушки, грампластинки и прочая необходимая мелочь. Галстуки, перчатки, запонки, сумочки, носки, тапочки — найти можно практически все. Магазин выгодно отличался от остальных тем, что товары в нем были по единым ценам от 2 до 35 рублей. Никаких копеек — все округлено до рубля. И, конечно же, вся продукция отечественного производства.

Кстати, магазины сродни секонд-хендам — обыденность для 1941 года. В то время купить ношеную вещь было абсолютно нормально и не зазорно.

Фастфуд и скидки

Для многих понятие «советский общепит» сводится к ресторанам, заводским столовым да бабушкам, торгующим пирожками. Представьте, что в довоенное время в Минске легко разживались настоящим фастфудом.

Правда, это не бургеры, хотя в предвоенное время в Москве и некоторых других крупных городах пытались наладить продажу котлет в булочке по 50 копеек за штуку. А весной 1941 года в самом центре столицы открылся специализированный магазин с говорящим названием «Бутербродный». Он располагался практически в центре Минска на ул. Советской у Центрального сквера (дом не сохранился, находился напротив нынешнего универсама «Центральный»). Там можно было купить практически любой «бутер» и перекусить в соседнем сквере. От самого простого — белый хлеб со сливочным маслом — до закрытого с начинкой из ветчины и колбас. Всегда на выбор предлагали бутерброды с икрой (красной, черной, щучьей, сазаньей, сельдевой, минтая, трески), сырами, мясными деликатесами. Для любителей сладкого — с вареньем, джемом, медом. Единственным минусом можно считать то, что они негорячие. В те годы бутерброд считался сугубо закуской к чаю.

Кроме того, «Бутербродный» предлагал различные готовые перекусы. Вместо того чтобы стоять у плиты, можно купить на ужин готовую печень, паштеты, салаты, курицу и рыбу. Скидки на фастфуд в 1941 году никого не удивляли. Во всех столовых и ресторанах столицы действовала любимая многими сегодня акция «с собой дешевле». На блюда навынос были скидки: в ресторанах — 15 %, а в столовых и кафетериях — 10 %. Таким нехитрым способом организации общепита хоть немного пытались решать вечную проблему нехватки посадочных мест. Многие минчане предпочитали сэкономить, особенно те, кто жил неподалеку от точек общепита. Они успевали принести домой еще горячую еду.

В 1920–1930-е годы предпринималось немало попыток приучить рабочих питаться все время в столовых. Цель — «освободить советскую женщину из кухонного рабства», как тогда писали на агитплакатах. Все они потерпели неудачу: общепитовская еда быстро надоедала, и люди вновь становились к плите, чтобы побаловать себя домашним борщом или курочкой с поджаристой корочкой.

Все потом

В предвоенном Минске любой, кто не хотел выбирать товар в магазине, мог сделать это дома. Достаточно взять рекламный буклет и досконально прочитать его в тишине. В отличие от современности, когда журналы и газеты с рекламой товара стоят у всех на виду, в те годы буклеты надо было требовать у продавца. Именно требовать. Они выпускались недостаточными тиражами. Продавцы не спешили раздавать их всем подряд. Только тем, кто действительно желал выведать всё о товаре и купить его. Узнать это легко во время разговора за прилавком. Чаще всего такие буклеты давали изучить прямо в магазине. Редко разрешали взять домой и потом вернуть. Покупатели почти всегда возвращали рекламки обратно. Например, в преддверии сезона посадки растений начинали активизироваться огородники и садоводы. На месте современного ГУМа в 1941 году находился магазин химикатов Главхимсбыта. Там всегда был широкий ассортимент смесей удобрений как для полей и огородов, так и для приусадебного цветника и горшочных растений. Многие огородники брали буклеты на дом, чтобы определиться с типом подкормки. Выбор смесей предлагался огромный: овощные, фруктовые, цветочные, цитрусовые, ягодные и так далее. На следующий день они возвращали буклет, а домой уносили подходящую по составу смесь.

Кстати, многие товары в предвоенном Минске продавали в рассрочку и без заключения договора с банком. Называлась такая акция «Льготные условия оплаты», применяли ее для дорогих товаров длительного пользования. Например, изделия из меха можно было купить в рассрочку. Самая дешевая шубка стоила там от 500 рублей, а это в полтора раза больше, чем средняя предвоенная зарплата в отраслях народного хозяйства СССР.

Поэтому покупали шубу летом. Платили аванс в четверть стоимости изделия и получали рассрочку на три месяца.

В 1940 году учителя, заводчане, строители, водители в среднем получали около 350 рублей. Зарплата на селе — примерно на 150 рублей меньше.

Смотрите также:

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ