Фаталист, умевший показать зубы. Умер Виктор Проскурин

Не стало Виктора Проскурина. Заслуженный артист Российской Федерации умер на 69-м году жизни. Что мы знаем и чего не знаем о нем — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Он пять раз женился. Пять раз менял театр как место работы. Писал стихи. Увлекался энтомологией и… алкоголем. Сыграв около 120 ролей в театре и кино, так и не стал знаковым лицом поколения, какими были для советских людей Олег Янковский, Виталий Соломин, Александр Абдулов, Николай Еременко-младший, ушедшие в мир иной гораздо раньше.

Его часто приглашали на эпизодические роли, но, странное дело, Проскурина нельзя было назвать актером второго плана. Слегка хмурого, невысокого, хотя и ладно скроенного, Проскурина камера любила. В нем оказалась глубоко запрятанная пружина, точнее арматура совсем не простого «парня из нашего двора». Это не рубаха-парень, душа нараспашку. Нет, это человек, застегнутый на все пуговицы.

Окончив «Щуку» и придя в Театр на Таганке, Проскурин там не ужился. Зато его приметил Марк Захаров и пригласил 21-летнего артиста в свой Театр им. Ленинского комсомола (будущий «Ленком») на роль Палача в «Тиле Уленшпигеле». Пару лет спустя доверил роль Сергея Луконина в спектакле по пьесе Константина Симонова «Парень из нашего города».

В фильме «Пиковая дама»

Луконин — офицер, танкист, герой боев в Испании. Театральный персонаж Проскурина очень хорошо рифмуется с другим его героем, уже из мира кино, — с пограничником Блиновым из фильма «Выйти замуж за капитана». Мужчина — крепкое плечо. Эта тема красной нитью прошла через все творчество Проскурина. Надежный, цельный человек с особо сильной волей, с уменьем создавать порядок, с хорошо тренированными навыками преодолевать трудности — любая женщина в Советском Союзе мечтала о таком.

Кино и телевидение сделали невзрачное лицо В. Проскурина узнаваемым. Фактура подкачала, но фортуна оказалась более щедрой. Еще студентом «Щуки» он снялся у режиссера Алексея Коренева в четырехсерийном телевизионном хите «Большая перемена». «Ходишь в школу, ходишь, потом — бац, вторая смена. И прощай, родные учителя, на целую неделю?!» Ну конечно, это Генка Ляпишев, ученик вечерней школы (В. Проскурин тоже учился в вечерней школе), которому на самом деле неудобный график работы мешает посещать танцплощадку. В фильме почти все герои проходят путь преображения. Вот и прогульщик Ляпишев к концу веселой мелодрамы перевоспитался — Проскурин сделал это весьма достоверно.

В фильме «Большая перемена»

Тем зрителям, которые смотрят телевизор, В. Проскурин дорог и хорошо знаком, потому что на ТВ — бесконечная ротация советских лент с его участием: «Большая перемена», «Однажды двадцать лет спустя», «Приключения Холмса и доктора Ватсона: Сокровища Агры», «Жестокий романс»…

В «Пиковой даме» он немец-фаталист. В «Жестоком романсе» — русский купец-хитрован. В этой ленте Эльдара Рязанова у Проскурина состоялся актерский дуэт с великолепным и мощным Алексеем Петренко. Два купца, Василий Вожеватов и Мокий Кнуров, симпатизирующие бесприданнице Ларисе Огудаловой, меряются силой — в данном случае это вес в обществе, — но расходятся мирно, потому что главное в их жизни — успех и деньги, а не женщина. Актерский рисунок роли у Проскурина выстроен на полутонах, при этом он очень точен. Его Вожеватов по-человечески обаятелен, пока не наступает час показать зубы…

В фильме «Жестокий романс»

В. Проскурин в 1979 году снимался и на «Беларусьфильме» в телевизионном проекте «Время выбрало нас» режиссера Михаила Пташука и в детективе «Задача с тремя неизвестными» режиссера Бориса Шадурского.

В фильме «Задача с тремя неизвестными»

В постсоветские годы ролей ему предлагали гораздо меньше, и все-таки они были. Например, в 2017-м Виктор Алексеевич сыграл священника в историческом боевике-фэнтези «Легенда о Коловрате». Снимался и в нынешнем году. Боролся с онкологией, но смерть пришла с другой стороны — умер актер от обструкции легких…

В фильме «Легенда о Коловрате»

Проскурин вписался в новый российский кинематограф, однако был в нем странником, пришельцем из другого кино — советского, в котором он задолго до всех перестроек и перекроек показал человека сложного, многомерного, многовекторного, до конца не разгаданного. Каким и сам был…

Смотрите также:

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ