Финансирование школ и гимназий со следующего учебного года будет зависеть от количества учеников

Высокие зарплаты педагогов будут зависеть от менеджерских качеств директора, если школы переведут на подушевое финансирование.

Министерство образования Беларуси планирует включить в пилотный проект подушевого финансирования все учреждения общего среднего образования Минска. Это значит, что школам придется задуматься о том, как привлечь в свое учебное заведение большее число детей. Ведь на каждого школяра из бюджета поступит определенная денежная сумма. Чем больше ребят обучается в школе, тем богаче станет и само учреждение. Так ли это на самом деле? В нюансах нового экономического эксперимента попыталась разобраться наш корреспондент.

Опытным путем

Идея нормативного финансирования образовательных учреждений обсуждалась в министерских кругах с 2012 г. Подобный механизм не новый, активно используется практически во всех странах Европы и постсоветского пространства (в России, Литве, Латвии, Эстонии, Грузии, Армении, апробируется в Казахстане). Официальный старт проекту был дан в январе 2015-го. К нему активно подключились некоторые регионы Беларуси, а также столичная гимназия № 5. С января 2016 г. в рамках эксперимента стали работать 29 учреждений общего среднего образования Первомайского района.

По мнению начальника управления перспективного планирования и образовательных стратегий Национального института образования Вячеслава Сулейманова, переход на новую модель финансирования поможет сделать процесс государственного дотирования более прозрачным и предсказуемым.

— Традиционно школа получает средства на новый учебный год исходя из фактической потребности, и эта сумма не связана напрямую с количеством детей в учреждении. С введением норматива всем понятно: годичное обучение одного ребенка стоит определенную сумму денег, — рассказал Вячеслав Заирович.

Непростая арифметика

Для белорусских школ разработали свой норматив: стоимость годичного обучения одного ученика определили в 12.929.800 рублей.

— В эту сумму вошли затраты на заработную плату педагогов, расходы на образовательную среду, например приобретение средств обучения или оплату услуг связи, и другие. Все издержки, связанные с коммунальными услугами, капитальным и текущим ремонтом, будут финансироваться как прежде — по фактической потребности. Ведь эти затраты напрямую не зависят от количества обучающихся, а в большей мере — от состояния здания конкретной школы, года его постройки, этажности, типа отопления и так далее, — говорит специалист.

— В начале года директор получает определенную сумму в зависимости от количества детей в школе. Что ему делать дальше?

— С одной стороны, у руководителя появляется ряд полномочий. Например, он имеет право пересмотреть типовой штат в своем учреждении или оптимизировать наполняемость классов. Ведь размер финансирования зависит не от их количества, а от общей численности учеников в учреждении. С другой стороны, принятие подобных решений — большая ответственность. Важно не просто сэкономить, а учесть при этом возможности и потребности своей школы.

— Говорят, благодаря эксперименту у добросовестных педагогов появилось больше шансов улучшить свое благосостояние?

— Взаимосвязь есть, но не прямая. В этой модели финансирования каждый ребенок становится самоценен не только с материальной, но и с образовательной точки зрения. Например, в обычной средней школе всегда есть сильно- и слабоуспевающие ученики. Последние, как иногда говорят, портят статистику. А сейчас ценить будут любого ребенка: неважно, успевающий он или с особенностями развития. Он принес энную сумму денег, и в первую очередь это понимает директор школы, о чем информирует коллектив. Педагог должен осознать, что от того, как он сработает в классе и с каждым учеником отдельно, будет зависеть бюджет школы. И, как следствие, может рассчитывать, например, на новые приборы и реактивы в кабинет химии. Кроме того, с 2016 г. в отдельных «пилотных» школах директор вправе устанавливать отраслевые повышения педагогическим работникам. Если учитель выполняет дополнительные функции, например, участвует в воспитательных мероприятиях, то получает дополнительные деньги. Руководитель на поощрительные выплаты может направить до 10 % фонда заработной платы. Конечно, подобную работу педагоги делали и до эксперимента, но не всегда была возможность материально ее стимулировать.

В копилке знаний

Бюджет школы, за исключением дотаций на ремонт и коммунальные услуги, будет формироваться на основе нескольких показателей: численности учащихся, базового норматива и корректирующих коэффициентов. Последний нужен для того, чтобы более точно определить «стоимость» ребенка с учетом специфики его обучения. Например, гимназист обходится государству дороже, чем ученик средней школы. Разные суммы средств положены на первоклассника и одиннадцатиклассника.

Где клад зарыт

В Минске директорам «пилотных» учреждений образования разрешено увеличивать зарплаты учителям, но сэкономить на этом пока не удалось.

В городе проект нормативного финансирования реализуют по двум моделям. По первой работает гимназия № 5, вступившая в эксперимент в 2015 г. Имеет собственную бухгалтерию. Учитывая этот факт, учреждение получило деньги по нормативу напрямую. Поэтому директор самостоятельно определяет размеры зарплат сотрудников, суммы на закупку учебного оборудования, предметов мебели…

— В рамках эксперимента появляется возможность на чем-то сэкономить, соответственно, направить эти деньги в том числе на повышение оплаты труда педагогов. В данный момент такие полномочия у руководителей столичных учреждений образования, участвующих в эксперименте, есть, — говорит заместитель председателя комитета по образованию Мингорисполкома Иван Приходько. — В 5-й гимназии существенной экономии достичь не удалось, но это объясняется ее спецификой. Средний рост заработной платы за минувший год в этом учреждении и в тех, которые не участвовали в пилотном проекте, примерно одинаковый.

Выделенных средств по нормативу было достаточно, чтобы гимназия нормально функционировала весь год. Это стало основанием для расширения эксперимента. Школы и гимназии Первомайского района участвуют в эксперименте по 2-й модели нормативного финансирования. Бюджетные деньги выделены не конкретному учреждению, а районному управлению образования на общее количество обучающихся детей. По результатам первых трех месяцев эксперимента учреждения образования наметили планы по оптимизации на текущий год, например, будут увеличивать наполняемость до 24 человек в тех классах, где учащихся было меньше.

Дополнительная информация

В 2017 г. планируется подключить к эксперименту некоторые дошкольные учреждения. Россия перешла на нормативное финансирование в 2006 г. Сейчас по новой экономической модели работают не только школы, но и детские сады и даже вузы. По словам российских экспертов, повысилась прозрачность финансирования.

 

Самое читаемое