Физкульт-привет…

Екатерина Циркун
Автор материала:
Екатерина
Циркун

Страшная, кошмарная новость этой недели – на занятиях физической культурой в столице умерли две школьницы, две девочки-подростка…

Это – трагедия, вне зависимости от того, где именно произошли несчастные случаи: на школьном уроке, на дополнительных субботних занятиях или на спортивной тренировке. Для меня такие сообщения ужасны вдвойне – у моей собственной дочери есть проблемы с сердцем, и вот уже третий учебный год для нас начинается, продолжается и заканчивается стычками с учителем физкультуры. Несмотря на медицинскую справку, в которой черным по белому написано: подготовительная группа, исключить из занятий бег, лыжи и сдачу нормативов. Однако занятия «физрой» у ребенка начинаются с угрозы педагога: если не будешь бегать, выше тройки за четверть не получишь! Как я буду тебя оценивать без бега? Ситуация доходила до абсурда – учитель бегала к директору, чтобы пожаловаться на меня! Дескать, вредная мамаша сбивает с ритма весь класс своими непонятными требованиями в то время, как в медсправке нет никаких ограничений. Что ж, пришлось идти к директору и мне – поднимать документы и показывать написанные в нем заветные буковки. При этом в классе есть ребята, участвующие в уроке буквально несколько раз в месяц – в остальное время они элементарно «забывают» форму и отсиживаются на лавочке. И ничего! К ним претензий, судя по всему, никаких. К веселой компашке одноклассницы предлагали присоединиться и моей дочери, однако Баба-Яга, то есть, мама, оказалась против. Было бы смешно, если бы не было так грустно и опасно…

Читая комментарии к информации о случившихся трагедиях на популярном интернет-портале, я поняла, что не одинока в своих проблемах. Многие родители описывают случаи из жизни своих детей. Вот физрук в ответ на просьбу школьницы освободить ее от урока из-за критических дней, заявляет: спортсменки терпят и олимпийские медали в эти дни выигрывают! Да, выигрывают, но, может быть, именно потому что способны «терпеть»? И не так уж много в мире олимпийских чемпионок – именно потому что большинству подобные нагрузки не под силу. Вот отец девочки-спортсменки пишет, как его дочь в школе заставили бежать кросс с травмой шейного позвонка при наличии справки-освобождения от физических нагрузок, чтобы отобраться на какие-то соревнования, и ребенок начал терять сознание прямо во время бега. И только одно сообщение рассказывало о том, как учитель физкультуры в начале учебного года не допустила к урокам детей, у которых не было медсправок. «У меня тоже есть дети, и я хочу после работы вернуться к ним», – цитирует педагога автор поста. Жаль, что в сообщении не названо учебное заведение, где работает такой учитель, достойный того, чтобы о нем рассказали на страницах газет. Похожий педагог в 4-м классе был и у наших детей. Перед началом урока собирал малышню и грозно спрашивал, кто сегодня плохо себя чувствует. «Один урок погоды не сделает, – пояснил он как-то мне. – А если не совсем здоровый ребенок позанимается, вспотеет, а потом случайно встанет на сквозняке, я не увижу его на занятиях уже, как минимум, месяц». К сожалению, чудо-учителя в коридорах нашей школы я нынче не вижу.

Размышляя над словами «как я тебя без бега оценивать буду», произнесенными нашей учительницей физкультуры, я решила порыться в Интернете – поискать информацию на эту тему. И нашла очень интересный документ: методические рекомендации по внутришкольному контролю за физическим воспитанием учащихся, созданные и утвержденные сразу тремя авторитетными организациями – Министерством образования, Республиканским центром физического воспитания и спорта учащихся и студентов и НИИ физкультуры и спорта. Не поверите – там все подробно расписано! И то, что оценки можно выставлять не только за выполнение нормативов и бег, но и за теоретические знания, и даже за прилежание во время урока. И то, что невыполнение количественных показателей по не зависящим от учащегося причинам (таким как длительные пропуски уроков по болезни, непропорциональное физическое развитие, излишний вес и т.п.) не является основанием для снижения итоговых отметок. И даже то, что при оценке успеваемости учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, из требований исключаются те виды движений и контрольные нормативы, которые им противопоказаны…

Такое чувство, что до некоторых физруков (включая и нашу учительницу!) эти методические рекомендации попросту не дошли! Как такое могло случиться? И сколько несчастных случаев должно еще произойти, чтобы уроки физической культуры из какой-то непонятной траты времени и сил превратились в занятия, действительно укрепляющие здоровье детей? Ну как можно сдавать на оценку кросс и бег на скорость едва ли не сразу после летних каникул? Хорошо если дети галопировали летом по улицам бабушкиной деревни. А если они просидели лето за компьютером? Всяко ведь бывает. В годы моей учебы в учебниках по природоведению можно было прочитать правила закаливания, где говорилось, что даже после недельного перерыва начинать укрепление здоровья нужно по новой, с нуля. А кроссы, выходит, можно бегать без подготовки? Как можно сдать нормативы по метанию, едва ли не впервые в жизни взяв в руки мячик?

– Вам хоть объяснили, как правильно его бросать, дали потренироваться на предыдущих уроках? – поинтересовалась я год назад у собственного чада. Конечно же, нет… И «девятку» получил только один мальчик из класса, занимающийся во внеурочное время гандболом, то есть получивший навыки обращения с мячом на тренировках, но отнюдь не на школьных уроках. Иначе как профанацией назвать подобную «сдачу нормативов» лично я не могу!

 

Жаль, что среди комментариев к статьям, размещенным на нашем портале, я ни разу не видела веских слов представителей комитета по образованию. А они, эти слова, ой как нужны сегодня! В том числе и на физкультурную тему. Грамотные советы специалистов крайне необходимы родителям, детям, педагогам – всем тем, кто действительно заинтересован в том, чтобы вырастить умное и здоровое поколение!

Самое читаемое

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Прекрасный материал — мы всей семьей прочли и обсуждали! Я физкультуру в школе, мягко сказать, ненавидела! Будучи практически круглой отличницей, по физ-ре имела 3 за четверть, в лучшем случае 4 балла (по 5-балльной шкале). И классный руководитель, помню, подходил к физруку, и однажды родители ходили — бесполезно! У него своя правда была и своя теория. Не выполнил норматив на 4-5 — получай свой тройбан, и никого не интересует, что все дети разные, у кого-то лучше с растяжкой, кому-то прыжки даются, а у кому-то бег — даваться должно ВСЁ — именно тогда ты получишь свою пятерку. Всё мне не давалось — с ужасом вспоминаю прыжки в длину, метание ядра и прыжки через «козла» и … волейбол. Преподаватель наш, в прошлом волейболист, был так «помешан» на этой игре, что в нее должны были уметь играть все! А еще с большим ужасом вспоминаю занятия по плаванию. Плаванье у нас было в 3-ем классе. Поскольку в школе своего бассейна не было, то водили в спорт-комплекс, расположенный недалеко от школы. А там нас учила плавать сотрудница бассейна (педагог, я так понимаю — ведь именно она должна была нас, по идее, научить плавать). Я тогда плавать не умела, да и боязливицей всегда была, и вспоминаю одно из первых занятий, когда она сказала подойти к бортику и прыгать в воду. Доводы, что, мол, боюсь и плавать не умею ее не волновали. Прыгай — и все. Также, не умея плавать, нам предлагали лечь животом на воду и сделать «звездочку». И также ее не волновало, что кто-то боялся просто потому, что не умел плавать. В общем, я была рада, когда эти ужасные занятия завершились. Плавать так и не научилась — само собой разумеющееся. А научилась только летом на море под присмотром родителей. А вот в университете физкультура была на высшем уровне! Я так любила этот предмет, что ходила на физ-ру не 2 раза, как было нужно по расписанию, а 3! — еще и по субботам -в тренажерный зал! С преподавательницей дружили, и до сих пор время от времени общаемся, хотя и столько лет прошло…

Комментарии закрыты