Флексить, чиллить, рофлить… Поймет ли учитель сленг подростков? Эксперимент «МН»

Понимают ли учителя язык современных подростков, зачем старшеклассники на уроках играют в куклы и почему не нужно бояться читать малышам русские народные сказки, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости» в беседе с учителем русского языка и литературы гимназии № 33 Татьяной Белоголовой.

Совсем недавно наставнику присвоили наивысшую квалификационную категорию — учитель-методист. Таких профи в системе столичного образования единицы. Это те, кто вышел за рамки школьного класса и делится опытом с коллегами. Татьяне Викторовне есть что рассказать: она готовит детей к республиканской олимпиаде по русскому языку и литературе, помогает правильно выражать свои мысли. В ее кабинете — импровизированный камин, над которым портрет Александра Пушкина. Удивительно: пламени нет, но от очага исходит тепло и ощущается уют. Это не классное помещение, а литературная гостиная, в которой ученики рассуждают, дискутируют.

Коллекция кукол

В моем учебном кабинете поселились героини программных произведений. Когда читаем «Преступление и наказание» Федора Достоевского, берем с полки Соню Мармеладову — белокурую куклу в домашнем платьице. Она была вынуждена зарабатывать деньги, торгуя собой. Дети сразу ее узнают, как и Маргариту из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Сегодня барышни из этой коллекции — неотъемлемые спутницы урока литературы. На выпускном мои повзрослевшие мальчишки с ними фотографировались. На полках есть собрание карманных книг, они размером со спичечный коробок. Тут уж проявилась моя детская страсть к изящным и миниатюрным изданиям. Всё это литературное богатство доступно для ребят. Всегда им говорю: убирайте гаджеты с парт на переменах и берите всё, что видите в этих шкафах. Альбомы художников, сборники сочинений Высоцкого, стихотворения Рождественского, Некрасова… Дети читают, и меня это радует. Однажды в гимназии проходила акция по сбору макулатуры. Мои ученики, увидев, что среди принесенных книг много художественной литературы, возмутились. Теперь они часть гимназического буккроссинга.

Красота собственных мыслей

— Рассуждать вслух дети учатся долго и трудно. Боятся высказываться. А мне всегда хотелось, чтобы на моем уроке происходил диалог, поэтому выделяю на каждом занятии время для обсуждения или дискуссии. Если это русская литература, ученики обязательно готовят мини-сочинение — 5-6 предложений сиюминутных мыслей. Поощряю нестандартное мышление. Однажды ученик написал сочинение «Почему я не хочу учить наизусть отрывок из «Евгения Онегина». Свою позицию аргументировал, разложил всё по полочкам. После я не требовала от него заучивания строк романа. Почему? Он превосходно цитировал «Евгения Онегина» в своем сочинении. Зачем ребенка загонять в рамки программного отрывка, если он всё произведение проработал досконально? Но польза от заучивания стихов наизусть тоже есть. Во-первых, развивается память, во-вторых — ребята мыслят образами. Дети развивают живой художественный ум. Они никогда не напишут примитивных сочинений. О своих чувствах будут говорить метафорично. Да, изучать эпитеты, гиперболы, олицетворения на уроках скучно. Но когда они красное словцо используют в жизни, приходит понимание, насколько здорово мыслить образами.

 Больше уроков литературы

Она развивает человека нравственно. В художественной литературе мы ищем ответы, для чего и почему живем. Примеры из книг помогают воспитывать себя, учиться взаимодействовать с окружающими. Таких предметов в школьной программе больше нет. Список обязательных к прочтению произведений со временем меняется. Молодой человек, которому было 20 лет в 1950-е годы, — это не теперешний юноша. Тогда это была самостоятельная взрослая личность, а сегодня ранимый подросток, говоря терминами психологов. Поэтому некоторые книги, например «Война и мир» Льва Толстого, «Ревизор» Николая Гоголя, я никогда не задам к прочтению на лето. Их нужно проходить совместно с учителем, а потом еще посмотреть постановку в театре. Говорят, современные родители боятся читать малышам русские народные сказки: в них видят сцены насилия, к которым ребенок психологически не готов. Поэтому чадо огорчается, когда узнает, что любимого персонажа из «Колобка» проглотила хитрая лиса. Философия русской культуры такова: прийти к истине можно лишь через страдание и сострадание. Не читать сказок — не выход. Дети увидят сцены насилия в компьютерных играх, по телевизору. Сказка подготовит к тому, что нужно быть умным, дальновидным. Ведь Колобок поплатился жизнью из-за своей глупости. Увидеть это ребятам должны помочь родители.

Эксперимент «МН»: как найти общий язык с подростками, которые изъясняются на сленге

Мы предложили учителю пройти любопытный тест, который определяет, насколько мы современны и молоды душой. Нужно лишь отгадать смысл слов, которые используют в лексиконе подростки. Честно, лично я тест полностью завалила, несмотря на то что мне 30 лет. А справится ли учитель словесности?

Флексить, чиллить, рофлить… Подобный сленг педагог частенько слышит в школе от тинейджеров. Говорит с улыбкой: время от времени пытается разгадать, что все-таки значат эти загадочные словечки.

Флексить? Может, заканчивать… А чиллить? Ой, даже не представляю! — после минуты раздумий Татьяна Викторовна сдается на первых двух словах.

Пойдем вместе пофлексим. Такое выражение можно услышать от ребят, которые собираются на концерт кумира-рэпера. Это значит, подростки планируют не просто послушать композиции звезды бита, но и потанцевать.

Флексить образовано от англ. flexible — «гибкий». Кстати, это слово у современных молодых людей приобретает и новый смысл — «выпендриваться».

Чиллить — отдыхать в свободной атмосфере (от анг. To chill out — «расслабляться»).

Предлагаем учителю реабилитироваться — отгадать значение слова «тишка».

Тот, кто тихий, замкнутый? — недоумевает педагог.

Это футболка! — подсматриваем ответ.

Также не смогли осмыслить аббревиатуру ЧСВ. Она встречается на интернет-форумах, в соцсетях и компьютерных играх. Заглядываем в онлайн-словарь молодежного сленга, где она расшифровывается как «чувство собственной важности». Удивительно, что это выражение использовал в своих трудах философ Карлос Кастанеда. А дети его употребляют в отношении заносчивых людей, тех, кто ставит себя выше других.

Вот видите, какие ребята начитанные! — улыбается Татьяна Викторовна.

— А такие слова наносят урон русскому языку?

За свою историю язык столько всего претерпел. Когда-то Корней Чуковский возмущался: как можно говорить идти на концерт, мол, правильно в концерт. Но с 1970-х используем второй вариант. Вот только я не поддерживаю, когда русскому языку начинают навязывать реформы. Почему кофе вдруг должен быть среднего рода? Скорее, о другом следует переживать: как сохранить классический язык — Пушкина, Достоевского, Толстого. Он правильный, на нем понятно излагаются чувства и мысли, и мы не вправе его ломать — не доросли еще до уровня великих писателей. А вот объяснить красоту этого языка мы способны. Наверное, поэтому и нужен учитель-словесник. Сегодня цитата Тургенева о великом и могучем русском языке используется в разных контекстах. Но когда сам автор так говорил? В дни тягостных раздумий, находясь вдали от родины. Язык русского, белорусского писателя — это духовная связь с родиной, семьей. Нарушить ее мы не вправе.

Фото Сергея Пожоги и из Интернета

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ