Фотофакт. До выхода «Алеси» из тоннеля на станцию «Юбилейная площадь» осталось менее 500 м

Корреспондент агентства «Минск-Новости» поинтересовался положением дел на строящейся станции метрополитена «Вокзальная», а также понаблюдал за работой проходческого комплекса «Алеся». Как выяснилось, на 1 февраля механизированный щит «Алеся» уже прошел две трети пути к станции «Юбилейная площадь».

На открытой строительной площадке станции «Вокзальная» третьей линии подземки немноголюдно. Работает техника: краны, грузовики, экскаваторы. Основная часть строителей — в помещениях станционного комплекса, в котлованах и тоннелях.

С портала правого перегонного тоннеля медленно выезжает дизелевоз с тележками и бадьями, доверху наполненными грунтом. Пока разгружается, в тоннель налегке за очередной порцией земли отправляется аналогичный паровозик.

Тем временем в кабинете заместителя начальника участка № 6 первого тоннельного отряда Владимира Тузова непрерывно звонит мобильник.

В общей сложности при механизированном щите 80 человек, 20 на приеме грунта, материалов, 60 непосредственно на обслуживании в тоннеле, — рассказывает Владимир Александрович. — Вахта четырех проходческих звеньев (в каждом 15 человек) по 12 часов. В выходные и праздники «Алеся» также задействована круглые сутки. На утро 1 февраля уже пройдены 1 120 метров, смонтированы 800 колец. До выхода из тоннеля на станцию «Юбилейная площадь» осталось 479 метров, или 342 кольца. Проходка идет в штатном режиме, без сбоев. За сутки устанавливаем 8-9 колец, что составляет 11,2-12,6 метра. Производительность в 5-6 раз выше, чем при использовании немеханизированных собратьев. Без осложнений прошли под двумя действующими мостами, фундаменты которых укрепили в минувшем году. Не доставляет пока проблем и геология: в основном песок, гравий, супесь (смесь песка и глины). Уже проведены два трехдневных техосмотра и замена режущего инструмента. По регламенту предстоит еще одна остановка на 814-м кольце. Если не будет форс-мажорных обстоятельств, завершить здесь проходку планируем в апреле. Монолитное основание, в которое уложено 350 кубометров бетона, для выхода щита на «Юбилейке» уже готово. Затем предстоит его разборка, транспортировка и монтаж на «Вокзальной», где создадим еще два тоннеля протяженностью более 1 200 метров каждый к соседней станции «Ковальская Слобода».

Вместе с Тузовым спускаемся в котлован. Козловой кран подает три тюбинга, их тут же устанавливают на специальную тележку дизелевоза. Вес одного такого железобетонного изделия — 3 тонны, в одном кольце их шесть, плюс скрепляющий замок — 0,8 тонны. Укладка одного кольца требует разработки 45 кубометров грунта. За сутки с «Алеси» отгружают на поверхность до 500 кубов грунта, который потом вывозят на МАЗах.

У основания самого тоннеля плюс 5 градусов, в забое, где функционирует «Алеся», температура доходит до 15-20. По вентиляционной трубе диаметром 1 200 мм, расположенной сверху, к щиту подается воздух. Слева на бетонной стене временные инженерные сети, предназначенные для подачи воды и электричества. На тюбингах — ни одного подтека.

Знали бы пассажиры, пролетающие за мгновение одно кольцо тоннеля, какими усилиями дается метростроителям его монтаж. При плывунах с использованием немеханизированного щита в некоторых местах отнимал до двух суток, — в сердцах замечает Тузов.

По мере приближения к французскому исполину гул работающих механизмов нарастает. Длина механизированного комплекса, напомним, 96 м, вес — 550 т, диаметр — 6 м.

Вдоль левого узкого проема несколько проходчиков, каждый занят своим делом. Вот на узле оператор нагнетает раствор по трубам за обделку. Это делается для того, чтобы за кольцом не было просадок грунта. Рядом в тележку выгружается грунт. Чуть подальше мощная гидравлическая рука производит монтаж кольца.

Практически весь процесс работы «Алеси» механизирован, поэтому безопасен, — поясняет Владимир Александрович. — За два года эксплуатации, с 16 февраля 2016-го, не было сколь-нибудь серьезных происшествий. При сооружении первых 500 метров параллельного тоннеля нашему персоналу помогали, обучая, французские специалисты. Далее обходились только собственными силами. Опыт эксплуатации позволяет справляться с графиком проходки.

Впереди находится массивная часть 50-тонного ротора, на лобовой части которого закреплен режущий грунт инструмент – шарошки, ковши и резцы. Сейчас ротор остановлен. В закрытой кабинке два специалиста, оператор и маркшейдер. Оба следят за мониторами, управляют рычажками и кнопками.

Полгода уже на «Алесе». До этого трудился в СМУ № 2 «Минскметростроя» на немеханизированном щите, — говорит оператор Артем Щербань. — Конечно, эти комплексы и близко несопоставимы. В мои обязанности входят наблюдение и управление параметрами функционирования «Алеси». Все они отражаются на мониторах. Нужно постоянно быть начеку, работа очень ответственная.

Маркшейдер Светлана Столярчук занимается геодезическими измерениями и разметкой при строительстве подземных и иных сооружений. От ее профессионализма, в котором не приходится сомневаться: стаж в «Минскметрострое» уже 30 лет, зависит точность прокладки тоннеля. Сантиметровые отклонения этой чудо-техники допустимы, однако ее технологические возможности позволяют их избегать.

Обратный путь на «большую землю» занял у нас куда меньше времени. Около бытовок интересуюсь у заместителя начальника участка № 7 первого тоннельного отряда Артема Желобковича положением дел на станционном комплексе.

Из моего коллектива здесь лишь 20 человек, остальные 70 перебазировались на другой объект: камеру съездов за «Юбилейной площадью», — рассказывает Желобкович. – На платформенном участке «Вокзальной» монолитные работы почти закончены. Готовы пол, стены и колонны. Здесь и в других помещениях уже трудятся каменщики (метростроевские и субподрядчиков), штукатуры, сантехники и электрики. Бетонирование конструкции открытого вестибюля тоже завершено. Она частично оштукатурена, остались чистовая отделка и кровля, 70 % которой уже уложена. В распределительном зале открыт небольшой участок, где будут монтировать эскалаторы. Полным ходом идут строительные работы в двух пешеходных тоннелях они соединят станцию с «Площадью Ленина». В левом из них теперь демонтируют немеханизированный щит. В этих тоннелях, как известно, будут установлены траволаторы. В щитовой камере «Вокзальной» уже готовы и ложе, и портал для «Алеси».

Фото автора

Самое читаемое