Фоторепортаж без прикрас. Служба «101» изнутри

Корреспонденты агентства «Минск-Новости» на день заступили на дежурство вместе с работниками службы «101» в Центре оперативного управления Минского городского управления МЧС.

«Дежурная служба МЧС, чем вам помочь?» — слышит абонент, позвонивший по номеру 101 или 112. Никаких «алё», «здравствуйте» и подобных телефонных конструкций. Приветствие звучит коротко и ясно — каждое слово закреплено в уставе. Да и заминки быть не может в принципе: дежурный вопрос девушки-диспетчеры задают сотни раз, каждая порой по 200–300 за смену. После такой тренировки артикуляционного аппарата фраза, само собой, у них от зубов отскакивает.

«101» изнутри

Всегда было любопытно, что происходит там, на другом конце провода номера 101. Представлялось, что работники службы существуют в режиме перманентного аврала, денно и нощно просиживая с телефонной трубкой в руках, без возможности отлучиться на перекус и прочие нужды организма. А то ведь отойдешь, чего доброго, всего на минутку, а в городе в это время — пожар. Как тут можно расслабиться?

робототехника_31 copy

В реальности все это оказалось не так далеко от истины. Единственное отличие: никакого аврала и суеты, диспетчеры собранны, уверенны и спокойны. Голоса их, надо полагать, действуют на паникующих, растерянных абонентов как седативное средство. Так и задумано.

Во время нашего приезда на службу заступали пять диспетчеров — все представительницы прекрасного пола. Ближайшие 24 часа им предстояло провести у аппарата — столько времени длится дежурство. Зато следующие двое суток после окончания работы можно восстанавливать силы и отсыпаться.

В «101» я тружусь на протяжении шести лет, — рассказала одна из диспетчеров, которую мы застали на дежурстве. — Поначалу, конечно, было сложно работать в таком режиме, но сейчас уже привыкла — ничего страшного в этом не вижу. У нас бывают перерывы на отдых. Правда, для того чтобы отлучиться с места, нужно договориться с другими девушками — на связи всегда должны находиться как минимум три человека. Психологически работа, конечно, сложная. Всякие люди звонят. Но хочу заметить, сейчас неадекватных и агрессивных заявителей стало поменьше.

Пока девушки занимают рабочие места, я начинаю разглядывать просторный светлый кабинет. Практически все стены здесь увешаны топографическими полотнами.

— А зачем вам столько карт?

— Так ведь они все разные!

И действительно, на одной, самой большой, красными кружками помечены все столичные пожарные части. Всего их около 40. На другой — маркером выведены территориальные границы работы частей.

робототехника_12 copy

На третьей — места расположения ПАСЧ в Минском районе, ведь к ее помощи в случае чего тоже могут прибегнуть.

робототехника_61 copy

К примеру, если произойдет крупное ЧП где-нибудь на окраине Минска и сил одной, ответственной пожарной части будет недостаточно, можем привлечь коллег из района, — для наглядности водит пальцем по карте здешний специалист. — Определяем, кому быстрее ехать. Может оказаться так, что подразделения ближайшей столичной части располагаются дальше, чем пригородные. А медлить в нашем деле никак нельзя — каждая секунда на счету!

Кроме городских схем в кабинете имеется несколько мониторов. Один из них в режиме реального времени транслирует нескончаемый сериал о происходящем на столичных улицах — картинка поступает с камер видеонаблюдения.

робототехника_8 copy

Еще минута — и все телефоны заливаются хоровым пением. Девушки в зеленой форме принимаются отвечать на звонки.

Знай матчасть

Тот, кто думает, что обязанности диспетчера ограничиваются приемом сигналов и передачей данных куда надо, сильно недооценивает эту службу. Именно работники «101» первыми помогают советом оказавшимся в беде минчанам и решают, откуда, сколько и какой техники должно выехать на ЧС. За считанные секунды девушки должны безошибочно определиться с целым рядом критериев. Сколько цистерн с водой отправить? Нужна ли там дополнительная техника, например, высотная? Какая часть ближайшая к месту пожара? И все это решается без прерывания разговора с заявителем. В параллель. Матчасть девушкам надо знать наизусть.

робототехника_38 copy

По прямому телефону, который не требует набора длинного городского номера, они звонят в нужную часть. На другом конце провода — такой же диспетчер или телефонист. И пока его бойцы оперативно собираются на пожар, он готовит для них путевые листы с описанием кратчайшего маршрута к месту и план-карточки с характеристиками объекта. В них указывается расположение входов-выходов, пожарных кранов, гидрантов, подвалов и т.п. Все продумано до мелочей.

Думай быстро

В день нашего визита в службу все было также под контролем.

робототехника_42 copy

Так, в 11:31 помощь потребовалось инвалиду с ул. Семенова, который не смог самостоятельно подняться. Диспетчер отправила туда подмогу.

В 12:13 пришлось подсобить с проникновением в квартиру на пр. Газеты «Звезда». Там прорвало трубу, а хозяина не оказалось дома.

робототехника_21 copy

В 14:23 в квартире на ул. Заславской, где находятся маленькие дети, разбили градусник — спасатели выехали на место для сбора ртути.

В 14:28 — оказали помощь работникам «103», которые приехали на вызов, но из-за недомогания пенсионерка не смогла открыть им дверь.

В 21:32 приняли звонок о загоревшемся на ул. Плеханова мусорном контейнере, а в 21:39 — об очередном разбитом градуснике.

В 21:56 зафиксировали, что в квартире на ул. Я. Коласа произошло короткое замыкание, но, к счастью, обошлось без последствий.

В 23:38 в переулке Томском на плите вспыхнула еда.

робототехника_25 copy

Самое серьезное происшествие за это дежурство произошло на пр. Пушкина в 01:17 — пожар в общежитии. Девушки направили туда спасательную технику сразу из нескольких частей. Благодаря слаженной работе удалось спасти жизнь 36-летнего мужчины.

робототехника_33 copy

В 0:19 на ул. Воронянского возгорание произошло внутри мусоропровода.

Поступило два ложных вызова: из Октябрьского и Фрунзенского районов. Когда на место по сообщениям приехали пожарные, загораний обнаружено не было.

Ложный вызов влечет за собой административную ответственность, — поясняет официальный представитель МГУ МЧС Александр Попко. — Однако не все случаи наказуемы, поскольку по незнанию люди могут перепутать пожар с другим явлением. Например, задымление с паром, что случалось во время сильных морозов. Поэтому все поступившие данные тщательно проверяем и после анализируем.

Также за сутки зафиксировали сотни «молчаливых» сообщений. Всего в течение дежурства в «101» в среднем поступает 1 200 звонков. Правда, бывают и исключительные дни, когда этот показатель возрастает в 3–5 раза. Таким шквалом обращений, к примеру, был отмечен приход циклонов «Даниэлла» и «Эмма», а также урагана 13 июля, который в прямом смысле наломал много дров.

робототехника_3 copy

Говори спокойно

И еще один немаловажный момент в работе диспетчера — корректность и вежливость в любой ситуации. Спасателям далеко не всегда звонят адекватные и деликатные люди. Одни принимаются читать стихи, другие требуют, чтобы им достали ведро из колодца, третьи и вовсе обращаются, чтобы «выпустить пар» и могут перейти на оскорбления. Да и «баловщиков» еще никто не отменял, в их числе могут оказаться как дети, так и взрослые.

робототехника_57 copy

В прошлом году одной из работниц «101» пришлось отвечать абоненту, который сообщил о бомбе на железнодорожном вокзале. Информация поступила от молодого человека, который, судя по голосу, находился в состоянии алкогольного опьянения. Удалось установить, что он держал связь с таксофона. Диспетчер стала задавать ему множество вопросов, стараясь как можно дольше поддержать разговор. Беседовали о семье, детях, а в это время уже вовсю шла проверка — данные были отправлены в ГУВД. В итоге «минера» вычислили и арестовали.

робототехника_17 copy

Материал подготовила Дарья Орёл, фото Елизаветы Добрицкой

Самое читаемое