Фотоживопись Ирены Гудиевской представлена в галерее агентства «Минск-Новости»

«Зачараванне» — так назвала экспозицию своих произведений известный белорусский мастер фото Ирена Гудиевская.

Экспозиция разместилась в галерее «МН», передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

На ней представлены часть проекта Гудиевской «Пушча. Лён. Прыгажуні», которым она занимается последние несколько лет, а также фотографии из проекта «Кветкавы рай». Первыми зрителя стали журналисты агентства. Фотоснимки, отпечатанные на холстах и похожие на картины, представили символы нашей страны — флору и фауну, а главное — белорусских красавиц.

— Я только что вернулась с фестиваля «Славянский базар в Витебске», на котором также был представлен проект «Пушча. Лён. Прыгажуні», — поделилась с журналистами Ирена Гудиевская. — Из Тулузы в Витебск приехал мой хороший друг, известный французский дизайнер белорусского происхождения Юрий Кот, которого мои фотоснимки вдохновили на создание коллекции платьев из льна.

№ 3 copy

— Ирена, ваша выставка «Пушча. Лён. Прыгажуні» странствует по миру: Словения, Венгрия, Польша, США…

— Проект не коммерческий. Социальный, поэтический, позитивный… Спасибо людям — дипломатам, историкам и моим добрым друзьям, которые стремятся показать миру, что белорусские женщины и белорусская природа — едва ли не главные бренды нашей республики. В проекте представлено около 100 снимков. Я могу выставку делить на фрагменты, что и делаю время от времени.

№ 4 copy

— В вашей творческой биографии такого проекта еще не было. Что подтолкнуло к его созданию?

— В силу своей профессии и своего характера я объездила полмира и в поездках нередко думала: что в нас, белорусах, такого особенного? Какой художественный образ наиболее соответствует нашей ментальности? На размышления и поиски ушли годы. Моим вдохновителем, сподвижником стала Тамара Гончарова, экс-модель Белорусского дома моды, создатель агентства моделей «Студия «Тамара». Почти 60 девушек ее агентства уже участвовали в проекте. Он не завершен, съемки продолжаются…

№ 5 copy

— Пожалуйста, расскажите о моделях.

— Скромные, трудолюбивые, немного наивные, образованные… Чистый славянский генотип, который сохранился на белорусских землях. Букет нации. Зная иностранцев, скажу: многие едут к нам в Беларусь посмотреть на лица. Тамара Гончарова ищет эту «красоту от предков», «шляхетную прыгажосць», когда пластика естественна, волосы первозданны, лица не тронуты косметикой…

№ 6 copy

№ 7 copy

№ 8 copy

№ 9 copy

— В проекте участвуют девушки от 15 лет. Спустя два-три года городская цивилизация, увы, их изменит. Поэтому на съемках в Беловежской пуще, в Налибоках, на хуторах я ловлю фотоаппаратом неповторимый момент слияния девственных лесов и юных особ. Я сама родилась на хуторе и природу чувствую и на эмоциональном уровне, и на подсознательном…

— На хуторе где?

— Край Налибокской пущи. Столбцовский район. Мои предки жили там еще в середине XVI века. Но вернусь к участницам. Они не подиумные модели и ранее никогда не стояли перед профессиональным фотографом. При этом — самоотверженны, их не пугают ни звери, ни мороз, ни болота… Летом мы редко работаем. Наше время — зима, весна, осень. Часто съемка идет в 5 утра, надо стоять в легкой одежде или ходить босиком по росе… Ни от одной участницы я не слышала отказа, упрека, нытья. Было такое ощущение, что все они родились в грабовых рощах либо в избушках под елями…

— Девушки на зарплате?

— Нет. Они бескорыстно любят Беларусь. Весь проект держится на энтузиазме его создателей.

— А как работалось с такой «не подиумной моделью», как лен?

— Это очень сложная модель.

№ 10 copy

— Я долго присматривалась ко льну. Пыталась понять, почему в одном регионе он цветет белыми цветками, а в другом — голубыми, искала освещение, при котором лен выглядит таинственной волшебной травой, сделала сотни снимков, все неповторимые. Воистину: не думай о мгновеньях свысока… В проект вошло несколько снимков, два подарены директору Исторического музея Олегу Рыжкову, такому же энтузиасту, как и мы, находятся в его кабинете. «Лён» — это моя «Джоконда».

№ 11 copy

№ 12 copy

— Палитра художника — краски, водяные, акриловые, масляные. В палитру фотохудожника входят и луч солнца, и порыв ветра, и время суток, и настроение модели…

— Почти тридцать лет я росла профессионально, чтобы научиться соединять все эти элементы в единое целое и неделимое. Мало знать фототехнику и фотосъемку. Надо изучить восходы и закаты, горки и поля…

№ 13 copy

№ 14 copy

— Сами за рулем?

— Да. По пущам ношусь и никогда не знаю, кто выйдет из чащи. Однажды попала в ситуацию, когда два стада зубров выясняли отношения, а я — между ними. Решила: буду отбиваться фотообъективом… А бывает, сама прошу зверье: выходите из пущи, покажитесь! Друзья-егери указывают места возможной встречи с зубром или лосем, но никто не гарантирует, что животное будет мне позировать. Мечтаю сделать кадр, в котором девушка прутом будет подгонять зубра, как корову…

№ 15 copy

— Это все работа по велению души. А на хлеб с маслом вы зарабатываете рекламной съемкой. И так же стремитесь к совершенству?

— А иначе нельзя. Мои снимки берут лучшие журналы мод Европы. Несколько лет назад на международном фестивале рекламы «Белый квадрат» фотография для обложки одного испанского журнала принесла мне первое место. С моей квалификацией я могла бы безбедно жить и в Европе, и в США, фотографировать еду, одежду… Еще в 1994-м предлагали остаться в Париже, учиться там и работать.

— И?..

— Не могу жить без своей земли, без наших людей, без ответной любви. Да, там очень красиво. Флоренция, Барселона… Но нет той душевности, которая меня подпитывает. Рекламную съемку можно делать, где угодно. Что касается фотоживописи, авторской фотографии, — только дома. Смотрю на красивую Беларусь и хочу эту красоту поднять, раздать, расплескать, объяснить. Почему-то кажется, что белорусы многое в себе недооценивают. Что бы ни случилось в мире, нам достаточно десяти квадратных метров. Выживем: посадим овощи, выроем колодец, из дерева соорудим домик. Богатейшая страна.

Открытие выставки «Зачараванне» в галерее «МН» вызвало живой отклик собравшихся, которые выразились благодарность автору, приоткрывшему свою душу…

Справочно

Ирена Гудиевская работает в области художественной фотографии и рекламы. Точкой отсчета ее творческого пути стала выставка 64 Eme Salon de Printemps в Париже в 1994 году. С этого времени Ирена активно участвует в крупных художественных выставках Национального художественного музея Беларуси, Национальной библиотеки Беларуси, в жюри конкурсов моды и дизайна. Работает со звездами спорта, эстрады, телевидения, с деятелями культуры. Член творческого союза «Фотоискусство». Живет в Минске.

Фото Тамары Хамицевич и из архива И. Гудиевской

 

Самое читаемое

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Спасибо за красоту такую потрясающу! Запомнила имя Гудиевская! это действительно не фото, а картины.Особенно поразил лен

Комментарии закрыты