Франц Минкевич, Казимир Шабан… Вспоминаем минчан, удостоенных звания Героя Советского Союза

Агентство «Минск-Новости» продолжает проект, посвященный 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Вспомним минчан, удостоенных звания Героя Советского Союза.

Франц Адольфович Минкевич

Родился 1 августа 1904 года в рабочей семье. Его отец Адольф Афанасьевич трудился извозчиком, затем освоил профессию плотника. В 1915-м, когда в Минске объявили военное положение из-за приближающихся германских войск, семья переехала в Харьков. После смерти отца в 1921 году Минкевичи вернулись в Минск. Франц Адольфович устроился на железную дорогу в службу пути ремонтным рабочим, затем перевелся на завод «Энергия». В 1924-м добровольцем пошел на срочную военную службу. Два года служил в 9-м пограничном отряде города Полоцка, где решил связать судьбу с армией. В 1930 году окончил Московскую артиллерийскую школу имени Л. Б. Красина. Однако его взор был устремлен в небо. Имея за плечами навыки артиллерийских расчетов, с легкостью окончил курсы штурманов в Ейске. С 1934-го служил в бомбардировочной авиации. Часть дислоцировалась в Запорожье, Минкевич отправлялся в ночные полеты на дальних бомбардировщиках Ил-4.

На фронтах Великой Отечественной с июня 1941 года. Первое время участвовал в налетах на вражеские аэродромы. Однако потери 8-го дальнебомбардировочного авиаполка были столь огромны, что к 1942-му его расформировали. Уцелевшие машины разбросали по боеспособным полкам. Франц Минкевич попал в 750-й дальнебомбардировочный полк. К началу 1942 года совершил 87 боевых вылетов для бомбардировки тыловых промышленных объектов и на спецзадания по выброске диверсантов. Для начального этапа Великой Отечественной это было практически за гранью. Например, звание Героя Советского Союза в 1941-м присваивали за 12 успешных боевых вылетов на дальних бомбардировщиках. У Минкевича же в 7 раз больше, а награды так и не получил. Все просто: в то тяжелое время никто не гнался за наградами. Не до подсчета вылетов и прочих глупостей было. Враг неистово рвался к Москве, собирал свои бомбардировщики для налетов на столицу. К тому же была острая нехватка кадров. Многие советские экипажи не успевали выполнить и пару-тройку заданий. Ночные вылеты считались тяжелым испытанием. Необходимо было не сбиться с курса, выйти в указанный район и прицельно отбомбиться. Причем советских летчиков, как правило, поджидали истребители и средства ПВО противника. Правда, ночные задания предпочитали сами экипажи. Шанс вернуться домой был значительно выше, чем при дневном вылете. Летом 1941-го множество тяжелых бомбардировщиков сбили немецкие истребители. Тихоходные громадины, срочно брошенные против наступающих бронетанковых колонн, были для «мессеров» и «фоккеров» идеальной мишенью. Уже к осени от такой неоправданной тактики отказались, но потерянные экипажи не вернуть.

Франц Адольфович наносил удары по противнику под Москвой. Сражался под Сталинградом и Ленинградом. О наградах для летных экипажей командование вспомнило только после того, как отбросили немцев от Москвы. 29 марта 1942 года Францу Минкевичу Указом Президиума ВС СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм присвоено звание Героя Советского Союза. В мае 1943 года он стал главным штурманом 7-го авиакорпуса дальнего действия. На его плечи легла тяжелейшая задача по обеспечению точного бомбометания. Именно штурмана считали главным в экипаже. Летчики, хоть и старше по рангу и званию, во всем слушались сослуживцев. Штурман прокладывал курс, следил за подлетом к цели, выводил на объекты, рассчитывал высоту эшелонов бомбардировщиков, их скорость. К середине войны советские войска стали применять тактику массированных авианалетов. Летящие на разной высоте группы машин заходили на цель с минутным интервалом. Требовалось точно рассчитать время удара каждого звена, чтобы никто не угодил под бомбы товарищей, причем в самых сложных налетах обязательно участвовали и лично контролировали их выполнение старшие офицеры. Только к концу войны командиров стали «привязывать» к земле, заставляя следить за своими соколами с командного пункта.

Франц Минкевич к 1944 году совершил более 40 ночных авианалетов на такие крупные промышленные и логистические (неуместно здесь!!) центры, как Берлин, Плоешти, Кёнигсберг, Вена, Варшава, Бухарест, Хельсинки, Рига и другие. Особенно тяжелыми были задания по бомбардировке Минска. В оккупированной столице БССР в доме на улице Аранской жила его мать.

Летом 1944-го Минкевича перевели с фронта в 27-ю учебную офицерскую авиационную дивизию ночных экипажей ВВС КА. Там он обучал новых штурманов.

В 1947 году в звании полковника Франц Минкевич уволен в запас. Поселился в Одессе, где проживал до смерти 17 января 1988 года.

Казимир Аркадьевич Шабан

Родился под Минском в деревне Шабаны 22 июня 1922 года. Вскоре его семья перебралась в столицу, точнее тогда еще в одноэтажную Грушевку. Окончил 10 классов средней школы № 3. Казимир, как и сотни других мальчишек, увлекался авиационным спортом. После уроков бежал на занятия в минский аэроклуб. Сразу после школы призвали в армию и направили на учебу в Энгельскую военную авиационную школу пилотов с сокращенным сроком обучения. Там его застала война.

С первых ее дней стало понятно: на всех фронтах острая нехватка штурмовиков. Летчикам-истребителям приходилось ждать, когда появятся свободные машины. В срочном порядке молодежь стали переучивать на Ил-2. Среди этих курсантов оказался Казимир Шабан. Почти 2 года он оттачивал мастерство владения летающим танком.

Летом 1943-го молодой лейтенант попал в горнило Курской битвы.

Летчики — народ суеверный. Считалось: если перешагнул через чертову дюжину боевых вылетов, то состоялся как пилот. Поэтому за 15-й вылет, как и полагалось, Казимиру Аркадьевичу вручили первую награду — орден Красной Звезды. Правда, уже 5 августа его штурмовик попал под огонь зенитной артиллерии противника и получил сильные повреждения. Машина стала неуправляемой, и Казимир Шабан вынужден был сесть на вражеской территории. Вместе с бортстрелком ему через несколько дней удалось выйти к своим. После этого случая Шабан стал летать намного осторожнее. В октябре 1943 года его Ил в очередной раз угодил под зенитный огонь. Пилот сумел увести машину. Дымящийся штурмовик заметили вражеские истребители. Несколько раз они атаковали советскую машину. Бортстрелок был ранен и уже не прикрывал тыл, но сбить Шабана немцам не удалось. Умело маневрируя, вернулся на поврежденном самолете на свой аэродром.

Вскоре Казимир Аркадьевич стал водить в бой звено штурмовиков. К ноябрю 1943 года на его счету — 51 боевой вылет, 12 уничтоженных танков, 30 автомашин, 6 артиллерийских орудий и 7 точек ПВО, а также результативный воздушный бой. Шестерка советских Ил-2 во время вылета засекла группу немецких пикирующих бомбардировщиков Ю-87. Было принято решение атаковать: сбили 3 вражеские машины. Победу записали как групповую на все 6 советских экипажей.

Летом 1944 года счет боевых вылетов Казимира Шабана перевалил за сотню. Это стало основанием для представления к званию Героя Советского Союза. В начале войны его присваивали за 20 вылетов на штурмовку. 2 августа 1944-го Казимир Шабан стал Героем. Он продолжал летать до самого конца войны. Казимиру Аркадьевичу доверяли вести в бой группу из 6-12 штурмовиков. Участвовал в Курской битве, Корсунь-Шевченковской, Львовско-Сандомирской наступательных операциях, в освобождении Румынии, Венгрии, Чехословакии.

После победы продолжил службу в авиации. 9 июля 1945 года погиб в авиакатастрофе у чешского города Брно, пилотируя штурмовик Ил-10. Похоронен в Одессе.

В 1977 году в минской средней школе № 3 открылся музей. Ребята провели большую поисковую работу. Выпускнику-герою посвятили отдельный стенд. Школьному мемориальному музею боевой славы присвоили имя Казимира Шабана. На доме в Грушевке, где жил Герой Советского Союза, установлена мемориальная доска.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ