Где и на каких условиях художники могут продать в Минске свои творения

В столице периодически появляются новые площадки, где художники, скульпторы и ремесленники могут не только показать свои работы, но и продать их. Корреспондент агентства «Минск-Новости» изучила арт-рынок и узнала, на каких условиях творцы могут реализовывать свои произведения.

Чуть больше года художники из «Минского вернисажа», который располагался возле Республиканского Дворца культуры профсоюзов на Октябрьской площади, ютятся в подземном торговом центре «Купаловский». Место, конечно, не самое подходящее для произведений искусства. Все-таки вернисаж задумывался как открытая городская площадка, где живописцы и народные умельцы выставляют на продажу свои творения.

Такие художественные рынки есть во многих городах мира. Особенно привлекательны они для туристов, которые хотят приобрести пейзаж или натюрморт с местным колоритом. Вскоре и в Минске откроется такая новая площадка. В историческом центре города начнет работу экспозиция «Вернисаж на Зыбицкой». Уже установлены 18 небольших павильонов на 72 торговых места. Состоялся аукцион на право их аренды. Однако мастера не спешат обживать эту площадку. Смущает высокая стоимость аренды. Наниматели должны ежемесячно платить за аренду земли и торгового места в павильоне, а также покрывать расходы по эксплуатации, текущему ремонту, затраты на санитарное содержание и обращение с твердыми бытовыми отходами. Получается порядка 160 рублей.

Цена для нас очень высокая. Поэтому хотим тех же условий, что были на «Минском вернисаже». Пока ведем переговоры с «Минской спадчиной» как с арендодателем, — говорит художница Елена Свистильник.

Она много лет продавала свои картины на рынке и вместе с коллегами выступала за его сохранение.

«Минский вернисаж» — это сложившийся культурно-туристический объект. Такие площадки украшают город. Туда приходят отдохнуть душой, погулять, пообщаться с художниками, купить понравившуюся работу по невысокой цене. В магазинах и галереях картины дороже. Да и для многих народных мастеров и профессионалов это хорошая площадка для представления своего творчества, — отмечает художница. — Нас переселили временно из-за строительства здания на Октябрьской площади и обещали создать новую городскую площадку. Но то, что на Зыбицкой, нас во многом не устраивает.

Павильоны на улице Зыбицкой

Художники продолжают торговать в «Купаловском», ведь там сохранились те же условия аренды, что были и на уличном вернисаже. Ежедневная плата за точку — чуть более 2 рублей. Даже если работать весь месяц, заплатишь около 70 рублей. Есть камера хранения, где можно на ночь оставить картины. Выгода очевидна, хотя признаются: покупателей немного.

В администрации центра рассказали: сейчас торговые места арендуют примерно 50 художников. Больше всего мастеров в выходные дни. Некоторые заплатили на аукционе за право занимать точку на «Вернисаже на Зыбицкой», но пока продают свои творения в подземном переходе.

Частный взгляд

Многие живописцы не воспринимают вернисаж всерьез как площадку для продвижения своего творчества и отдают предпочтение художественным галереям.

Площадка во многом определяет восприятие картины. Я свои предлагаю через галереи. Выбрал одну, условия сотрудничества с которой меня устраивают, говорит молодой художник Илья Спринджук.

В каждой галерее свои условия взаимодействия с творцами. Например, известные многим минчанам «Мастацтва» и «БелАрт» принимают на реализацию произведения искусства только членов Белорусского союза художников. Выставочные пространства создавало именно это общественное объединение.

Как рассказали в «БелАрте», художники не оплачивают услуги галереи. С каждым заключают авторский договор, оговаривают гонорар, который они получат после продажи своего произведения. Мастера определяют стоимость работ самостоятельно, но сотрудники галереи могут предложить скорректировать цену с учетом спроса. Продают картины уже с торговой надбавкой.

Частные галереи чаще всего берут полотна и скульптуры на комиссию, в редких случаях выкупают их у автора и продают. На реализацию принимают далеко не всё, что приносят. Искусствоведы оценивают художественную ценность, выбирают то, что им понравится, соответствует концепции галереи. Одни специализируются на современном искусстве, другие — на классическом, народном творчестве. Некоторые галереи действуют по принципу экспозиционных залов и организуют персональные выставки-продажи художников. Но в любом случае стоимость своего творения определяет автор, галереи берут себе процент от продаж либо фиксированную плату за услуги.

Наши галереи в Троицком предместье специализируются на декоративно-прикладном искусстве. Сотрудничаем более чем с 700 мастерами со всей Беларуси. Основные критерии отбора живописи, изделий из керамики, кожи, дерева, метала, соломки — соблюдение белорусских традиций, качество исполнения, авторская идея и художественная ценность. Мастера нам ничего не платят за возможность выставить на продажу свои работы. Цену определяют сами, в индивидуальном порядке оговариваем торговую наценку. Деньги получают после продажи, — объясняет искусствовед, директор галерей Елена Спиридонова.

Работаем с определенным кругом художников: призерами и лауреатами конкурсов. Важно, чтобы мастер был актуален, — рассказывает директор частной галереи Алексей Адуцкевич. — Нам интересно современное искусство — живопись, графика и скульптура. Выбираем произведения, ориентируясь на личные впечатления, вкус, опыт.

По его словам, арт-рынок в Беларуси небольшой. Галереи между собой не конкурируют. У каждой свои специфика, круг авторов и покупателей. Они дополняют друг друга и формируют культурную жизнь страны и столицы в частности.

Фото Павла Русака

ТОП-3 О МИНСКЕ