Где обитает робот, и как реставрируют книги. Побывали в секретных местах Национальной библиотеки
Кажется, что «алмаз знаний» постоянного посетителя уже ничем не удивит. На самом деле у библиотеки множество тайн и мест, недоступных для посетителей и даже большинства сотрудников. Что скрывается за секретными дверями — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Место, где лечат книги
В отдел реставрации и консервации библиотечных документов пускают не каждого. Более того, немногие и вовсе знают о его существовании, хотя именно здесь старым книгам дают вторую жизнь. На восстановление отправляют лишь избранных «пациентов» — тех, кто оказался на грани. Например, когда переплет рассыпается или плесень проедает страницу насквозь.
— Книга сложной реставрации проходит дезинфекцию, применение которой зависит от состояния экземпляра, состава бумаги, материала корешка, — рассказывает заведующая сектором реставрации Людмила Полтаран. — Каждую страницу дезинфектор обрабатывает обеззараживающим раствором, затем книгу сушат в развернутом виде, после — кладут под пресс для возвращения формы. Сильно поврежденные страницы мы восстанавливаем механизированным способом на листодоливочной машине.
Раствор из хлопкового волокна, который необходим для восполнения затрат, специалисты готовят в блендере, в то время как страницы книги помещаются на некоторое время в листодоливочную машину. После того как бумага хорошо промокла, выливают раствор в специальный резервуар. В итоге недостающие части страниц как бы прирастают. Готовые листы укрепляют крахмальным клеем и тонкой реставрационной бумагой.
Реставраторы восстанавливают целостность документа, стараясь максимально приблизить его вид к первоначальному, а также предотвратить дальнейшее разрушение. Работа эта весьма кропотливая. За день удается восстановить примерно 12 страниц, реставрация одной книги может затянуться и на полгода.
Управляют системами и включают подсветку
Еще одно интересное место в библиотеке — диспетчерская. Именно отсюда управляют всеми системами жизнеобеспечения.
— Здесь у нас сконцентрировано управление всем инженерным оборудованием Национальной библиотеки. Если где-то в здании сработает пожарная сигнализация, лампочки на плоском макете загорятся красным и раздастся тревожный сигнал. Мы первыми видим его и сразу же принимаем меры, — комментирует заведующий диспетчерским отделом Николай Галушко. — Также есть операторы по лифтам, которых в здании 19, 12 — пассажирские, с ними есть радиосвязь. Особое внимание уделяется микроклимату в книгохранилищах. Для сохранности книг создаются определенные условия: температура 18–21 °C и 50–60 % влажности, мы это поддерживаем.
Декоративную подсветку здания также включают из диспетчерского отдела, здесь же разрабатывается и сценарий освещения. Социальная и коммерческая реклама, праздничные эффекты — у всего есть определенное время, расписанное буквально по секундам.
Оцифровывают с помощью сканеров и робота
Самые редкие и старопечатные документы нуждаются в особых условиях хранения в недоступном для посторонних отделе библиотеки. А для того чтобы с ними мог ознакомиться широкий круг читателей, их переводят в электронный вид. Здесь же занимаются оцифровкой газет, журналов, нотных документов, графических изображений, аудио- и видеодокументов.
— Объем работы большой, скорость оцифровки зависит от состояния книги. В первую очередь работаем с теми документами, которые находятся в плохом состоянии и требуют ограничения доступа, — рассказывает начальник центра оцифровки и обеспечения сохранности библиотечных документов Виктор Пшибытко. — С некоторыми экземплярами справляемся быстро, что-то требует предварительной реставрации. Фонд редкой книги у нас большой, поэтому старые издание попадаются часто, недавно это была книга XVI века.
Оцифровывать документы помогают широкоформатные сканеры, один из них — сканер-робот. Вакуумная ручка-присоска переворачивает страницы, камера снимает их с помощью системы зеркал. Листки обдуваются воздухом, чтобы не слипались между собой. После сканирования специалисты занимаются обрезкой изображений, так как фотоаппарат фиксирует и пустые поля. В целом с задачей сканирования робот справляется и сам, но на всякий случай его страхует один из сотрудников.
Кроме робота-помощника есть в отделе оцифровки еще один интересный объект. В специальном контейнере здесь живут необычные насекомые — вьетнамские палочники. К книжному делу они отношения не имеют, да и сами по себе не особо заметные — сливаются с растениями в своем жилище, но если разглядеть, вызывают интерес.
Хранят в особых условиях
Масштабы фондов Национальной библиотеки впечатляют. Хранилища — с шестого по шестнадцатый этаж, и на каждом стеллаже поддерживается идеальный порядок.
— О том, что в библиотеке хранятся книги, знают все. Многие в курсе, что у нас можно найти подшивки старых журналов и газет. Кстати, за день сотрудники библиотеки принимают до 300 свежих газет. Все их нужно отсортировать, внести в каталог и расставить, — отмечает заведующая отделом хранения специализированных фондов Юлия Твердохлебова. — Но вот о коллекции изобразительных документов, нотных изданий, дисков и пластинок догадывается далеко не каждый.
На стеллажах «тайных комнат» отдела хранения специализированных фондов действительно много удивительного: необычные гравюры, старые плакаты и календари, из ностальгического — советские открытки с мишками и зайчиками. Здесь же хранятся оригинальные рукописи композиторов, которые не попадают в руки читателей. А вот прослушать пластинку может каждый посетитель в зале нотных и аудиодокументов. Там есть возможность получить записи, которые хранятся в библиотеке, причем как в электронном виде, так и на кассете. А еще — сыграть любые ноты на стоящем в зале фортепиано.
Фото Павла Русака