Где оживает бронза: экскурсия по мастерским скульпторов

Корреспондент агентства «Минск-Новости» сходила в мастерские минских скульпторов и узнала, что помогает мастерам создать атмосферу для творчества.

Многие художники не любят, когда кто-то врывается в их личное пространство и видит незаконченное произведение. Потому мастерская — место, как правило, скрытое, закулисное.

Побывать там — словно посетить другую планету. Оказывается, еще в 1990-х годах в Минске хотели воплотить проект по строительству творческих лабораторий в районе тракторного завода. Но все заглохло. Профессиональные мастерские теперь есть, по сути, только на улицах Гая и Некрасова.

Историческое место с монументальной атмосферой — мастерская художника и скульптора Александра Шаппо. Находится на территории Минского художественного комбината, построенного еще в 1930-х годах, на улице Некрасова. Там творили Заир Азгур и Иван Ахремчик.

Место семейное — трудится здесь вся творческая династия Шаппо: отец, братья и жена скульптора. Уголок Александра — в самом конце просторного зала, где в советское время кипела работа над крупными государственными заказами и проектированием станций метро.

Над неброским, но уютным диванчиком для отдыха — огромная картина, вдохновляющая буйством красок. Однако главная реликвия — старенький потертый комод, доставшийся от скульптора, причастного к облику столичной площади Калинина.

Обилие деталей — характерная черта интерьера мастерской. На полочках рядом с билетами из Парижа, скрутками бумаги разных сортов, бюстами в стиле Микеланджело и афишами выставок — восточные амулеты, календари и росписи в стиле гохуа. Из этих вещей можно собрать целый музей. Рядом с работами в бронзе и заготовками из пластилина — коллекция медных духовых инструментов и музыкальных дисков, старинные иконы и свечи, черепа животных и солдатские каски. Но, как ни странно, даже немецкая печатная машинка Stoewer Record гармонично вписывается в пространство. Все вещи хоть и бесконечно разные, но вместе образуют свою единую вселенную.

Каждый год в мастерской что-то совершенствуется. Не так давно достроили второй этаж и установили стеллажи. В центре — универсальный стол. На нем и по дереву режут, и семейные чаепития устраивают. Стол на специальных козлах, легко переносится и складывается.

— Я просто не могу себе позволить минимализм. Ведь в мастерской много детских работ и материалов. К тому же рассчитана она сразу на нескольких художников. Логично, что всё не концентрируется в одном пространстве, а расползается по полочкам. Зато тут проводят экскурсии для детей. Приходили даже из Национального художественного музея, — говорит Александр.

Нужную атмосферу для творчества помогает создавать музыка. Правда, есть одно правило: нельзя включать ее на самом начальном этапе — рождении идеи. Можно улететь в другие миры, потеряв изначальную задумку.

Музыка для меня — это вибрация воздуха, от которой колеблются чувства, руки, сердце. Я использую ее всегда, но только в середине творческого процесса. Она вводит в транс и избавляет от посторонних мыслей, — поясняет мастер.

Сейчас фоном звучит джаз трубача Чета Бейкера. Под его мелодии начинаем говорить о рождении скульптуры. Александр Шаппо подчеркивает, что это долгий путь — от лепки из пластилина до формовки и литейного процесса. На него нужны немалые деньги, потому и приходится заниматься прикладной работой, а не проводить все время в мастерской.

Гуляя по помещению, наталкиваюсь на скульптуру, скрытую под полотном. Это одна из самых последних работ.

Скульптура «Полковник» посвящена моему деду и Габриэлю Гарсиа Маркесу, вернее, его знаменитому произведению «Полковнику никто не пишет». Работа вылита в бронзе, но в ней проявляются свойства пластилина: четко видны отпечатки пальцев. Структура лепная, живая, — делится мыслями скульптор.

Отец привил Александру любовь к латиноамериканской прозе, а его дед был военным. Так и сформировался сюжет. В центре скульптуры — старый мексиканский боевой петух и пожилой человек в одном образе, уставший, но все еще полный сил и смелости. Птица лысая, у нее нет гребешка. Черты человека вклиниваются в строение перьев, напоминающих руки, и лап, схожих с ногами. Впереди у петуха — дорога, полная трудностей. «Как и вся наша жизнь», — дополняет Александр Шаппо.

Еще одна новая работа — «Император». Ее важно рассматривать со всех сторон. Впрочем, как и любую скульптуру. Сухопарый правитель, задорно шагающий, приподняв ногу, держит под мышкой череп любимого коня. Александр Македонский и Калигула в одном лице. Но пока это произведение не закончено, оно под строгим секретом.

Завершая свой рассказ, скульптор приносит треногу, на ней — планшет из бумаги и набросок женской фигуры:

— Всегда считал, что карандаши, которыми я работаю, должны дышать. Я храню их в контейнере с дырочкой. Вообще не люблю новые коробки — к ним сложно прикасаться. Как и к белым листам.

И действительно, альбом эскизов скульптора и графика разлинеен. В нем можно найти и мысли, и зарисовки. Главное, по мнению Александра Шаппо, понять, что искусство не сиюминутно, это долгий и трудный процесс.

Дыхание стен, любимый Сократ и волшебство реальности

Свою мастерскую скульптор и фотограф Евгений Колчев в шутку называет ленивой — из-за минимализма. Вдохновение при оформлении интерьера черпает из японского искусства, где все лаконично и продумано. Только самое необходимое. Расположилась небольшая комнатка с воздушными светлыми стенами на девятом этаже здания № 14 на улице Немиге. В этом доме работают много художников, так что атмосфера творческая.

— Если бы я жил один, то мой дом был бы похож на келью монаха: стул, стол и место для сна, а вокруг — белые стены, — говорит скульптор.

В его мастерской действительно ощущается дух свободы от лишнего. На стене напротив рабочего пространства, которое расположилось у окна, дартс. Ведь, когда долго стоишь и лепишь скульптуру, кровь застаивается, ноги затекают. Для того чтобы разогреться, у входа в мастерскую висит еще и турник.

Обычно Евгений Колчев работает днем, предпочитая мягкий скользящий свет, который наиболее четко проявляет объемы. Этого придерживались еще древние греки. Скульптура устанавливается на крутящуюся поверхность, чтобы все детали произведения просматривались максимально четко.

Мастерская маленькая, поделена на две части: рабочую и для отдыха. Евгений воплощает в жизнь в основном небольшие формы — портреты, фигурки животных. Поэтому ему и не нужно много пространства.

Пожалуй, в коллекции выделяется скульптура любимой собаки мастера — пса породы уиппет по кличке Сократ. Чувствуется тяга к портретам, которая параллелью проявляется и в фотографии. Кстати, мастерская Евгения Колчева еще и фотостудия. На левой стене — аккуратно свернутое черное панно-фон.

Помимо собственных скульптур — произведения, созданные природой. Или случаем. Например, бронза, оставшаяся в тигле, накапавшая в кварцевый песок. Этот фрагмент называется «Всплеск». На балконе лежат камни, рядом — кусочек дерева.

Что помогает Евгению Колчеву творить? Сейчас — аудиокниги. Нет, они не отвлекают, ведь слушает их мастер уже тогда, когда работа переходит в техническую стадию, набирает объем, делает каркас. А почему бы и нет? Времени для получения новых знаний не очень много.

Пол в мастерской живой — деревянный. Жалобно поскрипывает, но это уже привычно для слуха мастера. Зато теплый, в отличие от бетонного. Вдоль стен по всему периметру — полочки. Рядом с изваяниями из гипса, в которых можно узнать даже художника Романа Заслонова, «творческое кладбище» скульптур, которые так и остались в пластилине. Материал достался ученикам еще от Бембеля. Тут и оригинальный проект Евгения Колчева шахмат в виде обуви, и диптих: человек сломленный, а рядом — не сдавшийся. Второе — и о самом мастере.

— Многие заказчики думают, что нам, скульпторам и художникам, вообще не нужно платить, что мы не профессией занимаемся, а забавами. Так и отказываются многие от работ, потому что денег нет. А ведь создать скульптуру — это не мышкой покликать. Процесс трудный, дорогой, долгий, — делится Евгений Колчев.

С одной стороны, в произведениях скульптора много метафор, с другой — они очень близкие, человечные, душевные, списанные с реальных людей. Поэтому могут давать мощный эффект. Так, образ целующейся парочки помог женщине и мужчине, которые купили скульптуру, вновь обрести гармонию и воссоединиться. Именно отдача, понимание того, что у твоих действий есть отклик, смысл, несмотря на сложности, мотивируют мастера творить дальше.

Фото автора

ТОП-3 О МИНСКЕ