Где в Минске отремонтировать пианино и заказать инструмент с нуля?

Корреспондент агентства «Минск-Новости» отправилась на предприятие «Музрем» и посмотрела, как возвращают голос музыкальным инструментам.

У предприятия две мастерские: в одной занимаются баянами, пианино, музыкальной аппаратурой, в другой — всеми струнными.

На стеллажах — шуйская гармонь, тульский баян, немецкий аккордеон Weltmeister. Это пациенты мастера Валентина Барейши. Он окончил училище имени М. И. Глинки по классу народных инструментов. Музыкантом, правда, не стал, но вот уже почти 40 лет чинит инструменты и знает об их болячках всё.

Как вылечить гармонь

У аккордеонов и баянов рвутся меха, бывают проблемы с клапанами. Со временем сукно под ними истончается настолько, что обнажается металл. Клавиши задираются и хлопают, искажая звук. Ткань меняют. Если у инструмента проваливаются кнопки, значит, надо чинить механику. Ее полностью разбирают, ставят новые толкатели и подаватели. Дефицитные детали изготавливают сами вручную. Если барахлят резисторы, то смотрят на голоса и язычки. Их обязательно переливают восковой мастикой, которую тут тоже варят.

Валентин Семенович не рекомендует заниматься самолечением инструмента: ремонт в итоге обойдется дороже.

— В конце прошлого года женщина принесла немецкий аккордеон: начали западать кнопки. Ей посоветовали смазать их маслом. Использовала подсолнечное. Временно помогло, но потом кнопки опять перестали работать, на масло налипла пыль, которая была внутри инструмента, и оно загустело. Пришлось разбирать механику и всё отчищать, — приводит пример собеседник.

Самый большой кошмар для мастера — это скотч. Его часто используют, если в инструменте проходит воздух. Избавиться от липкой ленты довольно сложно — понадобятся растворитель и не один час времени.

Только после ремонта можно браться за настройку, что делают в специальной кабине. Настраивают баян и аккордеон от ноты ля: ее частота должна быть 440 колебаний в секунду.

Гитара из картона

На предприятии отмечают: на рынке есть инструменты хорошего качества, но довольно много и сомнительного, фактически они одноразовые.

— Как-то принесли гитару со сломанной головкой. Оказалось, это прессованный картон. Ремонтировать бессмысленно: картон не выдержит натяжения струн, — говорит директор «Музрема» Александр Хмурчик. Дешевые инструменты не дают специалистам скучать без дела.

Во вторую мастерскую предприятия приносят чинить цимбалы, гитары, домры, скрипки, балалайки. Проблемы примерно одинаковые: из-за натяжения струн ломаются подставки, деки, головки. У цимбал срывает вирбельбанк (это многослойная деревянная доска с отверстиями, предназначенная для закрепления колков, на которые натягивают струны). В инструменте 78 струн, они оказывают большую нагрузку на корпус, поэтому порой он не выдерживает.

— Когда начинается отопительный сезон, многие приходят с гитарами. В квартире жарко, струны натянуты, инструмент в напряжении, вот и вырывает подставку или деку. Ослабьте струны, лучше потом гитару настроить: она должна отдыхать, как человек после работы, — советуют мастера.

Чужое имя

Сегодня на рынке много частных мастеров по ремонту музыкальных инструментов.

— Что-то по мелочам они могут сделать сами, но если требуется серьезная починка, приносят к нам. Вот так за наш счет они делают себе имя, — не скрывает досады А. Хмурчик.

На предприятии отмечают: частники любят козырять квалификацией, например пианист-настройщик 8-го разряда. Но такой профессии нет, значит, и получить по ней разряд нельзя. Этому ремеслу не учат ни в одном учебном заведении страны. Когда еще действовали фабрики музыкальных инструментов в Борисове и Молодечно, настройщики стажировались там. Сейчас, чтобы стать докой, надо идти в ученики к старшим коллегам и на практике перенимать опыт.

Фортепиано под мрамор

С последствиями работы горе-мастеров специалисты «Музрема» сталкиваются постоянно. Александр Петрович вспоминает:

— Семья пригласила частника отремонтировать фортепиано. А заодно спросила, не знает ли он того, кто мог бы изменить цвет инструмента: он был черный и не вписывался в интерьер. Специалист сказал, что сам перекрасит пианино под орех. Через несколько дней клиенты увидели свое обновленное фортепиано и испытали шок: его покрасили обычной коричневой краской для пола. Всюду подтеки, краска попала под крышку, засохла, ее невозможно было открыть, клавиши не нажимались. Инструмент оказался безнадежно испорчен. На ремонт ушло бы очень много денег, а это того не стоило. В такой ситуации единственное, что я мог посоветовать, — сдать пианино в утиль и купить бывшее в употреблении, а мы его настроим.

Недавно один умелец поделился, как без шума и пыли изменить внешний вид пианино. Процесс перекраски довольно долгое и грязное дело: надо снять старый лак, зашлифовать поверхность и потом нанести новый. Всю процедуру выполняют, естественно, не в квартире заказчика, а в мастерской. Чтобы никуда не возить инструмент и не заморачиваться с лаком, он просто обклеивает его… самоклеящейся пленкой. И вот уже фортепиано под мрамор, белое, желтое.

— Это уродует инструмент, он теряет свой звук. Превращается в обычную мебель, — добавляет А. Хмурчик.

Справочно

Специалистам «Музрема» доводилось чинить и не типичные для мастерских инструменты: арфу для оркестра Михаила Финберга, литавры из Большого театра Беларуси.

Помимо ремонта здесь могут изготовить инструмент с нуля. Не только скрипки и балалайки, но и шумовые: трещотки, барабаны, бубенцы, колокольцы, колотушки. Больше стало заказов по изготовлению цимбальных палочек.

На предприятии собралась целая коллекция самодельных деталей, с помощью которых владельцы пытались починить свои музыкальные инструменты.

Фото автора

ТОП-3 О МИНСКЕ

Загрузка...