Где в Минске в ближайшее время установят светодиодное освещение, и чем оно лучше

Недавно «Мингорсвет» приступил к реализации проекта реконструкции городского освещения центральной части города. На участке от пересечения ул. Козлова с пр. Независимости и до площади Независимости заменяют опоры и светильники. Они стилизованы под те, которые видели минчане в 1950-х годах, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» на предприятии.

Натриевый свет, — говорит директор предприятия Славомир Гриневич, — уйдет окончательно. Своего рода тестовыми стали бульвар Мулявина, ул. Академическая и Купревича. Выпускать это оборудование начали тогда ЦСОТ НАН Беларуси и «Связьинвест». Со «связистами» сотрудничаем до сегодняшнего дня. Есть и другие производители, например Лидский завод электроизделий, который выпускает вполне надежную продукцию. Оборудование этого завода установлено на ул. Притыцкого на участке от кольцевой до строительного гипермаркета.

В Минске примерно 12 % всех светильников светодиодные. В уличном освещении их 5,9 %, в архитектурной подсветке — 28,5 %.

Плюсы и минусы

У светодиодных светильников есть очевидные и привлекательные преимущества. Они потребляют гораздо меньше электроэнергии при сохранении требуемых световых характеристик, но стоимость их гораздо выше. Светодиодные лампы зажигаются моментально, обладают высокой контрастностью и цветопередачей, что позволяет освещать территорию или помещение и днем, и ночью при намного меньшей мощности. Не требуют особых мер утилизации (чего нельзя сказать об аналогах на основе ртути), а значит, экологически безопасны.

Не случайно, когда работники ГАИ просят улучшить освещенность отдельных перекрестков, пешеходных переходов, всегда используют светодиодное оборудование.

Нельзя не упомянуть о диммировании (возможности регулирования светового потока). Светильник состоит из платы, где размещено определенное количество светодиодов, которыми можно дистанционно управлять. Специалист имеет возможность, сидя в кабинете, изменять их световые характеристики, увеличивая или уменьшая, например, освещение Минской кольцевой автодороги в вечерние или утренние часы пик и далеко за полночь, когда поток машин спадает, в зимнее или летнее время и т. д.

Поэтому на кольцевой автодороге, где сейчас установлено около 5 000 светильников мощностью 400 Вт, предложили заменить их на светодиодные меньшей мощности. Срок окупаемости проекта может составить около пяти лет, что считается правильным и допустимым. Это связано и с безопасностью дорожного движения: улучшаются световые характеристики, создается более комфортная обстановка для водителей.

Есть и другая сторона медали — вопросы технической эксплуатации. Пока точно неизвестно, насколько долговечны светодиодные светильники. Производители декларируют 10-летний срок службы. У нас они работают чуть более восьми лет, но уже кое-где начали выходить из строя.

Светодиодный светильник не отремонтируешь, как раньше электромонтер вкручивал-выкручивал лампочку. Продукцию выпускают разного калибра, обязательных стандартов на нее пока не существует, световая плата от одного светильника к другому не подходит.

В Ташкенте, где в 2017 году заменили свыше 100 тыс. светильников на светодиодные, каждый из которых стоит порядка 300 долларов, они уже начали выходить из строя. Сетовали на схожую картину наши коллеги из Рязани и других городов России.

Перспективы

Ничуть не сомневаясь в светлом будущем светодиодных светильников, переводить на них всё городское уличное освещение «Мингорсвет» не спешит. По существующим программам — энергосбережения, капитального ремонта, нового строительства — в Минске появляются ежегодно более 1 000 таких светильников. Эта продукция с каждым годом дешевеет, на рынке ее становится больше, улучшается качество, уменьшается срок окупаемости. Выдавая техусловия застройщикам относительно архитектурной подсветки зданий и внутриквартального освещения, предприятие прописывает обязательное применение светодиодов. И само использует их там, где целесообразно отказаться от старых. Представить город без светодиодных светильников уже сложно.

ТОП-3 О МИНСКЕ