Где в центре Минска скрыта гора благородного металла

Одним из самых богатых на легенды и предания мест в Минске является Золотая Горка.

Фото носит иллюстративный характер

Даже название его овеяно таинственностью. Одни твердят, что раньше эта возвышенность на пересечении современных пр. Независимости и ул. Козлова была покрыта густым лесом, который каждую осень перекрашивался в яркий желтый цвет. Путник, въезжающий в Минск через Комаровку, первым делом видел золотой холм, и лишь после него открывался вид на сам город, раскинувшийся за мостом на другом берегу Свислочи. Вот и назвали это красивое место таким лирическим именем.

Другая версия более драматична. Дело в том, что перед самым въездом в город уставшие путники теряли бдительность. Вот Минск виднеется, все тревоги путешествия позади, а впереди ночлег в тепле и уюте. В этот момент из леса на них нападали разбойники. Они обчищали путников и устремлялись обратно в чащу. Там же быстренько закапывали награбленное и превращались в обычных людей: крестьян, нищих, пьяниц и т. д. Но городская стража не дремала, и многие романтики большой дороги уже никогда не возвращались в лес на этом холме. За долгие годы там скопилось множество разбойничьих кладов. Так что минчане часто возвращались оттуда не с грибами, а с золотыми и серебряными монетами. Вот и стали называть эту местность Золотой горкой.

Самая же распространенная версия возникновения этого топонима спрятана за домом «Вечернего Минска». Это костел Святого Роха, названный в честь небесного защитника от холеры и чумы. Его статую во время одной из эпидемий в XVII веке минчане пронесли торжественной процессией по городу и установили в капличке на кладбище. Вскоре эпидемия пошла на убыль. Каждый раз, когда в Минск приходила холера, минчане шли молиться к статуе святого и после этого находились под его покровительством.

В середине XIX века после очередной эпидемии сотни минчан пришли на торжественное богослужение. После его окончания вперед вышел минский врач (по другой версии — священник). Он снял свой плащ, расстелил его на земле и бросил горсть золотых монет. Все, кто это видел, также пожертвовали свои сбережения. Вскоре на плаще выросла настоящая горка из различных монет, которые были пожертвованы на строительство каменного костела. В 1864 году был закончен красивый костел, который назвали Золотогорским.

С той старой деревянной капличкой связана еще одна городская легенда. Жил-был злющий пан. Был он скор на расправу и за малейшую провинность велел пороть своих слуг чуть ли не до смерти. Да и сам часто поднимал руку на любого горожанина, посмевшего, по его мнению, посмотреть на него косо.

Много нагрешил пан. Со временем в нем проснулись совесть и чувство необычной тревоги. Решил он откупиться от них, пожертвовав на благотворительность много золота. Только не принесло ему это покоя. Узнал пан, что на Золотогорском кладбище есть старая каплица, и решил он привести ее в порядок. Когда все было сделано, решил пан украсить южную сторону храма иконой. Но не нашлось в Минске свободных мастеров. Тогда он нанял местного крестьянина-самоучку с изуродованным лицом. Неделю он писал картину — всевидящее око Спасителя с нависшей на ресницах слезой. Она получилась такой восхитительной, что никого не могла оставить равнодушным.

Увидев икону, пан дал художнику мешочек золота, а само произведение решил оставить себе и повесил над кроватью.

Ночью разразилась страшная гроза. Пан проснулся в холодном поту и увидел освещенную икону. Око Христа с безмолвным укором глядело на него. Вдруг слеза сорвалась с ресницы и тяжело упала на пол. Обезумевший от страха богач бросился бежать через весь город, а икона плыла за ним по воздуху и роняла слезы.

Пан, не разбирая дороги, бросился прямо в Свислочь. Речные волны вмиг сомкнулись над головой грешника, и тут же буря стихла и наступил рассвет. Икона же чудесным образом очутилась на предназначенном для нее месте, на южной стене каплички.

Пан позабыл о том, что сам рассек лицо художнику в порыве гнева. Богач тогда ехал в раздумьях и ничего не видел перед собой. Его конь чуть не налетел на мольберт крестьянина, который в последний момент схватил его за уздцы. Разъяренный пан хлыстом рассек лицо крестьянину и уехал. Пан забыл об этом в тот же вечер, но не забыл этого молодой художник. Деньги, полученные за картину, крестьян выбросил в Свислочь. И как только золото упало в реку, послышалось «мщение».

ТОП-3 О МИНСКЕ